«Такова литературная жизнь»

Оценить
Литературная критика – жанр почтенный, с многовековой историей, однако сами литературные критики, достигшие в своей профессии значительных успехов, в какой-то момент решают вдруг выйти за привычные рамки и попробовать себя в новом качестве.

Литературная критика – жанр почтенный, с многовековой историей, однако сами литературные критики, достигшие в своей профессии значительных успехов, в какой-то момент решают вдруг выйти за привычные рамки и попробовать себя в новом качестве. Критик Вячеслав Курицын пишет толстые романы, а критик Евгений Шкловский – короткие новеллы. Александр Архангельский становится публицистом и телеведущим еженедельной программы на канале «Культура». Их коллега, литобозреватель журнала «Афиша» Лев Данилкин переквалифицируется в биографа Ленина. Главный редактор журнала «Знамя» Сергей Чупринин выпускает книгу «Фейсбучный роман».

И вот теперь и Наталья Иванова, заместитель Чупринина в том же «Знамени», автор многочисленных статей о современной литературе, а также монографий о Борисе Пастернаке, Юрии Трифонове, Фазиле Искандере, находит вдруг новый, ранее не свойственный ей формат. «Литературному критику хочется – время от времени – поменять если не жизнь, то жанр», – пишет Наталья Борисовна. Результатом этого «ченча» оказывается книга Ивановой под названием «Такова литературная жизнь», выпущенная весной 2017 года столичным издательством «Б.С.Г. – пресс».

Жанр произведения – «роман с литературой». «Героев в этой книге два, – говорится в аннотации, – автор, она же персонаж Наталья Иванова, и находящаяся в постоянном движении литературная жизнь. Это не критика, а высвеченный из наблюдений (и памяти) литературный быт, в раствор которого и погружено литературное бытие». В новой книге Иванова начинает с мемуарного рассказа о детстве – вернее, о том, как литература вошла в ее жизнь. «Мне было четыре года, я уже научилась читать по вывескам, – не без ностальгии вспоминает автор. – Первый том Гоголя стал первой самостоятельно прочитанной книгой. «Ночь перед Рождеством» и другие малороссийские повести с иллюстрациями-гравюрами за папиросной бумагой, – от перелистывания, только бы не порвать, трепетало сердце. Всю дальнейшую жизнь я мечтала об этом гоголевском шеститомнике, вышедшем в свет во время борьбы с космополитизмом, 1949–1950, – с предисловием-гимном товарищу Сталину».

А вот еще одна цитата, уже о временах послевузовских и о Ленинской библиотеке: «В библиотеке происходили знакомства. Завязывались романы. И шли наблюдения за другими. Там я впервые увидела Владимира Маканина – его всегда окружала стайка очаровательных девушек, числом не менее пяти. Так они по мраморной балюстраде и выгуливали будущего классика, а он млел от удовольствия, посматривая, тем не менее, по сторонам». И так далее. Среди персонажей книги – Борис Слуцкий и Анатолий Рыбаков, Владимир Турбин и Вадим Кожевников, Лев Аннинский и Георгий Марков, Василий Аксенов и Дмитрий Медведев... Тираж книги сравнительно невелик – тысяча экземпляров, но для тех, кому интересна литературная жизнь, он вполне доступен.