Раз квартальчик, два квартальчик
Вопрос массового переселения людей целыми кварталами спикер Госдумы Вячеслав Володин назвал «мегазначимым». Он считает, что правильно было бы расширить эту программу и на территории. По некоторым данным, главы регионов уже ознакомились с идеей великого переселения и воспринимают ее с большим воодушевлением. На середину мая намечены парламентские слушания в Госдуме, где региональные чиновники это свое воодушевление продемонстрируют.
14 мая в Москве состоится митинг будущих переселенцев, недовольных программой переселения, упавшей им, как снег на голову, только в феврале. Он позволит власти подсчитать точное число сопротивленцев. А пока власти верят социологии, которая утверждает, что 80 процентов жителей столицы «за» массовое переселение.
Надо заставить людей локти кусать и ненавидеть зачинщиков протестов
Закон о реновации был внесен в Госдуму в марте. 20 апреля депутаты почти единогласно проголосовали за законопроект в первом чтении. На конец мая намечено второе чтение. К 15 мая обещано вывесить списки первых домов, попадающих под действие этого закона, который пока всё еще остается законопроектом. Это значит, что власть однозначно решила, что закон будет принят. Буквально вчера этой однозначности нашлось еще одно подтверждение.
Активисты из числа сопротивленцев великому переселению нашли на сайте госзакупок заказ на анализ исходных данных по кварталам застроенных территорий для включения в программу реновации жилого фонда по административным округам города Москвы. Он датирован сентябрем 2016 года. Судя по документам, в начале ноября победителем конкурса было признано бюджетное учреждение «ГлавАПУ». К началу декабря того же года с заказом комитета по архитектуре и градостроительству Москвы ГБУ «Главное архитектурно-планировочное управление Москомархитектуры» справилось, заработав на нем за месяц 27 млн рублей. Первые новоселья по этой программе обещают в сентябре.
Колесики лихо запущенной машины начали пробуксовывать, после того как работники управ пошли по дворам успокаивать мало что понимающих горожан. Оказалось, что не все готовы воспринимать программу реновации царским подарком. Вице-мэру Анастасии Раковой пришлось даже собирать закрытое совещание с первыми лицами управ и префектур, чтобы решить, как подавить назревающий протест москвичей. Напомним, что Ракова приехала в Москву из Сибири вместе с Сергеем Собяниным и теперь курирует в столице нашей родины внутреннюю политику.
Выступления против реновации назвали скандалом. Договорились, что он выгоден оппозиционным муниципальным кандидатам в депутаты – в сентябре в Москве выборы. Однозначно решили, что на двери подъездов протестных домов придется вывесить письма с успокоительным текстом про то, что их пока не переселяют. «К концу июля тему реновации надо погасить, должна остаться только тема, кто куда переезжает. А те, кто в программу не попал, будут локти кусать. Всегда надо делать что-то дефицитное, наш советский народ любит дефицит», – якобы говорила участникам совещания Ракова, убеждая начальников районов уяснить, что «это не программа улучшения жилищных условий, это программа уменьшения аварийного фонда». Так что не стоит поддаваться давлению людей показать все варианты нового жилья и вступать в дебаты на тему «та ли там розеточка, большой ли санузел».
Президент Владимир Путин пригрозил не подписать закон, если он не будет учитывать настроения людей. На совещании у Раковой узнавать эти настроения предложили интернет-голосованием. Если по нему видно, что 30–40 процентов собственников квартир в доме активно против переселения, дом из программы лучше исключить. На данном этапе в московской мэрии больше всего боятся собраний собственников жилья, которые могут начать принимать свои резолюции. Упреждая их, муниципальным чиновникам рекомендовано ходить по дворам, разговаривая с людьми. Секретная установка на то, что власти не нужно тратить время не переубеждение противников великого переселения, а лучше сосредоточиться на мобилизации сторонников, находит подтверждение. С недавних пор сам мэр Собянин ходит во дворы почаевничать и посекретничать с людьми, выступающими за переселение. Надо понимать, в расчете на то, что они потом надавят на бузотеров.
Какая там Сирия, какая Украина, какая коррупция, инфляция и девальвация, если теперь у нас реновация
Сторонников уже начали мобилизовывать и через телевидение. С экранов людям рассказывают, что переселенцам будут предлагать варианты, что около каждого дома будет бесплатная парковка, что кварталы для заселения будут сдаваться со всей инфраструктурой и что Россия совершит то, что не делала ни одна страна в мире, выполнив эту программу. Это будет покруче Олимпиады в Сочи, чемпионата мира по футболу и Керченского моста вместе взятых. Главный архитектор Москвы подчеркивает, что Россию ждет уникальный опыт. Что в европейских странах снос и переселение пяти домов уже считается крупномасштабным проектом. А у нас только в Москве речь идет почти о восьми тысячах домов и 1,5 млн жителей.
Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять: распространение программы реновации на всю страну выбьет из бытовых разговоров все иные повестки дня. Какая там Сирия, какая Украина, какая коррупция, инфляция и девальвация, если теперь у нас реновация, где за 60 дней после получения предписания придется упаковать домашний скарб и выселиться из обжитых стен непонятно куда.
В законопроекте, который со спринтерской скоростью обсуждают в Государственной думе, очень много белых пятен. Например, там нет ни слова о том, как будет урегулирован вопрос с теми, кто купил свои квадратные метры на ипотечный кредит. А он не так прост, как кажется на первый взгляд. Ведь жилье до полной выплаты этого кредита считается банковской собственностью, и у него есть цена. Между тем по новому закону никто не обещает, что новая квартира будет равноценной. Речь идет о равнозначном жилье – с тем же количеством метров и комнат, что и в доме, попавшем под реновацию. Улучшение жилищных условий допускается только для очередников на него. Нет пока решения и по коммунальным квартирам. Если по ним не примут отдельную программу, то их жителей предполагается расселять в новые коммунальные квартиры.
Переселенцы всех городов, объединяйтесь!
Рассерженные законопроектом люди организовываются в интернете. У них уже есть сайт «За наш дом» zanashdom.ru и группы в социальных сетях. Я подписалась несколько дней назад на такую группу в Фейсбуке («Москвичи против сноса») и смею доложить, что там идет очень живое общение. Информационная фактура, анализ и обобщения по теме сыплются теперь в моей ленте сплошным дождем, застилая все остальные события, происходящие в стране. Люди выкладывают кто карту с первыми домами, предназначенными для расселения, кто варианты адресов, которые будут предлагать участникам программы, кто слухи, кто «сливы» из управ и префектур, а кто и серьезную аналитику.
Что будет с девелоперами?
По одной из версий, вся эта затея с реновацией разыгрывается в пользу девелоперов. Дескать, они набрали кредиты на триллион рублей у наших и западных банков и еще примерно столько же взяли у населения, участвующего в строительстве. Из-за кризиса жилье не раскупается, дома не вводятся в эксплуатацию – отдавать кредиты нечем. А массовое переселение за бюджетный счет (в московском бюджете только на 2017 год нашли на эти цели уже 100 млрд рублей) позволит отдать кредиты и не дать разориться банкам. Дальше, скорее всего, девелоперов из схемы выведут. Может, не всех, но ненужных точно.
Судя по законопроекту, все старые планировки территорий отменяются, а новые будут делаться без учета ранее сформированных проектов застройки. Исполнением программы будет заниматься специально созданный Фонд содействия реновации. Его бизнес-интерес будет состоять в том, что 70 процентов квартир в каждом строящемся доме он будет продавать и за счет этих взносов покупателей строить новые квадратные метры для переселенцев. При этом бюджет Москвы берет на себя субсидиарную ответственность по обязательствам этого фонда. Появление такого крупного игрока с огромными правами на рынке сделает его если не единственным, то главным девелопером. Поговаривают, что строительные инвесторы уже разгадали эту схему, и именно они, а не оппозиционные кандидаты в муниципальные депутаты, «поджигают» протесты.
А может, кто-то «заказал» Володина?
Останься эта история только московской, на нее мало кто обратил бы внимание. Скорее всего, провинциальная Россия даже осудила бы зажравшихся москвичей, которым не просто новые дома подавай, а еще и в том же районе, да с компенсациями. Но законодательный акт по запуску реновации принимает Госдума. Хотя законопроект повергает в шок каждого прочитавшего эти три десятка страниц.
Ладно, простые люди. Накануне голосования в рамках первого чтения свое несогласие с законопроектом заявил Совет при президенте о кодификации гражданского законодательства. В экспертном заключении сказано, что он противоречит Конституции. Законодательное рвение депутатов Госдумы под управлением Вячеслава Володина мнение экспертов не охладило. Однако, как говорят знающие люди, этот Совет является рупором главного правового управления Кремля, и его руководитель – фигура могущественная. И если Вячеслав Викторович со своими госдепами все-таки примут закон в трех чтениях, а его реализация спровоцирует массовые недовольства в Москве незадолго до выборов президента РФ, именно его и могут сделать крайним.
Володинский же интерес трудно объяснить чем-нибудь иным, кроме бизнес-интересов. Не только собянинских. Ратуя за то, чтобы закон о реновации распространился на всю Россию, он, скорее всего, чувствует очень большие деньги, которые пройдут через этот проект. И первым подтверждением этим пока еще догадкам может стать выбор пилотных регионов. Если в их число войдет родная для Володина Саратовская область, то так и есть.
В Саратове можно расселить Дома 8 Марта и СХИ
Вячеслав Володин в кресле председателя Госдумы легко может убедить федеральную власть помочь федеральными деньгами региональным фондам содействия реновации. Ведь это в Москве профицитный бюджет, а большинство субъектов Федерации который год уже маются с дефицитными. Ну а дальше всё идет как по маслу. Сначала за бюджетные деньги выкупят непроданные квартиры у саратовских застройщиков и переселят туда, например, жителей микрорайонов Домов 8 Марта или СХИ. А потом освобожденные престижные стройплощадки можно застраивать многоэтажками, продавая в них часть жилья на льготных ипотечных условиях, которые будут финансироваться с помощью фонда содействия реновации.
С вещами на выход!
Если кратко рассказать вам законопроект о реновации, то в нем несколько главных позиций, затрагивающих интересы людей.
Общедомовое имущество и оформленная в общую собственность ТСЖ земля в течение семи дней после расселения переходят в собственность города (пока Москвы). Никаких компенсаций никто не получает. За капремонт, кстати, тоже никто ничего не вернет, хотя платить взносы предлагается вплоть до получения уведомления о расселении. Никакой компенсации за только что сделанный ремонт в старой квартире не предусмотрено. А в новой квартире выселенному человеку, скорее всего, снова придется вкладывать деньги в ремонтные работы.
После вывода жилого дома из эксплуатации он немедленно отключается от электричества, канализации, воды, газа и других коммуникаций, так что устраивать протест, не выселяясь, не получится.
Сейчас в законопроекте указано, что равнозначное жилое помещение должно быть расположено в том же районе города либо в прилегающем районе. Но эту норму ко второму чтению обещали подработать.
Время получения квартиры в законопроекте не указывается. Отказываясь от своей квартиры и, более того, выселяясь из нее, человек получает не реальные квадратные метры, а обязательство Фонда оформить право на новую жилплощадь. В настоящий момент мэр Москвы Собянин обещал не устраивать временный переселенческий фонд, но сроков заселения в законопроекте нет. Зато прописано всё, что касается выселения.
Компенсации расходов на переезд в законопроекте не предусмотрено. Согласиться на переезд собственник обязан в течение 60 дней. В случае несогласия с вариантом переселения людей будут выселять через суд. Оспорить решение суда нельзя. Поспорить можно только о равнозначности предоставляемого жилья.
Собственникам нежилых помещений в нынешней редакции законопроекта положено любое нежилое помещение площадью не меньше изымаемого в любом районе города. Но, возможно, ко второму чтению эту норму пересмотрят. Потому что собственники магазинов, ресторанов, парикмахерских и кафе в жилых домах, идущих под снос, могут устроить бунт.