Риски местной культуры
Когда мероприятия в культурной сфере проводятся не для галочки, а для того, чтобы донести что-то важное, начинаешь задумываться: а может, и правда, претензии на звание культурной столицы Поволжья со временем не будут вызывать скепсис? Может быть. Так или иначе, большинство любопытных культурных мероприятий если и делается при поддержке чиновников, то в основной массе всё равно остается частной инициативой. Минувшая неделя – не исключение.
Цюрих–Саратов–Свет
Именно такой путь проделала Светлана Мазулевская, чья персональная выставка «Формула любви. Предисловие» открылась в минувший вторник в «Snou Art Gallery» – новой выставочной площадке в городе. Надо отдать должное создателям этого пространства – выглядит галерея очень интересно, свет поставлен грамотно, а сами работы, несмотря на особенности помещения (галерея находится в мансарде), экспонируются таким образом, что не возникает ощущения нехватки места.
Светлана с конца 90-х училась и работала в Цюрихе, однако в последние годы снова живет и творит на родине. Проект «Формула любви», по ее словам, – это своего рода позитивный противовес другому проекту «Танатос», который был посвящен теме войны, смерти и разрушения. В картинах «Формулы...» любовь встречается в различных своих проявлениях: как любовь между мужчиной и женщиной, так и любовь детская – к самой жизни и дорогим сердцу вещам, которые по-особенному воспринимаются именно в нежном возрасте. Неудивительно, что на полотнах явно преобладают светлые оттенки, а сам свет воспринимается как живой, почти осязаемый, как на картинах Куинджи. На самой главной работе – «Свет_Он» (2013) – ослепительное сияние практически разрывает грудную клетку юноши, и здесь, как и на других картинах Мазулевской, особенно бросается в глаза сильная сторона ее стиля – умение мастерски передать динамику мгновения.
О саратовской живописи по-европейски
Это была не единственная персональная выставка на минувшей неделе. Самое главное событие из мира живописи состоялось в музее Радищева – в четверг в Петровском зале была презентована книга «Саратовские художники». Это богато иллюстрированное 192-страничное издание, которое представляет важнейшие работы современных саратовских художников – как ушедших из жизни, так и продолжающих творить.
Автор книги Маргарита Салмина рассказала, что они сознательно старались делать антологию по европейским стандартам в мягком переплете и с переходным рисунком, чтобы книга могла продаваться и в Москве. Почему на обложку попала работа Петрова-Водкина? А с кем еще ассоциируется саратовская живопись? Хотя была попытка составить коллаж из работ самых известных наших художников, но она не увенчалась успехом. Ведущий презентации также подчеркнул, что это издание современного европейского типа: качество печати великолепно передает цвет, саму книгу приятно держать в руках, и она может стать отличным подарком.
Конечно, информация о художниках могла быть полнее, а состав – более широким, но идеальных антологий не бывает, а если и бывают, то безумно дорогие. 1200 рублей (на презентации – 1000 рублей) тоже не у каждого найдутся, но ведь красота стоит жертв, не правда ли?
Риски, риски...
25 и 26 апреля все любители театра могли увидеть потенциальные будущие спектакли ТЮЗа, ведь на его сцене в тринадцатый раз стартовала творческая лаборатория современной драматургии «Четвертая высота». В очень сжатые сроки (3–4 дня) молодые российские драматурги совместно с артистами ТЮЗа готовят эскизы спектакля. Главной темой стал документальный театр. Притом не просто документальный: в этот раз перед драматургами стояла особая задача запечатлеть историю Саратовского ТЮЗа, традиции театральной школы Юрия Киселёва и его педагогические и художественные принципы, а также воспоминания, интервью, архивные материалы о прошлом и настоящем театра. Такой выбор не случаен: в следующем году ТЮЗ будет отмечать столетний юбилей, а нынешний сезон, получается, уже юбилейный – сотый. Театру определенно нужен хороший персональный спектакль-презентация. В этом году на роль такого претендовали три работы: «Переход» (режиссер – Талгат Баталов, драматург – Марина Крапивина), «Всё будет хорошо...» (Илья Ротенберг, Ирина Васьковская) и еще один эскиз работы Александра Созонова. Правда, последний сумели увидеть единицы – организаторы решили устроить закрытый показ без зрителей и журналистов. Возможно, это слишком личный эскиз?
Впрочем, личного хватало и на других показах. Особенно зрители выделяли «Всё будет хорошо...». В течение полутора часов артисты не просто играли спектакль о ТЮЗе, они раскрывали какие-то из его секретов. Например, вечное недовольство зарплатой или опасения, что в любой момент тебя могут «попросить». А еще вечным рефреном звучала тема величины Киселёва и того, что театр ныне не тот. При этом сами тексты (записанные, к слову, в ходе интервью с артистами) – отдельное удовольствие для театрального гурмана: вроде как простые по содержанию, но с намеками для знакомых с кухней театра людей. Местами они могут показаться даже слишком смелыми для того, чтобы выносить их на публику. Поэтому когда во время спектакля с потолка перед первым рядом упало несколько камушков (к счастью, никто не пострадал), для многих суеверных людей наверняка появился повод подумать, что это символичный знак от самого ТЮЗа.
Впрочем, на обсуждении эскиза публика была настроена благодушно. Многие признавались, что считывали в спектакле историю ТЮЗа, а приезжие театральные критики обращали внимание на вечную тему конфликта старого и нового, проблему сильного лидера и что спектакль нужно везти на Таганку, в БДТ, потому что там переживают то же самое. Но при этом там не смогли бы так откровенно обнажить эти вопросы.
Что вы сделали для рока в свои годы?
В начале 2015 года предприниматель Андрей Руфанов на пресс-конференции, посвященной рок-фестивалю «Желтая гора», амбициозно заявлял, что собирается в этом же году провести его во второй раз. А если получится, даже в формате опен-эйр (под открытым небом). Но ни в том, ни в следующем году не то что опен-эйр, а просто фестиваль не состоялся. Пришлось отложить до 28 апреля 2017 года. За две недели до этого на пресс-конференции Андрей Владимирович сетовал на сложности, которые помешали изначальным планам. Вообще, надо заметить, что намеки на то, что проводить фестиваль ему тяжеловато, звучали и ранее, но именно в этом году Руфанов четко в течение всей конференции посылал сигнал: «Ребята, фестиваль – это, конечно, прекрасно, но не хотите ли и вы за него взяться? Я бы с радостью разделил это бремя». Желающих подставить плечо на пресс-конференции не нашлось.
В свете такой ситуации было бы наивно ожидать, что пятый фестиваль будет бить рекорды посещаемости и масштабности. Бюджет был ограничен, поэтому обошлись малыми силами: никаких привозных групп, только Саратов. Слабую надежду на именитого хедлайнера давал заявленный в афише «неожиданный сюрприз», но Руфанов раскрывать карты не собирался. Зато можно было порадоваться за саратовский состав: практически все участники – сплошь местные звезды. Планировалось даже участие Василия Уриевского, и вроде бы Василий сам был не против. Но не срослось. Руфанов на пресс-конференции сказал, что помешал плотный гастрольный график артиста, а уже на самом гала-концерте ведущий Павел Леонтьев пошутил, что гонорар Уриевского уже не саратовский.
Кстати, проходил концерт в «Пионере». У Руфанова спрашивали, почему в этот раз было решено отказаться от «Звездного», и ответ был предсказуемым: «Звездный» стоит дороже, а еще его сложнее снять из-за постоянно проводящихся спортивных мероприятий. С «Пионером» в этом плане куда проще, да и боевое крещение концертом бывший кинотеатр уже прошел: 29 марта здесь успешно собрала полный зал грузинская группа Mgzavrebi.
Показатели «Желтой горы» в этом году куда скромнее: в зале было не более полутора сотен человек, и их ряды к концу концерта только редели, так как надеждам на приезд именитого хедлайнера не суждено было сбыться: «неожиданным сюрпризом» в середине гала-концерта оказалось выступление детской команды «Step up». Зрители, впрочем, очень тепло встретили юных артистов. Был и другой неожиданный сюрприз: открывавший фестиваль Лёша Лока пригласил на сцену свою сестру, где ее уже ожидал с кольцом молодой человек. Девушка ответила «да».
Не считая этих трогательных моментов, от мероприятия осталось немного тягостное впечатление, поскольку по сравнению с прошедшими фестивалями это вынужденный шаг назад. Возможно, для того, чтобы сделать три вперед?