Законы и деньги
Заседания в Саратовской городской думе превращаются в какие-то унылые похоронные поминки. Во-первых, обсуждать нечего – у представительного собрания законами федерального и регионального уровня отняли почти все полномочия. Да к тому же декоративная ныне фигура председателя думы не располагает к дискуссиям. Поэтому если они где и идут, то на депутатских комиссиях или вообще на выезде, за пределами думы. Например, про то, как прокурорский надзор мешает муниципальной власти бороться с траншеями на дорогах, мы никогда бы ничего не поняли, просто побывав на внеочередном заседании думы, которое состоялось в минувшую пятницу.
Интересное какое нормотворчество
В марте 2017 года Саратовская городская дума внесла поправки в Правила благоустройства Саратова. Депутаты решили дать администрации возможность контролировать и наказывать ресурсоснабжающие организации, грешащие тем, что после аварий на трассах, сетях и других коммуникациях бросают разрытые ямы незаделанными. В новой редакции Правил тогда записали, что все работы, связанные с разрытием грунта или вскрытием дорожных покрытий, производятся только после получения письменного разрешения, выданного в администрации Саратова. Еще одна поправка разрешала муниципальным чиновникам составить протокол о привлечении к административной ответственности тех, кто наспех, кое-как засыпал разрытую траншею мусором, например.
В ответ на эти вполне понятные нововведения из прокуратуры города пришел протест. «Нельзя, – погрозили депутатам пальчиком прокуроры, – не имеете права вводить такие меры принуждения к порядку. Вы всего лишь муниципальная власть низшего уровня в стране и должны святее собственных запросов и интересов чтить законы РФ и региона. И если там сказано, что вы должны сидеть и помалкивать, значит, сидите и молчите в тряпочку».
Это я вам рассказываю своими словами суть прокурорских претензий. В их-то протесте всё, конечно, красивее расписано. Они ссылаются на восьмую главу закона Саратовской области № 104 от 29.07.2009 года «Об административных правонарушениях на территории Саратовской области», где сказано, что административная ответственность за нарушения правил производства земляных работ в нашем регионе не предусмотрена. Так что п. 4.8.17 городских Правил благоустройства, «устанавливающий, что уполномоченные должностные лица органов местного самоуправления имеют право составить протокол для привлечения виновных лиц к административной ответственности за производство работ по засыпке траншеи некондиционным грунтом без необходимого уплотнения или при иных нарушениях правил производства земляных работ, противоречит требованиям действующего законодательства».
– То есть контроль за теми, кто нарушил дорожное покрытие, не может осуществлять городская власть? Правильно я понимаю? – задал вопрос депутат Юрий Ерофеев.
– Только через суд, – ответил ему председатель комитета дорожного хозяйства и благоустройства городской администрации Геннадий Свиридов.
– Может, нам прокуратура объяснит, как в такой ситуации работать?
Прокурор Андрей Жаднов, который подписал протест, промолчал. По букве закона он считал себя правым, а прокурорам кроме буквы закона и не положено ничего знать. Другое дело, что депутаты могли бы начать бурно обсуждать сложившуюся ситуацию и заклеймить существующую уродливую систему норм, правил и законоподчинения по вертикали власти. Что это за интересно выстроенное законодательство получается, когда за последствия вскрышных работ отвечает городская власть, за дорожное движение по ямам и ухабам – тоже на нее все шишки сыплются, а выписать штраф, чтобы настоящим нарушителям неповадно было беспредельничать, она не может. Но депутаты под руководством Виктора Малетина с прокурорами не спорят. Сказали, что протест приняли к сведению. И будут вырабатывать законное решение.
Депутат Дмитрий Кудинов уже после заседания обратил внимание, что в нормах, регулирующих права городской власти, вообще много интересного. Вот есть, например, в администрации Саратова муниципальный дорожный контроль, но контролировать процесс засыпки траншеи он не может – нет на это у него полномочий. Даже если он своими глазами увидит, что инертное вещество, которое засыпают в разрытую яму, окажется не песком, а землей или мусором, он должен закрыть на это глаза. Потому что это уже вопрос технологии засыпки траншей, а их предписано контролировать другим уполномоченным лицам.
«Мы же понимаем, что прокуратура не будет стоять у каждой ямы и смотреть, правильно ли ее засыпают. Мы понимаем, почему полицейские не могут штрафовать водителей автомобилей за стоянку на зеленых зонах. И мы пытаемся получить хотя бы процессуальную возможность призывать к ответственности за нарушения прописанного порядка, если нам не дают полномочия в полном объеме», – говорит он.
Если ямы появляются, значит, это кому-то выгодно
Очередную попытку получить эту процессуальную возможность я наблюдала опять же на минувшей неделе, когда депутаты Саратовской городской думы пришли к коллегам в областную думу с поправками в региональный закон «Об административных правонарушениях». Суть обсуждаемых в тот день поправок сводилась к тому, чтобы дать муниципальной власти возможность штрафовать тех, кто разрыл траншею для ликвидации аварии, не поставив об этом в известность администрацию, или нарушил сроки дальнейших восстановительных работ.
Муниципальная власть, защищая свои новшества перед областным уровнем, подчеркивала, что речь не идет о длине и ширине ямы, о том, песком или щебнем она засыпается. Они не замахиваются на то, чтобы изменить в этой части федеральный закон. Но федеральный закон потенциально не запрещает муниципалитетам устанавливать сроки существования этой ямы и порядок предупреждения о ее появлении.
Понятно, что организациям, эксплуатирующим различные сетевые хозяйства, такие ограничения не нужны. В условиях кризиса они не первый день применяют маленькие хитрости, пытаясь уйти от дополнительных материальных затрат. Заявляя, что у них нет денег и возможности делать плановые работы, они сокращают их на бумаге в несколько раз. По факту все эти работы остаются, но переходят в разряд аварийных. Но аварийные мероприятия не могут идти месяцами. Однако закон на их стороне, и никто ничего с этим не может сделать. «Только сказать можно: ребята, вы нарушаете. – Да, нарушаем. – Как бы надо сделать... – Да, как бы надо...» – это Дмитрий Кудинов на пальцах показывает областным коллегам всю абсурдность общения муниципальной власти с ресурсоснабжающими организациями в отсутствие неотвратимости наказания рублем за нарушение порядка проведения аварийных работ.
В ответ региональный уровень власти хмурит брови и как бы не верит чистоте помыслов городских. На стороне регионального уровня стоят представитель прокуратуры и несколько юристов. Не очень-то понятно, за кого они горой – то ли за покой водоканальцев-газовиков-теплосетевиков, то ли есть какой-то жирный минус, который получит регион, если его законы начнут корректировать с нижнего уровня, то ли просто жалко представителям областного уровня наделить муниципальную власть возможностью зарабатывать. Ведь все собранные за нарушения порядков штрафы они смогут зачислять в свой городской бюджет.
При этом областной уровень чиновного люда как-то не сильно волнует, что если оставить всё как есть, то муниципальная власть, чтобы вписаться в существующий закон, будет ходить в суд по каждой чужой яме, доказывая, что это не ее ответственность и не должна она на эту яму тратить деньги из городского бюджета. И пока будет идти затяжная судебная процедура, яма останется стоять разрытая, тысячи раз обруганная всеми водителями и их пассажирами вместе со всей городской властью в придачу.
Парламентеры из городской думы напомнили, что несколько лет назад в Саратове действовало решение, по которому разрывшему яму на дороге предписывалось отремонтировать не только ее площадь, а дорогу на всю ширину. Из-за этой нормы просадок и провалов на дорогах какое-то время было меньше. До сей поры целое полотно дороги по улице Максима Горького от Сакко и Ванцетти до проспекта Кирова после масштабного ремонта сети тому в подтверждение. Но потом норму отменили. И теперь летят в адрес администрации Саратова предписания из ГИБДД: привести дороги в порядок, коли власть за дорожное полотно отвечает.
«Ну дайте нам хоть какой-то стоп-сигнал для должностных лиц. Мы же не просим дубинку, чтобы ей размахивать. Но не вам же приходят жалобы от людей про ямы, по два месяца не засыпанные, и про провалы, в которые машины падают», – искал всё новые аргументы депутат Кудинов.
Представитель прокуратуры в областной власти Олег Петров не уставал показывать себя упертым противником этой муниципальной инициативы. Сказал, что административные санкции, действующие, законные, не требующие никаких дополнений, уже есть. Спросил, сколько штрафов сумел наложить город за неисполнение предписаний. Кудинов ему ответил, что муниципальная власть лишена права накладывать штрафы, но составила десять тысяч протоколов о нарушениях. Эти предписания с пожеланием взять штраф направила в соответствующие органы, в том числе и в областную прокуратуру, которая благополучно три тысячи из этих муниципальных постановлений отменила.
«Еще раз. У нас есть все запреты. У нас нельзя лежать на зеленых газонах, ломать ветки, выгуливать животных, у нас ничего нельзя. И эти запреты прописаны в федеральном законодательстве. Коллеги, но ведь не работает ничего! – возмущался муниципальный депутат. – Ну никого не привлекают к ответственности! Не хотят этого делать те, кто имеет право. Мы готовы делать это. Мы хотим. Мы наведем порядок».
Кстати о травке
Заместитель председателя Саратовской городской думы Анатолий Серебряков достал фотографии машин, припаркованных на газонах. Все сплошь дорогие иномарки. На 50 таких автомобилей муниципальная власть отправила обращения в ГИБДД. В ответ получила, что нет здесь состава преступления. Потому что нет в правилах дорожного движения, за исполнение которых и отвечает ведомство, такого нарушения, как постановка транспорта на газоне.
Присутствующий на заседании представитель МВД подтвердил, что всё так и есть. Хотя в той же Белоруссии это нарушение в правилах дорожного движения прописано. «Почему у нас не могут принять это правило, мне не понятно, – сказал он, удивившись тому, зачем пытаться на местном уровне латать дыры федерального законодательства. – Надо просто выйти в Государственную думу с предложением о внесении изменений в ПДД и ввести эту ответственность. Соседние государства работают с ней, а мы из года в год вопрос поднимаем и не можем никак заделать пробел».
Вопрос про травку был не праздным. Потому что по существующему сегодня в России законодательству порчу газона можно только подвести под порчу чужого имущества. И каждый раз доказывать в судах с бумагами и с экспертизами, чье имущество, кем конкретно и на какую сумму было испорчено.
Несколько важных вопросов для чиновников и работников «Администрации кладбищ»
На внеочередном заседании Саратовской городской думы все остальные вопросы были техническими. Например, прокуратура города предписала администрации города вносить поправки в Устав Саратова без процедуры публичных слушаний. Правда, это упрощение касается только тех поправок, формулировки которых дословно совпадают с положениями, прописанными в Конституции, федеральных и региональных законах.
К федеральному законодательству здесь же привели положение о подарках муниципальным служащим. Теперь все подарки с драгоценными камнями, из золота, платины и других дорогих металлов муниципальным служащим лучше сразу отдать в Гохран России, не мечтая оставить себе.
Нарушало федеральное законодательство и предельное соотношение расходов на оплату труда руководящих и рядовых работников казенного учреждения «Администрация кладбищ». Раньше на руководителей этого учреждения приходилось 40 процентов от общего фонда оплаты труда, а теперь по Трудовому кодексу придется ограничиться 35 процентами. Фонд оплаты не изменится, но рядовые работники порадуются 10-процентной прибавке. С деньгами у них было не очень. Получали около 16 тысяч рублей в месяц. В то время как руководитель учреждения – 45 тысяч.