Профессия: проводник в поездной мир
С наступлением лета люди мчатся в отпуска в разные уголки России, заблаговременно купив билеты в комфортабельных поездах любимой компании РЖД... Ладно, не будем о грустном. Возможно, и вам предстоит дальняя дорога. Тогда обратите, пожалуйста, пристальное внимание на маленького человека, обслуживающего вас в вагоне.
Работа мечты
Мое знакомство с профессией проводника пассажирского вагона случилось пять лет назад, еще в студенческие годы. На стенде в университете увидела объявление о наборе проводников в саратовский филиал РЖД. Условия труда казались подходящими, трудоустройство не требовало никаких вложений: необходимо было пройти бесплатную медкомиссию и окончить двухмесячные курсы. Летом пускают дополнительные поезда, и штатный состав проводников не справляется с нагрузкой. На помощь идут студенты, безработные, алкоголики, тунеядцы – словом, все те, кого при обычных обстоятельствах никуда бы не взяли.
После трех недель скитаний по кругам ада железнодорожной поликлиники у меня на руках оказалась заветная справка – отсутствие противопоказаний к работе. Потом началась серьезная учеба на проводницких курсах. Пять дней в неделю с 12 до 19 часов мы изучали электросхему вагона, принцип работы водонагревателя и массу других важных вещей, которые, как это часто бывает, ни разу не пригодились на практике.
Забегая вперед, сразу скажу о преимуществах работы на железной дороге.
Во-первых, это уникальная возможность повидать необъятные просторы нашей страны, познакомиться с большим количеством разных людей, увидеть другую жизнь. Для меня, никогда раньше не выезжавшей за пределы Саратовской области, это воспринималось как выигрыш путевки на Мальдивы.
Во-вторых, для студента это неплохая возможность подзаработать во время летних каникул. В месяц удавалось заработать 15–19 тысяч рублей – практически сказочную сумму, учитывая тот факт, что почти полмесяца приходилось на выходные.
В-третьих, это опыт. Жизненный. Работа на железной дороге не хуже армии готовит к жизни, заставляя выкручиваться из нереальных ситуаций. Думаю, что на этом плюсы заканчиваются.
Пассажир всегда прав
Рейс начинается с планерки, где набранный штат поезда собирается вместе. Расписавшись в журналах по технике безопасности, мы разбредаемся по своим вагонам. Там же обычно знакомишься со своим напарником и узнаешь, в каком вагоне придется трястись ближайшие сутки.
На то, чтобы прожевать первые впечатления от увиденного, дается от 15 минут до полутора часов. За это время нужно заодно растопить титан, пересчитать всё, от ложек до ершиков в туалете, разложить туалетную бумагу. За «шилом-мылом» (санитарно-гигиеническими средствами) и «чайкой» (чайная продукция для продажи) нужно идти в штабной вагон – забирается это в огромных мусорных пакетах и выглядит одинаково несъедобно.
Ну вот, первые пассажиры уже барабанят в тамбурную дверь, желая усесться и разгрузиться как можно быстрее. Проверив у них документы и билеты, пускаешь в поездной мир. И тут срабатывает распространенное заблуждение, что проводник как представитель железнодорожной компании ответственен за то, в каком состоянии находится вагон. Он и сам впервые едет в этом скрипящем корыте. Приятно, конечно, что пассажиров беспокоит то, что по нашей стране катаются старые вагоны, но, к сожалению, проводник ничего с этим сделать не может.
В летнюю жару каждый второй пассажир первым делом осведомляется, есть ли в вагоне кондиционер. После ответа проводника возможны два варианта развития событий: пассажир смиряется с жестокой реальностью и не жалуется на очевидные вещи либо начинает предъявлять претензии, ссылаясь на то, что на кассе ему обещали вагон с кондиционером (кассиры в глаза не видят эти вагоны). Но даже если вагон был выпущен в этом тысячелетии и в нем действительно есть кондиционер, это далеко не гарантирует, что кондиционер будет нормально работать весь путь. Техника легко выходит из строя, и единственное, что можно сделать на случай 40-градусной жары, – приоткрыть маленькую щелку в окне.
Нередко, если кондиционер работает, происходит столкновение титанов: старушек и мамаш с детьми со всеми остальными. Каждые 10 минут одна из сторон по очереди подходит к проводнику и просит включить/выключить кондиционер.
Кстати, о титане – кипятильнике. По старой железнодорожной традиции есть в поезде принято начинать еще до того, как он тронется. Меня всё время удивляло, почему проводнику по технике безопасности не выдают противогаз. Он незаменим, когда пассажиры заваривают «доширак». Но это еще ничего по сравнению с запахами в вагоне после станции Котельниково по пути на Черное море. Здесь пассажиры падают в объятия торговок копченой рыбой, а потом половина вагона переходит на рыбно-пивную диету.
Биотуалеты – второе после кондиционеров разочарование пассажиров: они есть далеко не везде. Они чище и современнее, их не нужно закрывать на станции. Минус в том, что у биотуалетов тоже часто бывают поломки. Разъяснения, что кидать бумагу в унитаз нельзя, не всегда находят понимание у пассажиров. В сравнении с ним старая проверенная система «шпалы стерпят», что в старых вагонах, выглядит надежнее. Правда, и там периодически пытаются запихнуть предметы, несоразмерные с дырой в унитазе.
После смерти все проводники попадут на верхнюю полку возле туалета
Не подумайте, что одни только капризные и неаккуратные пассажиры доставляют хлопоты проводникам – сами проводники тоже далеки от совершенства.
В списке самых страшных грехов, в которых будут раскаиваться проводники, под номером один наверняка стоит «китайка» (говорят, после смерти все проводники попадают на верхнюю боковую полку возле туалета). «Китайка» – это бывшее в употреблении постельное белье, снова запакованное в одноразовый полиэтиленовый пакет, который запаивается с помощью зажигалки и таблички с номером вагона. Для «китайки» тщательно отбираются самые свежие и немятые простыни, полотенце и наволочка. Делают ее нечасто – только в том случае, если произошла ошибка при подсчете постельного белья, комплектов не хватает, а оплачивать белье из собственного кармана проводник не хочет или не может.
За каждую вещь в поезде проводник несет персональную ответственность, будь то застиранное тысячу раз с хлоркой полотенце или ложка. Указываю это не случайно, потому что порой даже такие вещи привлекают пассажиров. Некоторым людям нравится «коллекционировать» подстаканники с символикой РЖД – может быть, чтобы ностальгировать о былых поездках, сидя на диване перед телевизором? Только для проводников недостача одного подстаканника – 740 рублей из личного кармана в конце рейса.
С пустыми карманами проводнику в поездку лучше не отправляться. С каждого вагона в конце рейса взимается неофициальный сбор от 100 до 500 рублей в пользу начальника поезда, который якобы договаривается со всевозможными контролерами-ревизорами, чтобы те не ходили с проверкой по вагонам. Хочешь ты этого или нет, никто не спросит – это поездной закон. Некоторые начальники поезда устанавливают жесткие планы по продаже лотерейных билетов и чайной продукции. Если чипсы и шоколад не распроданы, проводник должен выкупить их у РЖД сам, и не по самому выгодному тарифу.
Свои кровные вкладывать как-то не хочется, поэтому проводники пытаются заработать деньги в пути. Продают чайную продукцию выше цен, указанных в прейскуранте, берут плату за пользование розеткой, микроволновкой или холодильником из проводницкого купе. Как змии-искусители, идут на поводу у человеческих слабостей: снабжают пассажиров пивом по 120 рублей за банку (при изначальной цене в 40 рублей), закрывают глаза на курение во время движения поезда (от 100 рублей). Хорошо обогатиться можно, сдав в аренду проводницкое купе пассажирам, желающим доехать с бОльшим комфортом (1,5–4 тысячи рублей за весь маршрут).
Пассажиры порой сами скромно просовывают свои купюры за небольшие, временами странные услуги. Например, как-то одна бабушка дала мне 500 рублей только за то, чтобы я присмотрела за ее 15-летним внуком – здоровенным детиной, который всю дорогу не отрывался от книжки. А однажды дрессировщица из семейства Запашных по документам на кошку приказала втащить в вагон огромный накрытый куб. В клетке и впрямь была кошка, только дикая. Запашная непонятно как уговорила нас с напарником принять редкого белого тигренка за домашнюю кошку (проезд диких животных в поездах запрещен) – всего за сэлфи с животным. Из-за тигра мы рисковали сильно, жалели о своем решении еще сильнее. На обратном пути пассажиры пожаловались на удушающий запах в купе: оказалось, «кошку» выпускали из клетки и позволяли ей мочиться прямо на ковер.
В конце рейса проводник тонет в груде грязного постельного белья, пытаясь рассортировать его по мешкам. Собирает мусор, убирает вагон. В зависимости от графика движения поезда у него есть какое-то время на еду, отдых и прогулку по городу. Например, прибыв на поезде Саратов – Адлер на конечную станцию, можно искупаться в море, а на поезде Астрахань – Санкт-Петербург – погулять по Невскому.
А потом – снова толпы пассажиров, безумные происшествия, одинаковые станции и виды из окна, рассветы и закаты под стук колес. Трое суток пути – и вот снова проглядываются очертания родного города. Уезжать хорошо, но возвращаться домой еще лучше. Особенно если приходится делать это шесть раз в месяц.