А мы всё равно цветем и пахнем!

Оценить
На дебатах «Единой России» было всё, кроме самих дебатов

– Домашняя свинина только на шашлык идет.

– А если много мяса, на фабрику, завод его можно сдать?

– На переработку наше мясо никто брать не будет. Там шпик другой. И это нерентабельно. Его только на рынках продавать. Хотите, я вас с руководителями сельскохозяйственных рынков в Юбилейном и Солнечном познакомлю?

– На рынках домашней полно. Там под видом домашней свинины и всякую другую продают. Кстати, нужно депутатам за этот вопрос взяться.

– А вы напишите, что у вас свинина вкусная. Поставьте мангал. Жарьте шашлыки. Организуйте дегустацию.

Этот диалог завязался между участником праймериз ЕР Романом Ковальским и учительницей из Новых Бурас в саратовском офисе партии власти сразу после завершения дебатов в минувшие выходные. И после продолжился на улице.

Говорили они эмоционально, долго. Ковальского дергали, напоминали, что «машина пришла», а педагог всё пыталась выяснить, что же делать тем, кто трудится в сфере животноводства. «Тебе это зачем?» – посмеивались над женщиной свои же, но она не отступала.

Учительница хотела услышать от возможного кандидата в депутаты новые эффективные методы помощи селянам. Ковальский же упирал на то, что всё давно придумано, нужно просто заставить это работать. После чего прозвучал грустный вывод: общие слова и болтология...

Учительница в дебатах не участвовала. Она состояла в команде поддержки другой конкурсантки – Елены Шведовой. Задавала вопросы, высказывалась, спорила и снова задавала вопросы. Чем нарушала идеальный регламент мероприятия.

В эти выходные в Саратовской области прошли очередные дебаты участников праймериз ЕР. Описанная выше история оказалась самой яркой и интересной из всего, что нашему изданию удалось увидеть и услышать в этот раз.

Дебаты прошли в Саратове, Балакове, Балашове, Вольске, Ершове, Татищеве и Энгельсе. За два дня состоялось 39 встреч. Самыми популярными среди участников стали темы «Доступность и качество образования», «Поддержка социально незащищенных слоев населения», «Экология и защита окружающей среды».

Жаркие? Острые? Пресные!

Слово «дебаты», если заглянуть в словарь Ушакова, происходит от французского debats – спор.

Какие прилагательные к слову дебаты вы, уважаемые читатели, можете назвать? Жаркие. Бурные. Горячие. Острые.

Наверняка никому из вас не придут на ум такие словосочетания, как «скучные дебаты», «нудные дебаты», «пресные дебаты».

Но именно такими получились дебаты, проходившие в рамках праймериз «Единой России» в Саратове. Спорами, прениями, активными обсуждениями здесь и не пахло.

Справедливости ради стоит отметить, что побывали мы не на всех дебатах, возможно, где-то и было настоящее обсуждение вопроса. Хотя вряд ли...

Причин тому несколько: регламент мероприятия, ранжирование кандидатов, сама процедура праймериз.

Во-первых, регламент дебатов таков: на выступление кандидата отводится две минуты, на вопросы – по одной минуте, на ответы – по три. Самое главное – участники вопросы друг другу задавать не могут, их задают только члены их группы поддержки.

Во-вторых, ранжирование кандидатов. На одной площадке встречаются не соперники, а просто те, кто по каким-либо причинам выбрал именно эту тему. У этих людей нет задачи выделиться на фоне остальных, их фамилии в одном бюллетене стоять не будут.

Например, площадка ГТРК «Саратов». Тема – поддержка социально незащищенных слоев населения. Участники: одномандатники из округов № 10 (Петровский), № 3 (Заводской) и списочники из округов № 7 (Ленинский), № 8 (Кировский), № 15 (Марксовский).

В-третьих, сама процедура праймериз. Как ни крути, но направлена она не на выявление и продвижение действительно интересных участников, а на привлечение внимание к партии и демонстрацию ее «демократичности». Посмотрите потом, кто выйдет победителем...

Куда податься: во врачи или в кассиры Макдональдса?

Суббота. За полдень. Дом знаний. Он же планетарий. Большой зал. Скрипучие кресла. Полтора десятка человек. Четверо кандидатов (двое не явились по уважительным причинам). Тема: «Здравоохранение и демография».

Директор «Опоры» Сергей Новиньков в ожидании дебатов активничает. Разговаривает по телефону, ходит туда-сюда, повторяет текст. Сейчас он связан с госзакупками, а когда-то учился на врача, потому и решил поговорить про медицину.

Главный редактор службы новостей «ТНТ-Саратов» Илья Леонтьев сидит в центре зала в окружении двух человек.

Справа и слева в первом ряду в одиночестве ожидают начала мероприятия главный врач саратовской больницы № 8 Юрий Максимов и заведующий урологическим отделением энгельсской больницы № 1 Константин Трощановский.

За три минуты до старта все заняли свои места. Собравшихся в зале проинструктировали, научили пользоваться микрофоном и попросили отключить мобильные телефоны. Дебаты и их онлайн-трансляция начались точно по расписанию.

Выступали участники в алфавитном порядке.

Первым начал Леонтьев. Он признался в любви к родному городу. Отметил, что в праймериз он не статист. Объяснил причину, по которой он здесь: достиг такого личного и профессионального роста, чтобы не только освещать проблемы, но и принимать участие в их решении. Основными проблемами здравоохранения он назвал падение авторитета медицинских профессий и сокращение общего уровня образования россиян.

Выступление Максимова, врача в пятом поколении, проходило на позитиве. Правда, в отведенное для выступления время он не уложился. После подробного рассказа о достижениях вверенной ему больницы (ремонт, аппаратура, снижение смертности, увеличение числа малоинвазивных операций) Максимов перешел к тому, как функционирует возглавляемый им проект ЕР «Здоровье – детям». На этом его и прервали.

Новиньков первым делом поблагодарил партию власти, которая ему, беспартийному, дала такую замечательную возможность поучаствовать в политической жизни региона. А потом перешел к главной проблеме российского здравоохранения – дефициту медицинских кадров. Причина дефицита банальна – низкая зарплата.

Трощановский, родившийся в семье сельских врачей, рассказал, что не понаслышке знает о непростой жизни медиков на селе. И выразил надежду, что в будущем высокопрофессиональную помощь смогут получить все, а не только жители мегаполисов и крупных городов.

Приветственные и заключительные выступления дались кандидатам неплохо. Кто-то их читал, кто-то рассказывал. А вот когда начались вопросы, многие поплыли.

Как привлечь специалистов на село? Необходимо поднимать село и повысить престиж профессии. Как повысить престиж профессии? Поднять зарплату и обеспечить социальную защищенность.

Такие вопросы и ответы в разных вариациях звучали на мероприятии от начала и до конца. Забегая вперед, расскажем, что такие же темы поднимали и на других площадках. Об образовании, сельском хозяйстве. И везде всё упиралось в престиж, деньги и инфраструктуру.

Как решить проблему нехватки участковых, спросили Новинькова. Пересматривать программу подготовки: минздрав смотрит, каких профессий не хватает, и доносит сведения до ректоров медуниверситетов.

Почему так много журналистов решило избираться в областную думу, поинтересовались у Леонтьева. О проблемах нужно говорить открыто, если представители СМИ попадут в региональный парламент, они будут это делать.

Что нужно, чтобы побороть наркоманию в молодежной среде, спросили у Максимова. Пропаганда и воспитание, чтобы на наркотики времени не оставалось.

Говорили участники и их группы поддержки об озлобленности врачей и пациентов. Первые злятся из-за большого объема бумажной работы и увеличивающегося потока больных, вторые – из-за того, что доводят до последнего и вместо профилактических мер зачастую прибегают к крайним.

Итоговые выступления получились очень разными.

От Новинькова прозвучали общие слова. О здоровой нации – производительном ресурсе, который важен для любого общества. И необходимости особого контроля правительством сферы здравоохранения.

Трощановский поблагодарил ЕР, которая много делает для медицины, и еще раз упомянул о необходимости пересмотра принципа децентрализации медицинской помощи.

Максимов говорил о возвращении принципов распределения специалистов на село, необходимости законодательной инициативы о возможности тратить средства ОМС на закупку оборудования и капремонт, решении вопроса об экстренной закупке дорогостоящих медикаментов.

Леонтьев привел для примера несколько цифр: час работы врача в среднем стоит 140 рублей, медицинских сотрудников среднего звена – 72–82 рубля, кассиров и менеджеров в Макдональдсе – 138 и 160 рублей соответственно.

Ведущая аграрная держава

В воскресенье в офисе ЕР на Советской прошли дебаты на тему: «Агропромышленный комплекс и развитие села». Из шести заявленных участников пришли пятеро. У последнего, говорят, была уважительная причина.

В зале собралось 16 человек. «Что-то зрителей маловато сегодня», – заметил один из дебатёров. «Все ушли на городской пикник», – пошутили ему в ответ.

Индивидуальный предприниматель из Ртищевского района Михаил Калинин во время выступления, видимо, немного нервничал, оттого раскачивался из стороны в сторону. Рассказал о себе, о сельском хозяйстве после распада СССР, о пользе продовольственного эмбарго, введенного в ответ на санкции против РФ, о лидерстве страны по некоторым сельскохозяйственным показателям, о необходимости двигаться дальше и хороших делах ЕР. При этом отметил, что сельское хозяйство – одна из самых проблемных сфер современной России.

Генеральный директор балаковского тепличного комбината «Волга» Роман Ковальский рассказал о своих достижениях. Был главой Калининского района, сейчас депутат в калининском райсобрании. Поднял свое предприятие, доставшееся ему на грани банкротства, теперь оно вносит большой вклад в продуктовую безопасность региона. Переживает за инфраструктуру на селе, диспаритет цен, ратует за доступность кредитов аграриям. Говорил он быстро, громко, напористо.

Следующий участник – аксакал областной думы Николай Семенец, вещал неторопливо, вкрадчиво. Зачитал отрывок из своей книги «Жизненные вехи» о том, как он в 1994 году – с тогдашним депутатом облдумы Вячеславом Володиным – ездил по селам. Объекты социальной сферы не отапливались, хозяйства разваливались, безнадега стояла страшная. После этого власти за село взялись, и последние три года никто из фермеров в убыток не работает, резюмировал депутат.

Раздались аплодисменты. Это хлопала группа поддержки депутата. Эти хлопки сопровождали любую речь Семенца до окончания дебатов.

Выступление директора новобурасской школы № 1 Инны Тарасовой напоминало школьное сочинение. Она читала его и иногда запиналась. Было сочинение об уезжающей из села молодежи, о необходимости налаживания инфраструктуры и необходимости объединения для решения такой сложной задачи.

Директор новобурасской школы № 2 Елена Шведова тоже говорила о низком уровне сельской жизни, о нехватке специалистов, разработке комплекса мер по развитию территорий и уважении к крестьянам.

Участников спрашивали, как сельхозпроизводителям пробиться в торговые сети и сделаться конкурентоспособными, как решать проблемы с питьевой водой, как привлечь инвесторов, на чем должна сделать акцент власть – на крестьянско-фермерских хозяйствах или крупных комбинатах.

Ответы были разные. Чаще всего общие и явно заученные фразы, с патетикой. Так, в ответ на вопрос об агропромышленной политике и роли инвесторов в регионе Семенец заявил: «Общепризнано, Саратовская область является ведущей аграрной державой в Российской Федерации». Иногда ответы получались совсем не по теме. Так, у Тарасовой спросили о проблемах с питьевой водой в некоторых селах, а она стала говорить об изменениях в лучшую сторону: газификации, доступности образования. Реже всего звучали действительно интересные и дельные ответы.

Участники говорили о необходимости введения на законодательном уровне торговой наценки (оптовая цена огурцов, по словам Ковальского, у него 50 рублей, в магазинах они продаются по 100–120). О восстановлении мелиорации (Семенец заверил, что этот год станет переломным, в комплекс будут вложены приличные деньги, и всё наладится). Приводили положительные примеры по развитию сельских территорий (Шведова рассказала про село Лох, где пытаются выжить с помощью агротуризма). Озвучивали свои инициативы (если дать муниципалитетам больше власти и пересмотреть налоговое законодательство, восстановление села пойдет быстрее, уверен Калинин).

Дебатировали собравшиеся больше часа, однажды двое чуть было даже не поспорили, но их прервали. В итоге сошлись на том, что жизнь на селе улучшается, руководство в стране и области адекватное, законы есть, программы есть, осталось дело за малым – найти на всё это деньги.

В завершение хотелось бы привести оптимистичный отрывок из выступления Семенца: «Человеческий фактор – много значит. Ельцин разваливал сельское хозяйство. Сейчас у президента другое отношение. Санкции, запреты к нам применяют. А мы всё равно цветем и пахнем!».