За имущество – свое и минобороны!

Оценить
Обманутые дольщики разорившегося ЖСК «Полет» требуют восстановления справедливости

«Мы пытаемся вернуть свое имущество и имущество министерства обороны РФ. Мы хотим сломать порочную систему искусственного производства обманутых дольщиков отдельными представителями власти Саратовской области. Призвать правоохранительные органы к добросовестному исполнению своих обязанностей и принятию решений по выявленным преступлениям. Но пока мы сталкиваемся с отписками со стороны следственных органов и явным нежеланием заниматься нашими проблемами», – с таким заявлением в редакцию «Газеты недели» пришел Вячеслав Жданов, председатель ЖСК «В Единстве сила», объединившего граждан, пострадавших от деятельности ЖСК «Полет», ЖСК «Терем», ЖСК «Лада Плюс», ООО «Саратовский дом» и НП «Единство Поволжья».

История печально известного ЖСК «Полет» была многократно описана в СМИ несколько лет назад, когда судили его бывшего председателя Григория Гладуна. Вячеслав Жданов и члены ЖСК «В Единстве сила» считают, что она во многом была искажена, а наказаны были далеко не все виновники происходившего. Сегодня на страницах нашего издания бывшие военные рассказывают свою версию событий.

Земля для военных, ЖСК из военных

Жилищно-строительный кооператив «Полет» создавался в 1990 году, когда министерство обороны Российской Федерации выделило землю под строительство жилья военнослужащим и членам их семей. Участок общей площадью в семь гектаров был сформирован на территории рабочего поселка Соколовый в Саратовском районе и был оформлен в постоянное бессрочное пользование ЖСК. В кооператив вступили 15 человек – военнослужащие части № 21965 и специалисты, связанные со строительством. Первоначально планировали построить коттеджи по типовому проекту, где площадь одного дома составляла 350 квадратных метров. Для начального финансирования (оплаты 30-процентного паевого взноса) члены ЖСК брали кредиты в банке.

К строительным работам приступили в 1991 году, еще при советской власти. В качестве подрядчика привлекли Трест № 7, а заказчиком строительства выступало управление капстроительства облисполкома Саратовской области (ЖСК передал это право управлению капстроительства отдельным договором).

Изначально собранных средств хватило только на несколько домов. Все деньги пайщиков съела гиперинфляция (доходившая в то время до 2600 процентов), лишив ЖСК возможности обеспечить всех своих членов жильем. Как говорит Вячеслав Жданов, кредит, взятый на строительство коттеджа, стал равен одной месячной зарплате пайщика. Расплатиться с подрядчиком тоже было нечем. И с 1993 года никто из первоначальных пайщиков больше не вносил в ЖСК ни копейки.

Денег не было, но держались

На общем собрании членов жилищно-строительного кооператива было принято решение пригласить для строительства другие компании, располагавшие своим финансовым, техническим и административным ресурсом. Параллельно в ЖСК привлекали новых пайщиков. В итоге была выбрана научно-производственная фирма «Авангард». Общее количество членов ЖСК составило в то время уже 28 человек (включая 6 представителей «Авангарда»). С компанией договорились расплатиться домами, и строительство с его участием велось до 1995 года. Потом «Авангард» вышел из этого проекта, переключившись на более для себя интересный. К 1995 году в ЖСК «Полет» были подтянуты центральные коммуникации – вода, канализация, электроэнергия, газ. В разной степени готовности появилось 11 домов.

Финансовое состояние ЖСК «Полет» в это время по-прежнему было неустойчивым. Средства пайщиков были практически израсходованы, однако кооператив получал государственную поддержку. Бюджет компенсировал удорожание строительных материалов – до 70 процентов их стоимости, при условии оплаты 30 процентов пайщиками кооператива. Однако этих денег всё равно не хватало для продолжения строительства, поэтому ЖСК «Полет» снова прибег к привлечению новых пайщиков.

В 1997 году генеральным подрядчиком выступила воинская часть № 64066. Заказчиком осталось управление капстроительства Саратовской области. К 1999 году с помощью этого подрядчика в ЖСК уже было 18 домов в разной степени готовности. Однако при этом не было ни одного дома, готового к сдаче в эксплуатацию. Этот подрядчик, как и предыдущий, вышел из проекта, но уже по причине финансовой. В ЖСК не было достаточных средств, чтобы расплатиться со строителями. Последний расчет с в/ч 64066 был произведен в 2006 году.

С 1999 года функции заказчика и подрядчика принимает на себя НП «Единство Поволжья». Финансовое состояние этой компании позволяло ей взять на себя проблемный объект. НП расплатилось с предыдущим подрядчиком и приступило к работе. Между НП и ЖСК была составлена так называемая «шахматка»: распределение долей между участниками строительства (примерно 70 на 30). НП «Единство Поволжья» успешно строило поселок до 2009 года. Параллельно НП «Единство Поволжья» строило другие объекты – в ЖСК «Терем», ЖСК «Лада Плюс» и ООО «Саратовский дом». Все эти ЖСК в процессе работы НП «Единство Поволжья» оказались тесно друг с другом связаны и плотно друг с другом взаимодействовали. Их члены передавали друг другу имущество, деньги, строительные материалы.

Следствие докажет незаконную реализацию 19 домов, стоимостью приблизительно 10 миллионов рублей каждый, и 9 земельных участков

Так, один из пайщиков Александр Рачко получил право на дом в ЖСК «Полет» в обмен на сданную двухкомнатную квартиру в кооперативе «Лада Плюс». Пайщица Нонна Водолазова получила право на дом в поселке за поставленные в ЖСК «Терем» стройматериалы.

«Я сам привез на площадку ЖСК «Полет» стройматериалы для ООО «Саратовский дом». Но потом из них построили дом в «Полете», и занял этот дом председатель ЖСК «Терем» Сергей Тюрин», – рассказывает Вячеслав Жданов. Все они позже будут признаны судом пострадавшими, потому что своих домов в коттеджном поселке эти люди так и не увидели. Но тогда, в конце 1990-х – начале 2000-х, никаких проблем не было. Строительство пусть медленно, но шло.

Самопровозглашенный председатель и Ко

В начале двухтысячных проблемы начались непосредственно внутри самого ЖСК «Полет». Правда, известно об этом станет значительно позже. «В 2004 году якобы происходит переизбрание председателя ЖСК «Полет» и им становится Григорий Гладун. До этого функции председателя исполнял Владимир Козук, а Гладун был помощником, – рассказывает Жданов. – При этом Гладун никогда не был членом ЖСК и никогда не вносил деньги. Но после того как он якобы был избран председателем, в ЖСК начались явные проблемы. Я говорю «якобы», потому что потом выяснилось, слишком поздно, к сожалению, что документ, свидетельствующий об избрании его председателем, поддельный. А Гладун – самозванец».

Имущество ЖСК начало утекать в чужие руки. По словам Вячеслава Жданова, Григорий Гладун, будучи якобы председателем кооператива, находил подставное лицо. Этот человек обращался в администрацию Саратовского района с просьбой о выделении ему земли. И администрация выносила постановление о выделении участка «из бывших земель ЖСК «Полет».

«Это шокирующая ситуация, потому что нет ни одного документа, подтверждающего передачу земли от ЖСК «Полет» в муниципалитет. Тем не менее, глава администрации Саратовского района Наталья Корниенко ставит свою подпись на таком постановлении. В материалах уголовного дела в отношении Гладуна представлены доказательства по 22 таким эпизодам», – рассказывает Вячеслав Жданов.

Следствие докажет незаконную реализацию 19 домов, стоимостью приблизительно 10 миллионов рублей каждый, и 9 земельных участков. Но само по себе, по словам Жданова, это стало возможным благодаря тому, что в должности председателя ЖСК Гладуна утвердили фактически два человека – Василий Бородин, работавший водителем в ЖСК «Лада Плюс», выступивший в роли председателя собрания ЖСК «Полет» (хотя никогда не был его членом), а также Наталья Емельянова, работавшая бухгалтером в ЖСК «Лада Плюс», выступившая в роли секретаря собрания ЖСК «Полет».

«Они сделали выписку из протокола общего собрания от 24 октября 2004 года, по которой зарегистрировали Григория Гладуна в качестве председателя ЖСК «Полет» в налоговой инспекции № 12, – рассказывает Вячеслав Жданов. – Однако потом, уже в январе 2017 года, на очередном судебном заседании, где мы отстаиваем наши гражданские права, Владимир Козук, которого пригласили в качестве свидетеля, подтвердил, что никакого собрания членов ЖСК в октябре 2004 года не было. А Бородин и Емельянова никогда не являлись членами ЖСК «Полет». Следовательно, вообще не имели права подписывать какие-либо документы в кооперативе, тем более такой. Более того, Козук выразил удивление по поводу того факта, что в налоговой инспекции при регистрации Гладуна не проверили подлинность документа, не сравнили списки членов ЖСК, не увидели очевидного – подписали документ люди, которые никакого отношения к кооперативу не имели».

Активная распродажа имущества ЖСК «Полет» по незаконным схемам, как рассказывает Вячеслав Жданов, началась в 2007 году и продолжалась вплоть до июня 2009 года.

Прежде чем скрыть, можно еще заработать

По словам нашего собеседника, чтобы скрыть незаконную распродажу имущества ЖСК «Полет», Григорий Гладун в 2009 году инициирует процедуру банкротства кооператива. Однако, как выяснится позже, прежде чем написать заявление о банкротстве, Гладун обращался в Арбитражный суд с иском к министерству финансов Саратовской области. Как поясняет Вячеслав Жданов, Гладун потребовал взыскать с бюджета в пользу ЖСК задолженность по компенсации удорожания стоимости строительства жилого дома ЖСК «малоимущим и состоящим на учете по улучшению жилищных условий гражданам». Сумма иска в заявлении – 2 миллиона 137 тысяч 800 рублей.

По словам Жданова, Гладун в ходе следствия давал пояснения по этому эпизоду. «Как рассказывал Гладун (это есть в материалах уголовного дела), к нему пришел некто А. Жаров и предложил свою помощь в получении этой компенсации. Деньги Жаров предлагал поделить пополам, – говорит наш собеседник. – Гладун рассказал, что подписал все необходимые документы, которые ему от Жарова принес адвокат Юрий Адушкин. В суде никаких сложностей с присуждением компенсации не возникло. Как только решение вступило в силу, минфин, не пытаясь обжаловать это решение, выплачивает деньги – 2,1 миллиона рублей – кооперативу «Полет». Часть денег, а именно 1,28 миллиона рублей, Гладун переводит ООО «Гранд-Сервис», якобы в качестве уплаты доли Жарова за содействие. Всё движение средств подтверждено банковскими документами. Оставшуюся сумму Гладун переводит нескольким фирмам – ООО «Монолит», ООО «Филат», ООО «Стройком» – в качестве оплаты за какие-то работы, проведенные для кооператива. Никакие работы документами потом не подтвердились».

По словам Вячеслава Жданова, и ООО «Гранд-Сервис», и три других компании довольно скоро снова всплывут в истории ЖСК «Полет» уже как кредиторы банкротящегося кооператива. Появится в нем и адвокат Юрий Адушкин – как конкурсный управляющий банкротящегося предприятия.

Преступление доказано, наказаны не все

Все факты, описанные Вячеславом Ждановым, отражены в материалах уголовного дела в отношении Григория Гладуна по заявлению обманутых дольщиков. Таковыми в процессе расследования были признаны пять человек, включая самого Жданова. Гладуна же в итоге осудили за мошенничество с имуществом кооператива и за незаконное банкротство предприятия. Однако главной проблемы это не решило.

Обманутые дольщики до сих пор не восстановлены в правах. И Вячеслав Жданов пытается эту ситуацию исправить. «Гладун признан единственным преступником во всей этой истории, – говорит наш собеседник. – Однако роли Василия Бородина, Натальи Емельяновой, Натальи Корниенко, Степанцова – главы администрации р. п. Соколовый, ни следствием, ни судом в этом деле, к сожалению, никак определены не были. Хотя они все так или иначе были причастны к распродаже домов и участков в кооперативе «Полет». Мы пытались добиться восстановления кооператива. Но нам отказали все судебные инстанции, потому что мы не являемся кредиторами кооператива при банкротстве. Тем не менее, мы продолжаем бороться за свои права, за свое имущество, за имущество минобороны, в конце концов. Кто-нибудь должен нас услышать!».

У Жданова и его товарищей по несчастью, так же, как и он, лишившихся домов, есть свое объяснение того, почему их делу не дают ход и почему они сталкиваются с непониманием в судах.

«Если предположить, что ЖСК «Полет» был бы восстановлен, то все проданные участки и дома прошли бы процедуру гражданских исков. Вся недвижимость вернулась бы в кооператив. Иски повисли бы на приобретателях этого имущества. Часть из них, которые не участвовали в махинациях с продажами, с исками не согласились бы, подали бы иски на администрацию Саратовского района. Администрация должна была бы вернуть землю ЖСК «Полет», а лицам, которые построили на этой земле дома, – возместить ущерб. Каждый дом по 10 миллионов рублей, плюс стоимость участков. А если учесть эпизод с незаконным получением компенсации из бюджета, в скандал оказалось бы втянуто правительство Саратовской области, – объясняет Вячеслав Жданов. – Всё это достаточные основания, чтобы как можно скорее замять наше дело и заставить закон замолчать».