«От Тредиаковского до Твардовского»
В московском издательстве «Художественная литература» вышла книга Владимира Лакшина «От Тредиаковского до Твардовского» – том его избранных статей о литературе.
Название книги символично: Владимир Яковлевич, профессиональный литературовед и критик, доктор филологических наук, был специалистом по русской классике. Свою кандидатскую диссертацию (1962) он посвятил драматургии Толстого и Чехова, докторскую (1981) – Александру Островскому, и в течение всей жизни опубликовал немало статей, в том числе о Добролюбове, Тургеневе, Достоевском. Ему же принадлежат и автобиографическая проза («Закон палаты») и воспоминания о своих коллегах.
Но наиболее известен и почитаем вклад, который Лакшин внес в становление социокультурного феномена под названием «журнал «Новый мир» Александра Твардовского». Он был заместителем главного редактора и вместе с Твардовским определял редакционную политику одного из самых влиятельных ежемесячных литературных изданий в 60–70-е годы прошлого века. Здесь были напечатаны произведения Александра Солженицына, Виктора Некрасова, Ильи Эренбурга, Василя Быкова, Владимира Войновича и других авторов, чье творчество определяло тогдашний литературный ландшафт.
Редакционному коллективу было очень непросто проводить свою линию. «Нападки сопровождали едва ли не каждую заметную публикацию, – отмечает современный исследователь, – подписание каждого номера осложнялось из-за придирок цензуры, журнал постоянно подвергался «проработческим» кампаниям. Пытались искусственными санкциями урезать тираж (у «Нового мира» он был самый крупный среди «толстых журналов»). Несмотря на трудные условия, в которых приходилось работать, редакции и авторскому коллективу «Нового мира» удалось находить общий язык с читателем. Проводя произведение через тернии Главлита, авторы журнала обращались к эзопову языку, политическому иносказанию».
Лакшин был, по сути, одним из главных идеологов журнала; его статьи «Иван Денисович, его друзья и недруги», «Писатель, читатель, критик», «Пути журнальные» определяли «генеральную линию» издания. Неслучайно, начиная кампанию против «Нового мира», власти первым делом убрали Лакшина из редакции: без него Твардовскому было гораздо труднее отбиваться... Во времена горбачевской гласности талант Владимира Яковлевича оказался вновь востребован. Он стал замом Григория Бакланова, главного редактора «перестроечного» «Знамени», а позже возглавил «Иностранную литературу», где и проработал до конца своих дней. «Лакшин – подлинный наследник российских просветителей. Для него этика и эстетика неотторжимы друг от друга» (академик Сигурд Шмидт).