Казалось бы, заплати государству и спи спокойно...

Оценить
Казалось бы, заплати государству и спи спокойно...
Нынешняя власть боится оказаться лицом к лицу с налогоплательщиками

Увы, мы живем не в Монако, где люди вообще ничего не должны платить государству. Граждане маленькой Андорры тоже счастливее нас, потому что власти и для них устроили налоговый рай. Повезло и тем, кто родился на Бермудских и Багамских островах. На этом, наверное, всё. Остальные государства так или иначе требуют, чтобы граждане страны делились заработанным.

Ольга Копшева

Отчисления на общий счет делаются двумя главными способами. Какую-то долю доходов граждане либо отдают добровольно, либо у них ее забирают, особо не спрашивая. Мы живем во второй системе налогового администрирования. Перечисления за нас делает работодатель. 13% составляет непосредственно налог на доходы физических лиц (НДФЛ) – эти деньги идут в бюджеты регионального и муниципального уровня и используются на усмотрение властей. Еще 30% отчисляется с каждой зарплаты в различные страховые фонды – эти деньги в России целевые. Ими оплачиваются пенсия и больничные листы, на них содержатся медицинские учреждения.

Вывод первый: практически все наемные работники ежемесячно делятся с государством 43% от своего заработка. Это много для тех, кто понимает, и это ничего для тех, кто не задумывается о том, что эти деньги, заложенные в фонд заработной платы, уплывают мимо работника неизвестно куда.

Наиболее громко о том, что эти отчисления должен перечислять в государственную казну непосредственно работник, а не работодатель, заявил миллиардер Михаил Прохоров. По крайней мере, все мои знакомые руководители малого и среднего бизнеса услышали обоснование такого подхода именно от него в ходе предвыборной борьбы за должность президента РФ в 2012 году. «Производить выплату гражданину работодателем всей суммы его заработной платы (включая ту ее часть, которая сейчас удерживается предприятием для уплаты налогов и страховых сборов), чтобы гражданин самостоятельно выстраивал налоговые отношения с государством», – говорил в своей программе развития государства Прохоров, предлагая перейти на новую систему с 1 января 2015 года.

«Когда вы, платя налоги, будете знать, сколько процентов с зарплаты вы платите на самом деле, вы точно начнете ходить на выборы и требовать ответа: что это за ужасные дороги? Почему такое убогое здравоохранение? Почему деградирует система образования? <...> Ко всем должно прийти понимание, что власть обязана на нас работать, нам не нужно ее благодарить за то, что она строит дороги, детские сады и школы. Власть обязана это делать, это не заслуга ее, это ее работа. Она работает на нас. Хозяин страны – налогоплательщик. И пока мы не начнем чувствовать себя налогоплательщиками, которые могут спросить с власти, все попытки что-то изменить будут обречены», – убеждал избирателей соперник Владимира Путина.

Вряд ли все мои знакомые предприниматели соглашались с Прохоровым именно по этим, идеологическим соображениям. Скорее всего, их в первую очередь волновали отношения с работниками, которые, требуя повышения зарплаты, не думают о том, что на каждый дополнительный рубль в их карман нужно еще заложить 43 копейки в карман государственный.

Средняя официальная зарплата в России составляет 36 тысяч рублей. Но работодателю эта заработная плата обходится в 52 тысячи рублей. Он их отдает в любом случае. И будет даже в выигрыше, если все эти деньги уйдут на один счет работника, а не в четыре адреса. А дальше у работника пусть голова болит за расчеты с государственными структурами. Хочет спать спокойно – пусть отдает, не хочет – может попытаться спрятать.

Именно второго варианта поведения очень боятся российские фискалы. Именно поэтому из властных органов раздаются испуганные возражения о том, что у нас низкий уровень налоговой сознательности, что люди не готовы самостоятельно платить государству, что нельзя допускать снижения финансирования государства даже ради такого прекрасного эксперимента, приближающего российский народ к народу европейскому и американскому. Отсюда второй вывод: нынешняя государственная власть боится оказаться лицом к лицу с налогоплательщиками.

Справедливости ради надо вспомнить, что еще раньше Михаила Прохорова сбор налогов и сборов с гражданина назвал неправильным кировский губернатор Никита Белых. «В результате гражданин не чувствует процесса уплаты налога. Это приводит к тому, что подавляющее число граждан не смогут сказать, сколько налогов государству они заплатили в прошлом году», – говорил Белых, начиная с 2009 года. А еще раньше, в 2003 году, на ту же тему высказывался Михаил Ходорковский.

Ну и где они, Никита Белых и Михаил Ходорковский, скажет российский патриот, намекая, что один в тюрьме, а другой отправлен в изгнание опять же после тюрьмы. Но для думающего человека и это уточнение важно для анализа.

Путь к просветлению налогоплательщика

Наука и бизнес рассказывают, к чему может привести внедрение налогового самоначисления в России

Будет ли западная система налогообложения способствовать формированию сознания налогоплательщиков у россиян? Действительно ли ее введение может привести к непомерному росту расходов на государственное администрирование налогов? Станет ли легче бизнесу? На эти вопросы «Газете недели» ответили специалисты Высшей школы экономики, а также владелец саратовского бизнеса со штатом сотрудников в сотню человек.

Роман Дрякин

Вадим ЗаськоДиректор института налогового менеджмента и экономики недвижимости Высшей школы экономики, доктор экономических наук Вадим Засько:

В КОНЕЧНОМ ИТОГЕ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЕ ДАЖЕ СТАНЕТ ЛЕГЧЕ

Налоговое самоначисление существует практически во всех промышленно развитых странах. Там, если сравнивать с Россией, система работает ровно наоборот: основная налоговая нагрузка идет на физическое лицо, а не на бизнес. Например, компания «Майкрософт» платит корпоративный налог в 10 процентов, а дальше уже сам Билл Гейтс (основатель компании. – Прим. ред.) платит налог на доходы со своих миллионов. Конечно, если мы движемся в направлении промышленно развитых стран, то рано или поздно мы тоже должны к такой системе прийти.

Другое дело, что этому должно соответствовать наличие определенной инфраструктуры. На том же Западе на законодательном уровне развит институт аккредитованных консультантов, к которым человек может обратиться за разъяснениями, чтобы без ошибок заполнить налоговую декларацию. Если у нас при переходе к самоначислению такой инфраструктуры не будет, то уже это может привести к коллапсу. Вопросом ее создания должно озаботиться государство: нужно принять законы о налоговом консультировании, которые позволили бы людям легко и просто решать данный вопрос.

Что касается возможного роста государственных расходов на взимание налогов*, то, я думаю, сегодня это уже не является большой проблемой. За последние семь-восемь лет наша налоговая служба сделала большой шаг вперед: на сайте ФНС доступны десятки интернет-сервисов, внедрена мощная автоматизированная система передачи налоговой информации, построены огромные центры обработки данных. Конечно, для всего этого потребуется некоторая перенастройка и новые вложения, но не в критичных объемах. В конечном итоге налоговой службе даже станет легче: ведь она избавится от значительной части функций. Например, сейчас найти и учесть ваше имущество, посчитать налог в случае его продажи, выписать вам квитанцию и выслать ее по почте – это обязанность налоговой. А при самоначислении нужно лишь выборочно проверять граждан, полностью они уплатили налог или нет. Будет легче и бизнесу: предприятия перестанут быть налоговыми агентами своих сотрудников. Считать НДФЛ и перечислять налог станет обязанностью самого работника.

*Ранее в комментариях РБК заместитель главы Федеральной налоговой службы РФ Дмитрий Сатин пояснял: «Что легче администрировать, одну компанию или тысячу физических лиц? На мой взгляд, сейчас сформировано устойчивое и наиболее эффективное администрирование, когда одна организация платит за тысячу сотрудников».

Наталья АнтоноваДоцент факультета социальных наук Высшей школы экономики, кандидат психологических наук Наталья Антонова:

МЕНТАЛИТЕТ ЛЮДЕЙ ТРАНСФОРМИРУЕТСЯ ОЧЕНЬ МЕДЛЕННО

Бездумно снимать кальку с Запада – плохая идея. На Западе у людей совсем другой менталитет. Там не было 70 лет советской власти, в результате которой в России выросло несколько поколений граждан, не привыкших брать на себя ответственность за свое благосостояние. А система налогового самоначисления как раз и подразумевает личное ответственное отношение к уплате налогов. Перед принятием подобных законов нашим экономистам, конечно, неплохо было бы консультироваться с психологами. Но почему-то такие нюансы не учитываются. И в качестве примера негативных последствий я предлагаю вспомнить реформы 90-х годов и резкий переход к рыночной экономике.

Конечно, нам надо меняться, и мы от этого никуда не денемся. Но это надо делать поэтапно. Менталитет людей вообще трансформируется очень медленно. Для этого должно смениться три поколения, то есть пройти примерно 50 лет. При этом не стоит думать, что новая налоговая система обязательно приведет к тому, что россияне станут более требовательными к власти. Идея вроде бы логичная, но на самом деле человек мыслит нелогично.

Вполне возможно, что как минимум на первых порах в сознании людей мысль «я плачу деньги этому государству» не будет корреллировать с мыслью «я должен добиться того, чтобы в государстве что-то изменилось». Скорее, она будет связана с попыткой просто каким-то образом платить меньше налогов. До уровня осознанной политической активности обществу нужно пройти гораздо более сложный путь. Хотя эта тема требует специальных исследований.

Отмечу, что в нашей стране весьма низок уровень финансовой грамотности населения. На Западе он гораздо выше: о том, что такое налоги, люди там узнают еще со школьных лет. В случае введения системы самоначисления в России появится прослойка людей, выступающих налоговыми консультантами. И на этой прослойке вырастет целая когорта мошенников, которые на первых порах будут пользоваться финансовой безграмотностью граждан. Это тоже стоит иметь в виду.

Алексей МаксимовВладелец группы компаний «Аврора» (производство упаковочного и нефтегазового оборудования) Алексей Максимов:

КАЖДЫЙ МЕСЯЦ МЫ ПЛАТИМ КУЧУ ДЕНЕГ ЗА СВОИХ РАБОТНИКОВ

Если предприятие станет платить само за себя, а сотрудник – сам за себя, это ведь будет справедливо? Ну и для бизнеса, конечно, это станет облегчением. Хотя я слышал, что у нас хотят сделать так, чтобы какую-то часть налогов человек действительно наконец-то начал платить сам, однако при этом повысить другие отчисления для бизнеса. Поэтому если это и сделают, то, мне кажется, бизнесу в итоге будет не тепло и не холодно.

Каждый месяц мы платим туеву кучу денег за своих работников. И когда по прошествии года ты понимаешь, сколько в совокупности заплатил налогов – и за сотрудников, и других отчислений – то просто руками разводишь. Однако потом привыкаешь, и для тебя это уже «налог на то, чтобы работать и зарабатывать». То есть ты не ждешь, что будут улучшаться дороги и прочее, а воспринимаешь это просто как ренту, которую ты должен принести своему сюзерену (крупный феодальный правитель в средневековой Европе. – Прим. ред.).

Я считаю, если человек начнет платить налоги сам, то он действительно станет более ответственно подходить к взаимоотношению с государством. И мы всё чаще и чаще начнем слышать, как это говорят в американских фильмах: «Я добропорядочный налогоплательщик!». Ведь одно дело, когда ты получаешь на руки зарплату и плюешься на те же саратовские дороги, а другое дело, когда ты перемножаешь в голове эти цифры и понимаешь, что на эти дороги ты лично из своего кармана за год заплатил конкретную сумму. Конечно, от этого будет расти и спрос к власти. И конечно, люди станут по-другому относиться к выборам. А то сейчас у нас как: мы не платим налоги, мы не ходим на выборы. «Всё равно за нас уже всё решили». Кстати, как раз поэтому, мне кажется, такую систему у нас вводить все-таки не будут.

Средняя заработная плата в городе Саратове

Согласно данным Саратовстата, в 2016 году средняя заработная плата в городе Саратове составляла 30757,8 руб. Данные в диаграмме округлены

По подсчетам редакции, средний заработок саратовца до вычета налогов составляет почти 45 тысяч рублей. Стоить иметь в виду, что помимо налогов, взимаемых непосредственно с заработка, россияне платят: НДС и акцизы на алкоголь и топливо (входят в цену товара), транспортный налог, налог на имущество и пр. В 2017 году интернет-издание «Медуза» привело данные: в общем и целом россияне отдают государству в виде налогов 48 процентов заработка. Для сравнения, в Финляндии налоговая нагрузка составляет 43 процента.

Плачу налоги – значит, право имею?

Люди на улицах о том, станет ли жизнь в России лучше после смены налоговой системы

Корреспондент «Газеты недели» совершил поступок, которым российские власти обычно пренебрегают: спросил мнение самих граждан о системе налогового самоначисления. Оценки разделились: кто-то верит в лучшее и готов платить налоги самостоятельно, а кто-то к надеждам относится скептически. С тем, что новая система сформирует у россиян сознание налогоплательщика, согласны не все. Стоит отметить, что в этот день граждане особенно неохотно общались с прессой (вероятно, из-за накрапывающего дождя). Догнать и разговорить удалось только молодых.

Роман Дрякин

Роман, 32 года, работает в сфере доставки:

СЕЙЧАС ВНЕДРЕНИЕ ТАКОЙ СИСТЕМЫ НИ К ЧЕМУ НЕ ПРИВЕДЕТ

Лично мне кажется, что такая система нам не поможет. У нас еще слишком низкое правосознание. Наш менталитет пока не позволит приблизиться к качеству жизни на Западе, где у людей другое мировоззрение. Вообще, сознание гражданина должно формироваться с малых лет, поэтому сейчас внедрение такой системы ни к чему не приведет. Так же, как это было с пенсионной реформой. России очень трудно будет преодолеть тот пробел, который образовался в нашей стране в 90-е, чтобы сформировать у людей какое-либо уважение к праву.

Александр, 18 лет, учится на химика-технолога:

ЛЮДИ БУДУТ ТРЕБОВАТЬ ОТ ГОСУДАРСТВА ТО, ЗА ЧТО ОНИ ЕМУ ПЛАТЯТ

Я считаю, что такая система для нас будет лучше. Люди станут требовать от государства то, за что они ему платят: например, те же дороги, которых по факту нет. Если эту систему внедрять постепенно и следить за процессом, то, возможно, жизнь в стране действительно улучшится. Сам я тоже готов лично платить налоги, но только если это реально пойдет на пользу.

Даниил, 22 года, специалист по работе с молодежью:

ТАК ТЫ ОСОЗНАЕШЬ ЦЕННОСТЬ ДЕНЕГ

Какую бы систему у нас ни ввести, она будет долго приживаться. Так уж у нас в России принято. Из-за ЕГЭ, например, война до сих пор идет. Но плюсы у такой налоговой системы действительно имеются. Ведь это то же самое, что пойти подростком работать на стройку, вместо того чтобы просить деньги у родителей. Так ты осознаешь ценность денег. И когда ты сам платишь государству налоги, то так же понимаешь, сколько из своего труда ты ему отдаешь. В плане роста самосознания граждан это будет гораздо лучше. Я и сам готов таким образом платить налоги.

Однако сказать, приведет ли такая система к повышению уровня жизни в нашем государстве, мне очень сложно. Россия вообще непредсказуемая страна. Самое нелепое предложение здесь может прижиться идеально, а логичную разумную систему люди примут в штыки: мол, зачем нам лишние проблемы, если за нас и так всё платят, пусть даже немного обманывают, но ведь у нас везде обманывают... И прочая демагогия.

Александр, 19 лет, промоутер:

В ПЕРСПЕКТИВЕ, СКОРЕЕ ВСЕГО, БУДЕТ ЛУЧШЕ

Я считаю, такая налоговая система будет лучшим вариантом, чем ныне существующая. Люди ее поддержат. Человек хотя бы будет видеть, за что он платит государству и сколько. Лично я тоже готов самостоятельно платить налоги. При этом не могу точно сказать, поможет ли это повысить уровень жизни в нашей стране. Тут надо смотреть. Но в перспективе, скорее всего, будет лучше.

Анна, специалист отдела логистики в интернет-компании:

ДУМАЮ, ЭТО БУДЕТ ОЧЕНЬ ГЕМОРРОЙНО

Даже не знаю, как вам ответить... Надо над этим подумать. (думает)

Наверное, может быть, и стоит это ввести... Хотя самой регулярно платить налоги, заполнять декларацию, общаться с налоговой... Думаю, это будет очень геморройно в плане траты времени. Может быть, лучше создать какой-нибудь сайт, где каждый человек сможет посмотреть, какие налоги он заплатил? Потому что у нас и так очень много всяких бумажек. Что касается уровня жизни, то, мне кажется, к западным стандартам это всё равно не позволит нам приблизиться. Нам до этого еще очень далеко. И наше сознание от таких нововведений не поменяется.

Елена, косметолог:

ПЕРЕНИМАТЬ ОПЫТ ДРУГОЙ СТРАНЫ НАМ БУДЕТ ОЧЕНЬ ГЛУПО

Нет, нам это не поможет, и вводить это не стоит. Потому что у нас менталитет другой, люди другие, исторический опыт другой. Перенимать опыт другой страны, по-моему, будет очень глупо. Даже если наш человек станет сам платить налоги, я не думаю, что тогда у него в голове что-то «щелкнет». Мне кажется, если и должно у кого-то «щелкнуть», то в первую очередь не у среднестатистического россиянина, а у чиновников нашего правительства.


[Кстати сказать]

Подушный налог, винная монополия и проч.

Налог с населения в России взимается давно

Задолго до появления современного НДФЛ и социальных налогов существовала подушная подать. Принято считать, что введение подушной подати в России связано с именем Петра Первого. Однако подобная форма налога возникла гораздо раньше – на территории Древнего Рима, а позднее – во многих европейских государствах. Отменили подушную подать в конце 19 столетия после введения новой подоходной формы налога.

Подушный налог представлял собой вид прямого личного налогообложения, взимаемого с «души» (кроме служителей церкви и привилегированных сословий) в размерах, не зависящих от величины дохода и имущества. Взимался такой сбор исключительно с мужчин (с ревизской души), включая новорожденных детей и престарелых. Более того, за умершего члена семьи мужского пола семья обязана была выплатить подать на следующий год после смерти.

Доходы с подушного налога государство использовало поначалу на материальное содержание армии. Однако потом подушный налог составил 50% доходов государственной казны и стал использоваться для самых разных целей.

Историки говорят, что существовала некоторая дифференциация ставки налога. Так, государственные крестьяне платили в несколько больше, чем крепостные, а «раскольники» – в два раза больше стандартной ставки. Купечеству после 1775 года этот налог заменили на процент с капитала предприятия.

Первая ставка подушного налога равнялась 80 копейкам в год с одного члена семьи (мужчины), в последующие годы она снизилась до 74 копеек. К 1794 году подушная подать выросла до одного рубля. С середины 19 века размер налога стал полностью зависеть от места проживания его плательщика. Жители городов обязаны были ежегодно платить государству подать в размере 2 рублей 61 копейки. Подушная подать селян составила 1 рубль 15 копеек.

К этому времени подушная подать являлась уже основным источником доходов государства. С введением косвенного налога (надбавка к цене за товар или услугу) его значимость для поддержания государственной казны значительно снизилась.

В 1863 году был прекращен сбор подушной подати с мещан (низшего городского сословия) и цеховых (ремесленников, мастеров, их учеников и помощников) практически на всей территории Российской Империи (за исключением Сибири и Бессарабии).

В 1887 году из-за большой задолженности населения перед государством и сложностей со сбором налога подушную подать в России отменили. Исключением стала Сибирь, где этот налог взимался с населения вплоть до начала двадцатого столетия.

На смену налогу с податных сословий пришел всеобщий налог, пропорциональный платежным силам плательщиков. Отмена подушной подати компенсировалась ростом поземельного налога, налога с городских недвижимых имуществ, налогов за право торговли и промыслов, увеличением акциза со спирта, а также оброчной подати с бывших государственных крестьян с последующим ее преобразованием в выкупные платежи.

Российский бюджет начала 20 века носил название «пьяного бюджета», поскольку основным источником дохода стали уже косвенные налоги (винная монополия и винный акциз), которые приносили в казну в несколько раз больше доходов: более 28% по сравнению с общей суммой налогов с доходов и имущества – около 7,5%.

Благодарим за помощь в подготовке материала профессора, доктора экономических наук, заведующего кафедрой налогов и налогообложения ССЭИ РЭУ им. Плеханова Олега Кириллова.