По заветам царя Мидаса

Оценить
Либеральная публика любит подискутировать, какую из великих книг превращают в реальность в современной жизни. Тут, понятно, и обе книги Джорджа Оруэлла – «1984» и «Скотный двор».

Либеральная публика любит подискутировать, какую из великих книг превращают в реальность в современной жизни. Тут, понятно, и обе книги Джорджа Оруэлла – «1984» и «Скотный двор». «Москва 2042» Владимира Войновича с каждым днем становится не сатирической и фантастической повестью, а летописью наших буден. «Похождения бравого солдата Швейка» тоже весьма к месту. И, конечно, – наше всё Михаил Салтыков-Щедрин. Многое еще можно вспомнить. Не жизнь, а сплошная экранизация, правда, с дурными актерами.

Но есть еще одна книга, которую, как кажется, никак к нашей реальности не привяжешь. Это «Легенды и мифы Древней Греции». Нет, кто хочет, может поискать среди современников Геракла. Один кандидат есть – и с птицами летает, и амфоры со дна достает, и в хоккей играет лучше, чем олимпийские чемпионы. Но не о нем пойдет речь. Был в Древней Греции такой царь Мидас. Вообще-то незадачливый был мужчина. Вроде дружил с богами, но большой пользы ему это не приносило. Как-то Мидас помог Дионису, и бог предложил исполнить любое его желание. Мидас и попросил, чтобы всё, к чему он прикоснется, превращалось в золото, а потом решил поужинать. Взялся за хлеб, и пришлось ему бежать назад к богам, умолять забрать назад этот дар.

Если же обращаться к современности, то надо заметить, что способность мифического Мидаса передалась нашим чиновникам. Всё, к чему они прикоснутся, превращается – нет, не в золото, а в некую дурно пахнущую субстанцию.

Вчера в нашем городе завершился урбанистический форум. На самом деле – интересное мероприятие. Временно исполняющий свои обязанности Валерий Радаев имел возможность лишний раз публично помечтать о Саратове как о туристической Мекке всего мира. Попутно озадачил горожан некоторыми открытиями. Например, заявил, что в островной части хорошо развит бизнес. Интересно, о чем это? О турбазах, о торговле пивом – не пояснил врио. Каждый занимался своим делом: мечтатели обсуждали идеи прекрасного города – без автомобилей, и все ездят на велосипедах. Состоялся концерт, впервые без всякой политической подоплеки, без медведей на заднике сцены и благодарностей в адрес Вячеслава Викторовича. Имена исполнителей мне лично не говорят абсолютно ничего, выходит, страшно далек я от современного российского искусства. Еще фестиваль еды проводился на набережной. И тут чиновники решили подстраховаться – разослали телефонограммы. «Прошу Вас обеспечить участие не менее 47 человек в мероприятии Городской пикник, которое состоится 13 мая 2017 года с 12.00 до 20.00 на Набережной Космонавтов, у 1-го причала. Сбор 13 мая в 12.00 у памятника Ю. Гагарину. Семьи должны быть распределены гуляющими по ярусам на набережной. Наибольшая активность семей с 12.00 до 17.00».

Насколько я знаю, люди и без понукания пришли и без приказа проявляли «наибольшую активность». Но, увы, не может наш чиновник обойтись без того, чтобы не поруководить народными массами, вот и рассылает разнарядки – сколько людей должны прийти и возложить цветы, сколько – прийти и поесть. Считают, видимо, наши чиновники, что пропадет народ без них, не справится.

Понятно, что не обошлось без любимой нашей забавы – перекрывания улиц. Перекрыли все въезды на Набережную Космонавтов. Нет, конечно, движение надо как-то регулировать, например, создать временные перехватывающие парковки – чтобы те, кто хотел приехать на праздник, могли оставить машину неподалеку. Но это сложно, проще запретить, а потом удивляться, что очень многие саратовцы не оценили ни чиновничьи старания, ни сам урбанистический форум. Словом, если хотите, чтобы у какого-либо интересного мероприятия было как можно больше изъянов – привлеките к организации саратовских чиновников. Да, еще вопрос от бывшего лодочника – зачем было запрещать маломерным судам движение вдоль набережной? Десанта опасались?

А теперь опять о царе Мидасе. Этот парень не раз попадал в переделки. Как-то взялся судить музыкальный конкурс богов, вроде Евровидения: кто лучше играет на флейте – Пан или Аполлон. И чем-то ему игра Пана понравилась больше. Раздосадованный Аполлон наградил Мидаса ослиными ушами – так он оценил его музыкальный слух. Как ни пытался Мидас скрыть свои новые уши, и волосы отпускал – ничего не помогало. Вскоре все узнали, какие у него уши. Могу ошибиться, но поговорка «уши торчат» имеет что-то общее с этой историей.

В воскресенье в Москве состоялся двадцатитысячный митинг против реновации – принудительного сноса пятиэтажных домов в столице. Пришел на митинг и Алексей Навальный с женой и сыном. Стоит напомнить, что Навальный бывший кандидат на пост мэра столицы, набрал почти 30 процентов голосов. Так вот вскоре после прихода Навального с митинга выдворили – с женой и сыном. Подошло полтора десятка полицейских и относительно вежливо, но настойчиво попросили уйти. Каким законом они руководствовались? Да никаким, что называется, по беспределу. Общественность тут же возмутилась (в интернете) и всю вину взвалила на организатора митинга журналистку Екатерину Винокурову. И, возможно, для этого были некоторые основания. Но в любом случае – мы же знаем, чьи уши торчат из-за спины Винокуровой. И вообще эти господа с торчащими ушами воюют с Алексеем Навальным совсем уж по устаревшим рецептам. То выпустят ролик, сравнивающий его с фюрером. То раздадут ленивым своим писателям одинаковые методички, а писатели, не утруждая себя, выдают в паблик одинаковые тексты. То попытаются купить топовых блогеров, и это тут же становится всем известно. И главное – эффект получается всегда обратный. Вывели Навального с митинга под аплодисменты окружающих, понятно, не полиции хлопали. А новость об этом затмила все новости о митинге. «Осталось из-за Навального запретить праздник 12 июня», – иронизирует Глеб Павловский.

И тут от аналогий с греческой мифологией мы перейдем в мир русских пословиц и поговорок. Одна из них гласит: «Заставь дурака богу молиться – он лоб расшибет».