Шум и гам – тарабарам
Два вывода по итогам встречи: дачников нужно выслушивать чаще и делать это в другом здании. Потому что в зале универсальной научной библиотеки, куда «на прием» к губернатору пригласили пару сотен председателей садоводческих товариществ, плохо работали микрофоны, и половина слов тонула в технических помехах. Задние ряды, отведенные для журналистов, не позволяли видеть лиц разгоряченных людей, у которых к губернатору накопился миллион вопросов. Каждый из поднимающихся рассказывал про свою маленькую конкретную беду, которая была совершенно не интересна соседу. И вместо обсуждения закона о садоводстве, который несет беды всем без исключения рядовым садоводам, получился форменный бардак. Но губернатор это шоу на 2,5 часа выдержал.
Он очень старался быть демократичным. Говорить без бумаг. Ну, если только немного заглядывал в листок с цифрами.
– Такая масштабная встреча у нас не так часто бывала, в общем-то, она первая, – признался Валерий Васильевич. И перечислил общее количество огородников, дачников и садоводов, которые производят очень много продукции на своих загородных делянках. Похвалил выращенные этой добровольной трудовой армией фрукты и овощи – самые качественные, сказал. Где пробовал, неизвестно. Но убежден, что их продают на рынках. Похвалил федеральных законодателей, которые приняли в первом чтении закон о садоводстве и тут же отправили его на доработку.
– Стремятся максимально совершенствовать правовую базу, – заметил. Не уточнил, правда, в чью пользу разрабатываются нормы про подключение к коммунальной сфере дачных поселков, про финансирование содержания дорог в них, про оформление земель общедолевой собственности.
Три минутки губернаторского зачина в зале стояла тишина. Потом он передал слово Елене Бауковой, председателю Саратовской региональной общероссийской общественной организации «Союз садоводов России». Зал проводил ее на трибуну аплодисментами. Видно, много было в зале сторонников Елены Вячеславовны. Она рассказала про себя. Сколько за годы существования прикрепилось людей, как она оказывает им правовую помощь. Еще раскрыла тайну о проекте этого садоводческого объединения с партией «Единая Россия». Хотя, может, тайной эта информация была только для журналистов. От партии, вроде, совместный проект курирует Иван Бабошкин, который сейчас работает руководителем Саратовского района, а раньше трудился министром сельского хозяйства в правительстве Валерия Радаева.
Потом Елена Вячеславовна перечислила проблемы, что требуют срочного решения. Например, хотелось бы, чтобы кадастровая оценка дачных земель искусственно не завышалась. Потому что, если квадратный метр земли под дачами вблизи Саратова стоит 1600 рублей, то продать шесть соток земли практически нереально. Еще Елена Вячеславовна потребовала, чтобы дачные автобусы начинали ходить 1 апреля и заканчивали не раньше 30 октября. Много говорила про обустройство дорог в дачном направлении. Некоторым людям это выступление Бауковой не понравилось. И они начали пенять ей из зала на то, что как-то не так проходит обсуждение законопроекта, что с дачниками не советуются и что вообще непонятно, про какой закон нужно думать – про федеральный или региональный.
Елена Вячеславовна никаких замечаний в свой адрес не любит и вопрошающему ответила резко. Губернатору пришлось ее успокаивать. Он в тот день вообще работал тамадой, или дирижером, или психологом. Короче – остался на психологической высоте даже с очень резко настроенными выступающими.
Очень взволнованный мужчина сказал, что хотел бы он знать, кто сделал новые автобусные остановки, в которых дачники ждут транспорт. Валерий Васильевич ответил ему, что их сделал наш завод технического стекла. «Руки бы им оторвать!» – в сердцах крикнул выступающий, намекая, что насквозь эти конструкции продуваются в холодное время года и перегреваются летом. Губернатор Радаев вместе с залом встретил эту экспрессивную оценку здоровым смехом.
Потом перед дачниками держал ответ Иван Бабошкин, тот, который с дачниками вместе работает в партийном проекте «Единой России». Но его вступительное слово если кто и понял, то только губернатор, потому что часто его слушает. Иван Анатольевич все-таки не оратор. Ну, губернатор, чтобы помочь ему совсем не заблудиться в словах про рамки государственно-частного партнерства и правовую культуру, перебил вопросом про клубнику. Что ответил Бабошкин, мало кто разобрал. Да людей клубника особо-то и не волновала.
Зал был разделен на две половинки. Одна половина любила Елену Баукову, а у другой к ней были претензии. И поэтому одни вставали и нахваливали Елену Вячеславовну, а другие позорили. Одна смелая пожилая дама, даром что худенькая и маленькая, обвинила ее в том, что она в 2008 году уничтожила региональный союз садоводов, который создавался снизу, без всяких партийных и прочих вертикалей. А теперь какое такое некоммерческое партнерство она взялась возглавлять? Эта организация создана физическими лицами по их воле. А вообще-то по закону общественные организации должны создаваться только через решение общих собраний.
И тут все как закричали, загалдели. Валерий Радаев только и успевал приговаривать: «Тихо, тихо, тихо. Может быть много организаций. Вторая, третья может быть, можно создать и свою каждому». Не хотел он никаких драм на таком прекрасном мероприятии. Но разве народ успокоишь, когда он уверен, что только Валерий Васильевич всё может? «Хорошо, хорошо», – тоже эмоциональный накал не сняло. И даже когда Радаев прямым текстом сказал: «Я вижу, что много недовольных», никто не успокаивался.
– Брожение пошло. Броуновское движение, – усмехнулся кто-то рядом с диктофоном, который лежал на столе президиума.
Но все-таки как-то успокоились. Начали спрашивать, когда уже сделают платформу на какой-то станции, название которой прозвучало неразборчиво. Но губернатор вопрос с этой платформой знал и ответил авторитетно, что «уже говорил с железной дорогой и поставил задачу не к концу сезона, а сейчас сделать». Ну а когда продолжил, то стало ясно, что речь идет о дачах в районе Сабуровки, куда автобусом не доедешь пока, но скоро положение изменится, потому как туда придет «дорога особого значения» к новому аэропорту. «И с учетом этой дороги СНТ, там расположенные, поднимут свой авторитет», – заверил Валерий Васильевич.
Когда на трибуну пригласили главу Саратова Валерия Сараева, он тоже начал с количества дачных товариществ. Продолжил самокритикой: «Мы не сделали всё, чтобы вы могли цивилизованно реализовывать продукцию». И да – с дачными маршрутами пока не всё хорошо. Но они уже отслеживаются по пассажиропотоку. И будут отрегулированы. Показал всем Татьяну Карпееву, которая была просто председателем комитета по имуществу города, а теперь исполняет обязанности сараевского заместителя по многим вопросам. Она, кстати, получив новую должность, стала по-другому себя нести и на встречу пришла в новом образе – с украшениями. Сказала, что ждет всех с 9 утра до 6 вечера, чтобы помочь решать вопросы.
Сараева попросили вывозить с дач мусор. Эта тема ему очень понравилась. Он попросил поднять руки тех, у кого заключены договоры по вывозу мусора. Чуть ли не каждая вторая рука уверенно вытянулась вверх. Сараев не поверил. Радаев рассеял его сомнения, сказав, что здесь собрали самых ответственных. Сараева это не сбило с толку, и он начал обстоятельный рассказ о мусоре. Его накапливают сами дачники. Они засыпают любое свободное место мусором, особенно овраги. А еще есть дачи на островах. И острова засыпают мусором. «Заключите договора. Вам поставят контейнеры», – так закончил.
– Короче вопрос – короче ответ, – попросил губернатор. Но Валерий Сараев взялся уже пенять дачникам, и его было трудно остановить. Спросили про воду – ответил, что дачные товарищества много должны за нее, а поэтому не на что строить новые сети.
Снова все начали кричать, кто в микрофон, кто с другого конца зала без микрофона.
– Пожалуйста, – начал дирижировать рукой губернатор. – Хорошо. Хорошо.
Но люди перечисляли свои беды. Переходили на крик. И из этого крика губернатор вдруг выловил что-то очередное про дороги. Ухватился.
– Посмотрите, – говорит. – Московское шоссе сделали. Четыре километра сплошным ремонтом. Когда столько ремонтировали в последний раз?
– Давно, – неуверенно отвечает ему втянутая в диалог женщина, настроенная на монолог.
– В середине семидесятых, – поднял палец Радаев. – Вы должны знать. Вы житель города Саратова. А всю Елшанку привели в порядок. Окраины делаем, не центр. – Он был очень горд своими свершениями. И подчеркивал интонациями значение вот этого всего важного, что при нем сделано. – Вы должны замечать хорошее, – говорил и обещал дойти до каждого двора с хорошим и добрым. Но все должны понять, что нам мусор и разруху не кто-то с Волгограда везет, а это всё мы-ы. Он тянул это мы-ы-ы долго.
– Что мы? – не поняла бойкая женщина, которая была недовольна в первую очередь тяжеловозами, портящими дорогу. – Ну мы поймали одного с мусором. Побили даже.
– Не на-а-адо бить, – снова тянет Радаев. – Нельзя.
– Чего нельзя?
– Мы должны вместе сделать, чтобы этого не было.
Чего чтобы не было, никто не понял. Но всё равно всем понравилось говорить с губернатором. Закругляться не желали, и всё. Валерий Васильевич уж и глаза закатывал, и щеки надувал, и скулами играл, как бы шутя. Ан нет. Пока еще по нескольку раз не рассказали про Елену Вячеславовну, про дороги и маршруты, про то, что вся надежда на него – губернатора, не расходились.
А после встречи сказали губернатору тет-а-тет, что «встреча шикарная».