Всё золото кольца

Оценить
Популярный туристический маршрут Золотое кольцо в этом году отмечает полувековой юбилей

Событие знаковое, но, в отличие от 50-летия короля эстрады Филиппа Киркорова, в прессе ему уделяется не много внимания. Внесем свою скромную лепту, посвященную путешествию по Древней Руси.

«Золотое кольцо» придумал журналист

Название, ставшее брендом российского туризма, придумал журналист и общественный деятель в области сохранения культурного наследия Юрий Бычков. В 1967 году он сел в свою машину и поехал по старинным русским городам к северо-востоку от столицы. Искусствовед, он же краевед Бычков в качестве точек своего маршрута выбрал места, где, на его взгляд, сохранилось больше всего значимых культурных и исторических достопримечательностей.

Маршрут был таким: Москва – Сергиев Посад (в те времена Загорск) – Переславль Залесский – Ростов – Ярославль – Кострома – Иваново – Суздаль – Владимир – Москва. А затем он опубликовал в газете «Советская культура» цикл очерков об этих городах под общим заголовком «Золотое кольцо России». Название маршрута прижилось, и с каждым годом он притягивает всё больше туристов. В начале второй декады апреля настал и мой черед.

Можно ехать по Ярославской дороге до Костромы, как Бычков, но мы поехали по Владимирской, а возвращались по Ярославке. Турфирм, катающих туристов по Золотому кольцу, множество. Есть туры на четыре дня, есть и на десять – в зависимости от желания погрузиться в отечественную историю и наличия свободного времени и денежных ресурсов. У нас было четыре дня.

Суздаль – жемчужина Золотого кольца

В Суздале была первая ночевка. Нам повезло – заселились в отель «Сокол», расположенный в самом центре Суздаля. Старинное здание, отреставрированное снаружи и с шикарным ремонтом в номерах. Но главное – рядом местный кремль, торговые ряды с открытыми галереями вдоль бывших купеческих лавок. Такие конструкции торговых центров мы видели потом в Костроме и Ярославле. Когда-то подобная галерея была у универмага «Детский мир». Но Саратову всегда не хватало торговых помещений, галерею закрыли и приспособили под новые отделы.

В Суздале, куда ни взглянешь – множество церквей, в темное время суток здания подсвечены – волшебное зрелище. Десять тысяч населения на десяти квадратных километрах. Только восемь веков назад (история города насчитывает около 1000 лет) это был крупный город, а сейчас крошечный. Но уникальный. Выше двух этажей здания здесь не строят. Каждое строение согласовывается с местной администрацией. Поэтому здесь не появляются готические замки и прямоугольные домики в стиле хайтек. Двускатная крыша и непременные резные наличники с кокошниками на окнах. Даже если дом строят из газосиликатных блоков, фасад должен быть имитацией старинного русского дома. Вместо бревен допускается сайдинг, не обязательно под бревно, но окна с наличниками (не обязательно деревянными, допустимы современные материалы) – непременный атрибут. Конечно, есть на главных улицах брошенные бедные домишки, затянутые баннерами с изображением бревен и милых окошек, обрамленных резьбой. Совсем как у нас на проспекте Кирова, где разрушающиеся балконы затянули баннерами с нарисованными балясинами.

Суздаль. Современный домик «в стиле»
Суздаль. Современный домик «в стиле»

Китайцы как утки

Маршрут Золотое кольцо сначала создавался для иностранных туристов. По словам нашего гида Дениса (умница, благодаря бесконечным рассказам которого мы узнали много интересного о древней и современной Руси), последние три года Золотое кольцо всё активнее осваивают китайцы. С ними мы столкнулись на завтраке в гостинице. Официантка предупредила, чтобы мы садились на столики слева от входа – по правую сторону успела расположиться группа из Китая.

После этого завтрака сложилось впечатление, что по бесцеремонности и невоспитанности нашим соотечественникам очень далеко до гостей из Поднебесной. Для начала они сломали автомат с кофе. Нажав на кнопку, надо было подождать, пока машина приготовит напиток. Процесс в процентах готовности отражается на экране над нишей для чашки. Видимо, это было непонятно китайцам, они жали и жали на кнопки, не давая автомату опомниться. Он зациклился, и струйка кофе продолжала течь, когда уже никто не ждал. У автомата образовалась коричневая лужица, работники ресторана были вынуждены его отключить.

И еще пара картинок: у раздачи с омлетом и беконом китаянка, предварительно оглядевшись, начинает ловко, будто теннисные шарики, пулять вареные яйца в сумку. Нимало, как кажется со стороны, не заботясь об их целостности.

На столике с мюсли и хлопьями стоит графин с молоком. Китаец наливает себе стакан молока и, «не отходя от кассы», выпивает. Мы исподтишка наблюдаем, сколько в него влезет. Налив второй стакан, он чинно удалился. А наша спутница из Москвы рассказала, что недавно была в Китае, и там дефицит яиц и молока.

Кажется, что китайцы не замолкают ни на минуту. В заповеднике деревянного зодчества мы посещали одну постройку за другой параллельно с китайской группой. Беспрерывной болтовней они мешали нашему экскурсоводу по Суздалю Алине. Она шипела на них. Громкое «ш-ш-ш», как оказалось, жест интернациональный. Нам повезло: в начале второй декады апреля мы нигде не стояли в очереди, летом группы идут одна за другой. Ну и чтобы закончить тему китайских туристов. Наш деликатный гид Денис поделился, что никогда не берет китайские группы.

Кострома. Торговые ряды
Кострома. Торговые ряды

Ярославль – в центре не выше четырех этажей

Ярославль – самый крупный город на маршруте (600 тысяч населения), но у нас времени для знакомства с ним было не так уж много – всего лишь три часа по центру. Что удивительно, в этом старинном городе с обилием церквей (одну из них – Иоанна Предтечи – можно увидеть на купюре в 1000 рублей) строительство зданий в центре города ограничено четырьмя этажами. А как иначе – ведь историческая часть города в 2005 году включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. И никакие, даже самые именитые застройщики не возмущаются!

Ну и важная деталь. Какой вопрос чаще всего задают туристы на том или ином объекте? Правильно: «Где здесь туалет?». Так вот туалеты есть во всех заповедниках и монастырях. Чистые и ухоженные, с туалетной бумагой.

А что отвечают на подобный вопрос на Соколовой горе саратовские экскурсоводы? Зловонные кабинки, гордо именуемые биотуалетами, частенько бывают закрыты, да их еще и найти нужно. Вариантов ответа два: «для вас – везде» либо «оставьте след на саратовской земле» (в смысле облегчитесь в кустах). Такой вот у нас центр туризма.