Bob Dylan. Triplicate, 2017
Нобелевский лауреат Боб Дилан выпустил новый, на этот раз тройной альбом. В него, соответственно, вошли три диска – Til The Sun Goes Down, Devil Dolls и Comin’ Home Late. У нас отчего-то выпущен двойной альбом, но песни все на месте. К разочарованию российской публики Triplicate, как и два предыдущих – Shadows In The Night и Fallen Angels, посвящен американской эстрадной песне. Тройник состоит из тридцати стандартов сороковых и пятидесятых годов прошлого века. Если это что-то кому-то скажет, можно добавить, что все эти песни исполнял кумир американской публики Фрэнк Синатра.
Интересно, что новая работа Дилана получила самые благожелательные рецензии американской и английской прессы. Дескать, мэтр открывает новые грани своего таланта, придает песням новое звучание и вообще знакомит среднее поколение со старой музыкой. У нас в России диск не заметили.
Боб Дилан отнюдь не пионер архивного дела. Как и везде, первыми были члены великой ливерпульской четверки. В 1970 году, сразу после распада The Beatles, их скромный ударник Ринго Старр выпустил альбом эстрадных стандартов Sentimental Journey, названный по одной из песен. Кстати, эта же песня вошла и в работу Дилана. Кроме того, к наследию предыдущих поколений обращались Пол Маккартни – Kisses On The Bottom и Род Стюарт – Great American Songbook (между нами, скучная работа).
Правомерно возникает вопрос: отчего же наши рокеры практически никогда не обращаются к золотым фондам советской эстрады? Да, несколько песен, скорее народных, перепел Борис Гребенщиков. Есть знаменитая ёрническая версия «На поле танки грохотали», но это скорее был стёб. Почему так получается? Вроде бы и наш, и их рок вырос из противостояния ценностям предыдущих поколений, музыкальным ценностям в том числе. Но там смогли с годами преодолеть эту пропасть, а наши музыканты – нет. Сложный вопрос, вполне возможно, что у нас отторжение было сильнее. Или, как вариант: Синатра или, скажем, Элла Фитцджеральд – прошлое; уважаемое, но прошлое. У нас же – ушедшее, отжившее поднимается на щит и возвеличивается официозным телевизором в виде всяких «Старых песен». У них – ушло, но уважаемо, у нас – искусственно поддерживается в полуживом состоянии и мало кем уважается.
В музыкальном плане все критики сходятся на том, что голос Дилана – надтреснутый и с хрипотцой – как нельзя подходит для исполняемого материала. Отмечают гитариста Донни Херрона, но больше рассуждают философски об искусстве, Дилане и жизни вообще. Например, такое определение: «Это старые песни от старого человека, который полностью овладел своей старостью, меланхолией и спонтанными вспышками чувствительности».