Какой длины ваша лента?

Оценить
Настоящий патриотизм не навязывают по «обязаловке»

Чем ближе 9 мая, тем больше георгиевских лент. Никто сейчас и не вспоминает, что желто-черные ленты были предложены в качестве символа Победы в середине нулевых – в 2005 году – информационным агентством РИА «Новости» и общественной организацией «Студенческая община». Сейчас эта памятная лента уже стала практически сакральной, и мало кто помнит, что всю предыдущую историю символом победы было красное знамя.

Нет, конечно, и «георгиевские цвета» имеют отношение к Великой Отечественной войне: в этих цветах были оформлены колодки медали «За победу над Германией» и ордена Славы. Хотя там не желтый цвет, а оранжевый. Но дело не в геральдике. Постепенно вместе с лентой в нашу жизнь вошли и лозунги «Помню, горжусь», «Деды воевали» и самый странный – «Можем повторить». Что повторить? Войну? С самых первых июньских дней? Блокаду Ленинграда, миллионы погибших и пленных?

Потом за победную тему активно взялась торговля. Доморощенные маркетологи отчего-то решили, что любой товар, украшенный георгиевской лентой, будет пользоваться большим спросом. И всё равно, что это – мемуары маршала или носки. Недавно промелькнуло сообщение, что в Китае закуплено пятьдесят тысяч километров победной ленты – на всё: и на лацкан пиджака, и на антенну машины, и на бутылку водки.

Свой вклад в этот хаос вносили отечественные дизайнеры, которые картинки для своих, как бы поздравительных, плакатов и билбордов беззастенчиво тягали из интернета. И получалось, что на плакатах со славными датами красовались американские самолеты, немецкие танки, английские самолеты. На мой взгляд, всё это от того происходит, что делается не от души, а для галочки. Точно так, как в прошлом году в Саратове «Бессмертный полк» собирали.

И вдруг узнаю, что против использования ленты куда ни попадя решили бороться. Это удивило. Правда, инициаторы акции деликатно называют ордена на водочной этикетке неэтичным использованием символов. Но радует, что хоть кто-то решился. И удивляет, что заняться этим решили молодые парламентарии столицы. В смысле они, понятно, не настоящие депутаты, а члены всяких молодежных советов и палат. Но зато делом займутся. Член общественной палаты Москвы, один из организаторов рейдов Василий Дубенко рассказал журналистам:

«Инициативные группы проведут мониторинг интернет-пространства, магазинов, различных заведений. И после этого мы разъясним людям, организациям то, как это должно быть на самом деле. Например, закрепление георгиевской ленты на автомобилях или сумках считается неэтичным». Есть еще, согласно Дубенко, «коммерческое неэтичное использование», которое подра­зумевает «использование символов для получения коммерческой выгоды: например, использование на этикетках алкоголя, использование в качестве рекламных акций».

И всё бы хорошо, одно настораживает: откуда молодые товарищи Василия Дубенко знают, «как это должно быть на самом деле»? И почему лента на машине или сумке это неэтично? Не станет ли следующим этапом регламентирование длины лент и последующая проверка этой длины молодыми активистами?

И опять повторюсь: всё потому, что не от души это идет, а или по разнарядке, или мода такая.