«Правда»
Санкт-петербургское издательство «Пальмира» выпустило вновь роман Дмитрия Быкова и Максима Чертанова «Правда». Дмитрия Быкова отдельно представлять не надо: стихотворец, прозаик, радиоведущий, публицист, литературный критик, автор книг о Борисе Пастернаке и Владимире Маяковском. О Максиме Чертанове известно меньше: это псевдоним литературоведа, создателя биографических книг о Герберте Уэллсе, Артуре Конан-Дойле и других.
Совместная книга Быкова с Чертановым – авантюрный квазиисторический роман. Первое издание увидело свет в ту пору, когда одним из самых популярных переводных романов считался конспирологический триллер Дэна Брауна «Код да Винчи». Вдохновленные главным приемом конспирологической литературы («в действительности всё не так, как на самом деле»), соавторы переворачивают все мало-мальски значимые исторические события с ног на голову. Бедная Надежда Константиновна оказывается фальшивомонетчицей, Сталин – глухонемым полуидиотом, Богданов – вампиром, Каменев с Зиновьевым – парочкой содомитов, а вечный козел отпущения Троцкий – неким революционным поручиком Киже, ни лица, ни тела не имеющим.
Как и у Дэна Брауна, здесь имеют место подмененные исторические документы. Но если в «Коде да Винчи» речь шла об «отретушированном» в пользу христианских догматов Новом Завете, то у Чертанова-Быкова фигурируют номера дореволюционной «Правды» – веселой бульварной газеты, которую большевики задним числом превратили в рупор революции. Наличествует здесь и тема скрываемого царского происхождения: оказывается, Ленин – незаконнорожденный сын императрицы Марии Федоровны, а Дзержинский – вообще из рода Рюриковичей. В качестве мистического символа выступает Кольцо Власти, из-за которого Ленин с Дзержинским и затеяли революцию. Но если Ильич выведен безобидным и даже забавным гулякой, игроком и бонвиваном, то Железный Феликс – сущий демон. Он и убийца, и растлитель малолетних, и предатель, и заговорщик...
Поначалу фокус, придуманный авторами, забавляет (Ленин организует фальшивые похороны Баумана, встречается с Толкиеном в психушке, в «наперсток» выигрывает деньги у немецкого Генштаба и т.п.), однако создатели книги теряют чувство меры, и оттого авторский прием быстро приедается. В «Коде да Винчи» пять с половиной сотен страниц, в «Правде» (если пересчитать по формату) примерно столько же. Увы, никакой анекдот не может быть многостраничным.