«Сколько в области одаренных детей?»

Оценить
Маленькие радости и большие печали наблюдателей

Думская неделя в апреле совсем не задалась. Интересным было заседание только бюджетного комитета. Аграрники просто не собрали кворум и перенесли заседание на 9 утра ближайшей среды.

Комитет по ЖКХ «отстрелялся» в рекордные сроки и уложился в пять с небольшим минут, рассмотрев четыре законопроекта. Заседание комитета по госстроительству длилось почти полчаса только потому, что депутаты начали задавать вопросы про показатели кандидатам на должности мировых судей. Надо сказать, ответы на подобные вопросы звучали уже множество раз.

Не пришел ни на одно заседание комитета и председатель общественной палаты Александр Ландо. Впрочем, общественников на заседании комитета по ЖХК представлял юный Евгений Лузановский. Но возможности выступить, за отсутствием обсуждений, у него не было.

Заседание комитета по социальной политике при наличии «отчетного вопроса» было настолько формальным и неподготовленным, что понять, как депутаты относятся к работе с одаренными детьми, было невозможно.

Единственно, порадовал комитет по культуре под руководством Аллы Лосиной. Там депутаты начали подготовку законопроекта об охране нематериального культурного наследия.

В общем, если посчитать время работы всех комитетов, то получится от силы два часа.

 

Пуховые платки и глиняные игрушки

Оказывается, у нас в Саратовской области и платки, и игрушки – культурное достояние. Нематериальное. Точнее, так – технологии изготовления этих изделий – нематериальное культурное наследие, которое надо беречь и сохранять. А лучше преумножать.

Для этого комитет по культуре, общественным отношениям, спорту, делам молодежи и информационной политике инициировал создание закона. К проблеме подошли обстоятельно. Сперва в ноябре прошлого года провели круглый стол. Теперь дело дошло и до законопроекта. Сначала вступительное слово сказала Алла Лосина. Она упомянула конвенцию ЮНЕСКО, президента Владимира Путина, Федеральное Собрание страны и сказала, что все они озабочены сохранением нематериального наследия. А чтобы наследие сохранить, надо создать законодательную базу об охране нематериальной культуры.

С этой точкой зрения был согласен приглашенный гость, профессор СГУ Валерий Прозоров, специалист не по фольклору вовсе, а по русской литературе 19 века. Но и о «сложно выявляемых, сложно описываемых явлениях» Валерий Владимирович беспокоится и был очень рад, что появился такой законопроект, в котором «на безупречный юридический язык переведена невыразимость этих явлений». И еще: «сейчас документ дозрел до того состояния, когда его можно представить на суд законодателей».

А потом Валерий Владимирович начал рассказывать о фестивале Хлестакова, который проводится в Саратове уже в двадцатый раз и до сих пор никак не нормирован. И это при том, что Хлестаков наш земляк и известен по всему миру.

Выступление представителя министерства культуры после образного и изысканного спича Прозорова выглядело унылым, хотя и было изложено на «безупречном юридическом языке». Итак, новый законопроект устанавливает полномочия органов госвласти в сфере нематериального культурного наследия. А именно, правительство будет мониторить наследие, чтобы выявлять его объекты, устанавливать порядок экспертизы выявленных объектов и формировать единый реестр. И еще, понятное дело, содействовать популяризации нематериального культурного наследия через СМИ. А еще, добавила дама от культуры, принятие закона позволит увеличить число объектов, которых на сегодняшний день зарегистрировано в количестве девяти штук. И подано еще 12 заявок. Но называть объекты она не стала.

На выручку пришла Алла Лосина, которая сначала предложила в качестве десятого объекта Хлестаковский фестиваль. А потом назвала уже зарегистрированные нематериальные объекты – технологии изготовления пуховых платков и глиняных игрушек, Алгайский толковый словник.

В мировой паутине удалось обнаружить более полный список объектов нематериального наследия. А именно – технология изготовления саратовской глиняной игрушки, обработка дерева, драматургия свадебного обряда в селе Поповка, Алгайский толковый словник, татарский обряд обработки заколотых гусей, технология изготовления пухового платка из Екатериновского района.

А еще всё в том же интернете удалось обнаружить приказ о создании единого реестра объектов нематериального наследия от 2013 года, который должна была подписать еще Светлана Краснощекова.

Но на нематериальном наследии всё не закончилось. Дело в том, что на мартовском заседании комитета депутат Александр Сидоренко очень печалился по поводу того, что разрушается дом на Советской, 1 – бывший туберкулезный диспансер и памятник культуры федерального значения. Так вот, после этого депутаты обратились в правительство, и на заседание отчитаться лично пришел новый руководитель управления по охране объектов культурного наследия Владимир Мухин. Владимир Валерьевич сообщил, что здание на Советской – объект федерального значения и находится в ведении территориального управления федерального имущества, куда и был сделан запрос. После чего было определено, что в здание поставят охрану и на конкурсной основе будет выбрано лицо, которому бывший тубдиспансер передадут в оперативное управление. Так что есть подозрение, что ситуация с домом не прояснится еще долго.

 

Шанс войти в историю культуры…

есть у министра культуры Татьяны Гараниной. Этот шанс министру пообещал депутат Николай Семенец в ходе обсуждения системы работы с одаренными детьми. Дело в том, что Татьяна Александровна сетовала, что одаренных детей из районов области не на чем возить на конкурсы и фестивали – нет транспорта. И сейчас министерство пишет заявку в федеральный минкульт, чтобы средства на приобретение автобусов были выделены в рамках федеральной целевой программы.

Судя по выступлению Гараниной, транспорт – чуть ли не единственная проблема в работе с одаренными детьми, коих у нас огромное количество. Они поют, танцуют, занимают места, в том числе и призовые, на всероссийских конкурсах. И на региональном уровне охват творческой молодежи огромен. Например, сейчас под патронатом губернатора проходит конкурс молодых талантов «Новые имена Губернии». И в рамках этого конкурса задействовано 25 тысяч детей в возрасте от 5 до 17 лет. И у самых лучших из них есть шанс выступить на самых главных площадках региона. Короче, тут полный шоколад.

Ничуть не хуже обстоят дела у министерства образования, которое ведает одаренными детьми другого рода. Теми, кто любит физику, математику и прочие истории с биологиями. И кто участвует в олимпиадном движении и многочисленных фестивалях.

Впрочем, в этом разделе цифры не так впечатляют: в региональном этапе всероссийской олимпиады участвовали 1253 школьника, участниками летней школы стали 100 человек, на региональной выставке прикладного творчества экспонировалось 110 работ.

Надо сказать, что депутаты в подробности жизни одаренных детей лезть не стали. Вот только Михаил Ткаченко поинтересовался, сколько в области одаренных детей. На этот странный вопрос он получил блестящий ответ от заместителя министра образования: «У нас все дети одарены». Что, на самом деле, правда.

Еще на заседании социального комитета более чем на миллиард сократили фонд медицинского страхования. Делается это для того, пояснил руководитель ТФОМС Саратовской области Алексей Саухин, чтобы аккумулировать средства на увеличение зарплаты медицинским работникам. Эта самая зарплата должна достигнуть у врачей к 1 января 2018 года 200 процентов средней зарплаты по экономике региона, и 100 процентов – у среднего и младшего медицинского персонала.