Майская ночь, или Тусовщики

Оценить
Оружие, рыболовные снасти и дамские наряды в неформальной атмосфере музеев

«Ночь музеев» – единственный день в году, когда в музеи выбираются даже те, кому в голову не придет сделать это в любое другое время года. Потому и характер этого глобального мероприятия больше тусовочный – как для тех, кто привык вариться в культурной тусовке города, так и для тех, кто просто ищет возможность необычно провести вечер. А в этом году музеи, словно сговорившись, начали активно открывать новые выставки еще в начале недели. Видимо, подогревая интерес публики.

Орудие прогресса

Одним из самых активных стал краеведческий музей, который в День музеев, 18 мая, провел отчетную пресс-конференцию, посвященную раскопкам в золотоордынском городе Укеке. А за два дня до этого в его стенах открылась выставка «Оружейная кладовая». Поскольку в фондах музея более 700 единиц хранения, показать было что. В экспозицию попало более полутора сотен самых интересных образцов холодного, огнестрельного и метательного оружия XVI–XX веков, а также доспехи, предметы снаряжения и военного обихода. При этом большая часть из них экспонируется впервые.

На презентации выставки все выступавшие стремились подчеркнуть, что оружие не стоит воспринимать как нечто негативное. Это орудие прогресса, и без него нынешняя жизнь выглядела бы совсем иначе. Специалисты оценили результат работы сотрудников музея, а коллекционер Виталий Уланов пообещал, что посодействует в организации последующих выставок на эту тему.

Кривой Кремль

В День музеев в Саратовском художественном училище им. Боголюбова открывали сразу две выставки. Первая, коллективная – «Невозможное искусство и оптические иллюзии в технике эмали», на которую попали работы Зураба Церетели, Константина Худякова, Евгения Матько, Антона Батишева и многих других отечественных и зарубежных авторов. Вторая, персональная – «Отраженная реальность» Константина Маркова, которая включила в себя авторские снимки отражений. Особенно обращает на себя внимание фотография Спасской башни Кремля в отражении то ли лужи, то ли кривого зеркала. Таким знаменитое сооружение мы видеть не привыкли.

Impossible art – достаточно молодое течение искусства, оно появилось в 1980-х, а до нашей страны дошло спустя десятилетие. Это течение намеренно пытается выстроить головоломки для зрителя. При этом многие работы совмещают разные техники. Например, на картинах Михаила Мантуллина можно обнаружить даже микросхемы.

С рюмочкой и рыбкой

«Ночь музеев», проходившая в этом году 20 мая, уже давно не ограничивается только музеями. Помимо очевидных участников в этом году к празднику присоединились галереи «Эстетика», «ИМХО» и MoreArt, Медиатека М48 и даже дом Гектора Баракки. Один из инициаторов его восстановления – культуртрегер Игорь Сорокин – впрочем, успевал попасть и на другие площадки. В частности, он присутствовал при символической закладке камня на территории будущей картинной галереи Дома Павла Кузнецова, чьим первым директором являлся долгие годы.

Дом Кузнецова не оставляет надежды сделать галерею в соседнем нежилом доме по Валовой – территории самого дома-музея не хватает, чтобы создать в его стенах полноценную постоянную экспозицию. Впрочем, дом на Валовой находится в таком ужасном состоянии, что о его эксплуатации пока речи не идет. Символическая закладка камня из армянского туфа прямо на песок, конечно, не решает проблемы, но это все-таки красивая акция.

Кстати, армянская тема стала в этот раз главной для Дома Кузнецова: здесь состоялся финисаж выставки «Viva la vita» Лауры Хачатрян, во дворе музея весь вечер можно было наблюдать армянские танцы и игры, завершиться вечер должен был показом документального фильма одного из постоянных участников кинофестиваля «Саратовские страдания» Армана Ерицяна. Но назойливый дождь внес свои коррективы в программу.

Состав участников выставки «Антропология саратовского рыбака» в программе Дома Кузнецова казался странным: Николай Аржанов, Сергей Трунев и Алексей Голицын. Из них художником является только первый, поэтому справедливо рождались мысли: а что же попадет на выставку, помимо картин? Оказалось, что рыболовные снасти (многие из которых сейчас запрещены для ловли), лещи и даже старый-престарый пистолет, который использовался то ли рыбаком для самообороны, то ли милицией, боровшейся с браконьерами.

Открытие этой выставки стало одним из самых неформальных за последнее время. Авторы много шутили, намекали на то, насколько весело проходят рыбалки, и давали слово своим друзьям: то стихи почитает редактор журнала «Волга» Алексей Александров, то с коротким перформансом выступит столичный поэт Герман Лукомников, у которого 23 мая в этих же стенах пройдет творческий вечер. Так что музей Кузнецова в очередной раз подтвердил негласное звание самого тусовочного музея.

Можно прикасаться

Музей Федина, в отличие от музея Кузнецова, сделал выбор в пользу мультиформатности: театрализованные экскурсии, квесты (они в последнее время стали одной из фишек музея), танцы фламенко, «Баян-шоу». И, конечно, сами выставки. Например, «Кладовая реконструктора», на которой представлены предметы одежды в стиле классицизма и модерна, доспехи средневековых воинов, медали, этнографические игрушки и художественные работы. Вечное правило «к экспонатам не прикасаться» в этот вечер не работало. Девушки могли примерять шляпки и учиться у экскурсовода Марии Силашиной, как в XIX веке было правильно намекать мужчине на заинтересованность его персоной, а молодые люди надевали на себя тяжелые доспехи, дивясь силе предков. Правда, чтобы попасть на эту выставку, нужно было достаточно долго простоять в очереди под дождем. Таковы издержки «Ночи музеев».