О свободе

Оценить
Мы, как известно, живем в свободной стране. Примеров тому достаточно. Практически что захотел – то и сделал. Например, некий индивид захотел плеснуть зеленкой в лицо Алексею Навальному – и сделал.

Мы, как известно, живем в свободной стране. Примеров тому достаточно. Практически что захотел – то и сделал. Например, некий индивид захотел плеснуть зеленкой в лицо Алексею Навальному – и сделал. Полиция ищет, но так, чтобы не найти. А то найдут, и может выйти конфуз, как в Ставрополе. Там дважды залили зеленкой блогера Илью Варламова, кинули в него тортом и еще таранили машину, на которой он ехал. Зачем это всё было сделано – абсолютно непонятно: Варламов аполитичный человек. Конечно, позволяет себе иногда критиковать власти, но не сильно. И вообще он больше фотограф, нежели художник слова. В Ставрополе, видно, что-то не поняли. Или же у них был приказ: как увидишь блогера – так зеленкой его.

При этом у новых «зеленщиков» достаточно информации и хорошие связи, они, например, знали, когда Илья прилетит в их город. Есть информация, что приезд Варламова не понравился руководителям местной компании ЮгСтройИнвест, они и организовали, по всей видимости, нападение. По крайней мере, один из нападавших топ-менеджер этого Инвеста и по совместительству депутат ставропольской городской думы Сергей Медведев. В местный парламент его выдвинула партия «Единая Россия». Даже непонятно, что в этой истории привлекло внимание общества: уважаемый в городе человек, бизнесмен и сторонник правящей партии захотел проучить какого-то кучерявого, который что-то пишет в своих интернетах. Захотел – и проучил – у нас же свободная страна.

Но вернемся к Навальному. Понятно, его многие не любят, а чиновники никогда не называют по имени. Но никто из чиновников одобрения хулиганской выходкой не выказал, даже обижаемый Навальным Дмитрий Медведев и тот промолчал. А вот видный саратовский политолог Дмитрий Чернышевский откликнулся. Написал свой комментарий – лапидарный и емкий: «Так ему и надо». Прямой человек этот Чернышевский, прямо страшно становится, что будет, если ему позволят развернуться. Поговаривают, что его хотят назначить депутатом областной думы. Представляете картину: берет слово представитель оппозиции (в думе по закону хоть один, но должен быть), и тут же к нему спешит Чернышевский. Со стаканом. Стакан с зеленкой. Что ж, по крайней мере, в думе наконец-то будет интересно.

Еще на этих днях в Екатеринбурге судят блогера Руслана Соколовского. Он снял и разместил видео, как ловит покемонов в церкви. Ловля покемонов – это такая компьютерная игра, стремительно вошедшая в моду и столь же стремительно забытая. Но прокурор Екатерина Калинина, требуя посадить Соколовского на три с половиной года, смотрит на дело шире. По ходу ее выступления возникают предположения, что в Уголовном кодексе появились новые статьи, о которых общественность еще не знает. «Выражение неуважения к государству недопустимо. Если человеку не нравится, он может переехать, но Соколовский этого не делает, он просто выражает негативное отношение». Короче: у нас тут свобода, но если это вам не нравится – валите отсюда. И не смейте выражать негативное отношение и выражать неуважение. Наверное, это и есть новая статья УК «выражение неуважения или негативного отношения к действительности». Она вполне может заменить статью 190-прим из советского кодекса – «Распространение заведомо ложных измышлений, порочащих советский государственный и общественный строй».

Зато у нас свободная пресса. Нет, конечно, не в том смысле, что можно говорить на всех телеканалах то, что ты думаешь. Это, понятное дело, не свобода будет, хаос. Говорить можно только то, что нравится начальству. И вот тогда наступает свобода. Можно угрожать превратить мир в радиоактивный пепел, врать о распятых мальчиках. Можно, чтобы твой бред выглядел достоверным, принести в студию ведро с говном. А можно пригласить экспертов того же качества. Недавно тут потешались сразу над несколькими каналами, которые пригласили в качестве эксперта американского журналиста Грега Вайнера. Он там о Северной Корее что-то рассказывал, наверное, о том, что Штаты не устоят под натиском армий великого Ына. Но вот незадача – оказалось, что и не журналист это вовсе и не американец, а житель Питера Винников. Он пробовал какой-то бизнес в США завести. Но не вышло, и сбежал он на родину. По некоторым сведениям, с деньгами клиентов. И тут освободилась вакансия эксперта. Жаль, опознали его друзья, а то так бы и оставался верным помощником соловьевых-киселевых-гордонов.

Сама же свобода прессы, как ее понимают во всем мире, у нас находится в состоянии полной стабильности. Как были в 2015 году 148-ми, так и остались на этом же месте по итогам прошедшего года. Это согласно рейтингу организации «Репортеры без границ». Выше России оказались Киргизия и Уганда. Ниже – Таджикистан и Северная Корея. То есть место для маневра есть. Составители рейтинга указывают, что «всё больше блогеров оказываются в заключении за свои посты в социальных сетях», российские телеканалы «переполнены пропагандой», а для тех, кто пытается развивать качественную журналистику или подвергать сомнению патриотическую и «консервативную» повестку, «климат становится всё более репрессивным».

Ну а в остальном у нас со свободой всё в порядке.