Карнавал на могилах

Оценить
9 Мая – день памяти и скорби или веселый праздник?

«Время лечит не только раны,
но и больную правдой память».
Виктор Ерофеев

На той неделе на нашем «Открытом канале» историки из саратовского университета Владимир Хасин и Денис Креленко обсуждали среди прочих тем и то, как мы празднуем 9 Мая. Прозвучало слово «карнавализация», то есть превращение в карнавал. По мнению Владимира Хасина, это многое объясняет: и малышек в подобии военной формы, и обвешанные георгиевскими лентами машины, и турниры, кто больше подтянется/отожмется/присядет в честь праздника. И в этом случае, опять же, по словам нашего гостя, все буйства и пиршества не должны вызывать отторжения. Если, конечно, выкинуть из головы то, по какому поводу праздник.

Возможно, наша молодежь, а в большинстве своем она-то и устраивает карнавалы, ничего не знает о войне. А те, кто знает правду, пусть не из личного опыта, но хотя бы из книг, не спешат с ней делиться. Хотя, если почитать писателей-фронтовиков, то оказывается, что поводов для веселого праздника нет совсем. Для скорби и памяти есть, для песен и плясок – нет. Трижды раненый фронтовик, написавший лучшие книги о войне – Виктор Астафьев в одном из писем буквально взывал к нашей совести: «Сколько потеряли народа в войну-то? Знаете ведь и помните. Страшно называть истинную цифру, правда? Если назвать, то вместо парадного картуза надо надевать схиму, становиться в День Победы на колени посреди России и просить у своего народа прощение за бездарно «выигранную» войну, в которой врага завалили трупами, утопили в русской крови».

Два полка

Главной приметой празднования Дня Победы теперь становится, нет, не парад, а акция «Бессмертный полк». Наверное, уже нет смысла рассуждать лишний раз о том, как искренняя инициатива томских журналистов, попав в чиновничьи руки, стала очередным мероприятием из плана мероприятий праздничных дней. Хотя слова одного из основателей «Бессмертного полка» Сергея Лапенкова привести стоит: «Я просто надеюсь, что идея «Бессмертного полка», идея личной памяти – это идея, которую совершенно исказить и изуродовать невозможно. Как бы они ни старались собирать эти красивые колонны, школьников подтягивать, одевать детей в военную форму, какие-то квесты патриотические проводить, фейковые проекты затевать – это всё не сильнее того личного отношения к своей истории, которое у каждого человека всё равно есть».

Наш коллега надеется, что идею личной памяти исказить и изуродовать невозможно. Однако есть основание считать, что исказить можно всё. Нет, это не о портретах Гиви, Моторолы и прочих «донецких героев». И не о портретах Сталина в колоннах полка. В этом году уже к вечеру 9 мая новостные ленты запестрели сообщениями «Бессмертный полк в Москве побил все рекорды численности». И в Волгограде тоже побили прошлогодний рекорд, и еще где-то. Только в Саратове – после прошлогоднего скандала с разнарядками (хотя они и в этот раз были) не стали столь явно гнаться за численностью. Меня лично коробит слово «рекорд». Это же не турнир какой, не спартакиада. Это акция памяти. Как вы отнесетесь, к примеру, к сообщению, что в этом году рекордное число жителей Петербурга посетили Пискаревский мемориал жертвам блокады? Или к новости, что к Вечному огню принесли на двадцать процентов больше венков и цветов? Бред! – скажете вы, крайний цинизм, издевательство над памятью. И это будет верно. Так почему же тогда надо хвалиться тем, что вспомнить своих родственников-фронтовиков вышло «рекордное число»? Все-таки память о родных людях – это личное дело, скорбь и память о павших не выставляют напоказ.

Мы потеряли смысл праздника Дня Победы. Того праздника, о котором в советской песне пелось «Со слезами на глазах». Какие тут слезы – одни пляски. Может, где в официальной речи и мелькнет недавно названная цифра наших потерь – почти сорок два миллиона человек. Но нынешний праздник не об этом – не о памяти и не о скорби – он о победе. И не о той далекой победе мая 1945 года, но о каких-то несостоявшихся победах над непонятным врагом. Больше того, этих побед и не будет вовсе. И не стоит писать «Можем повторить» или «На Берлин» – всё равно не удастся повторить, и на старых тачках на Берлин не ездят. Мы всё время хотим всех побеждать, и побеждать легко, без жертв и усилий. Но война не началась с победы, она ею завершилась. А перед этим – 1418 дней бомбардировок и обстрелов, атак и отступлений, ранений и смерти. Вы это хотите повторить? Или желаете этого своим детям? Нет? Тогда зачем вы годовалых одеваете в форму и из колясок делаете картонные танки?

Воплощая Сорокина

Впрочем, не будем пока говорить о маленьких детях, поговорим о детишках постарше. Вот они в массе своей точно не понимают, что это за день – 9 мая. И происходит то, что всегда происходит, когда люди не понимают смысла происходящего. Читаю и поражаюсь: «В Воронеже 26-летний руфер Богдан Корженевский совершил экстремальный прыжок с георгиевской лентой с башенного крана в центре города». Может хоть кто-то мне объяснить, какое отношение этот прыжок имеет к празднику? Хорошо хоть цел остался этот самый Богдан. В Балакове молодогвардейцы присели и отжались 60 тысяч раз. Немного приврали, наверное, но не в этом суть. Суть в том, как это поможет ветеранам? В Саратове представители той же молодежной организации отжались 26 тысяч раз. И тоже утверждали, что сделали это ради ветеранов. Лучше бы пошли и помыли им полы или огород вскопали.

И вообще все эти массовые прыжки и отжимания это совсем из другой оперы. Молодогвардейцы вряд ли понимают, что чем-то похожи на китайцев середины шестидесятых, которые вслед за председателем Мао в массовом порядке переплывали реку Янцзы. Еще хочется посоветовать молодым любителям массовых мероприятий с как бы политическим подтекстом почитать писателя Владимира Сорокина, его ранний рассказ «Заплыв». В этом рассказе бойцы, прошедшие военно-водно-агитационную подготовку, плывут по реке, в руке у каждого факел. И тысячи горящих факелов образуют в ночи духоподъемную фразу: «Одним из важнейших вопросов современного целевого строительства боро являлся, является и будет являться вопрос своевременного усиления контраста».

В мае в Волге плавать не стоит – холодно. Но может, молодогвардейцам осилить эти методики и летом устраивать нечто подобное? Или – на худой конец – прочитать рассказ Сорокина, он небольшой. Осилят.

Из детсада – на парад, из яслей – на фронт?

Карнавал на могилахТеперь о детях, как и обещали. В праздничные дни интернет страны взбудоражили два ролика. Многочисленные комментарии приводить не будем, чтобы не возбуждать комнадзор и органы. Ибо при желании эти комменты можно легко подвести под статью об оскорблении чего-нибудь. Хотя, на мой взгляд, оскорбленными должны считать себя в данной ситуации ветераны и вообще все здравомыслящие люди. Напомним: в Омске в детском саду прошел свой «Бессмертный полк». Десять примерно мальчиков и девочек ходили по кругу в помещении детсада, неся в руках портреты военных времен Великой Отечественной. Понимали ли дети, что происходит? Вряд ли. Зато заведующая детским садом потом пояснила, что шествие провели по просьбе самих детей, в том числе в поддержку Владимира Путина.

В Саратове состоялся детский военный парад под названием «Войны не знали мы, но всё же...». Участие в акции приняли воспитанники детских садов Заводского района.

В начале мероприятия, которое проходило около здания районной администрации, ведущий представил собравшимся депутатов городской думы. Владимир Дмитриев там, кажется, был из депутатов. Единоросс, понятное дело.

«В празднике приняли участие около 60 дошколят, одетых в форму различных родов войск. Во главе парада на детском электромобиле проехал мальчик в костюме генерала.

«Здравствуйте, товарищи!» – поприветствовал участников построения «генерал».

«Здравия желаем, товарищ генерал!» – ответили «военные».

Затем дети прошли строем перед собравшимися чиновниками, депутатами и ветеранами, а далее приняли участие в концертной программе. Правда, в нашем случае ничего об инициативе детей не говорилось.

На самом деле все эти мероприятия придумывают даже не в патриотическом, а в чиновничьем раже разные мелкие начальники из сферы образования. Придумывают исключительно для того, чтобы поставить «галку» в плане мероприятий. Единственное, что стоит отметить: месяцем ранее такие же люди кричали по поводу акции 26 марта: «Нельзя вовлекать детей в политику». И еще одно замечание: всё увиденное до боли напоминает происходящее в Северной Корее, только портретов деда, отца и внука Ким не видно пока.

Но наступило 10 мая. И всё куда-то пропало – георгиевские ленты, копии знамен, бессмысленные акции. Уважение к ветеранам тоже припрятали до следующего Дня Победы. Пришла обычная жизнь в том смысле, как мы ее понимаем. Владимир Путин сыграл в товарищеском хоккейном матче и забросил больше всех шайб – то ли шесть, то ли восемь. Олимпийские чемпионы Александр Кожевников и Валерий Каменский отметили необычайные хоккейные таланты президента.

В Екатеринбурге к трем с половиной годам условно приговорен блогер Руслан Соколовский. Приговор разошелся на цитаты.

«Соколовский формирует мнение, что в России царит мракобесие и произвол»; «наделил Иисуса Христа качествами покемона, а также чертами бестиария японской мифологии»; «отрицает существование Христа и пророка Магомета». Священник Дмитрий Смирнов посетовал, что за богохульство не отправляют на каторжные работы. Похоже, что отныне атеизм у нас в стране запрещен.

Известный телеведущий Дмитрий Киселев появился на публике с разбитым лицом – упал на гравий в своем поместье. Многие радовались.

Но и войну не забыли. Журналистка «Комсомольской правды» Дарья Асламова, оплакивая поражение Марин Ле Пен на выборах президента Франции, написала: «Нет, не за это отдали свои жизни миллионы советских солдат». По ее ущербной логике получалось, что солдаты гибли, чтобы Макрон проиграл, а Ле Пен победила.

Вот и получается, что мы размениваем миллионы павших то на сомнительные политические аргументы, то на поводы для веселья.