Бульдозером-то проще
На ближайшем заседании Саратовской городской думы будут рассматриваться предложения администрации города об изменениях в целевую программу по сносу расселенного аварийного жилья на 2016–2017 годы. Список домов к сносу меняется революционно. Депутатам было сказано, что выведенные из списка дома снесут потом. Но деньги, выделенные на то, чтобы сравнять их с землей, освоят. Только бульдозеры отправят по адресам, которые предложили теперь уже администрации районов города. А ведь какой-то год назад администрация Валерия Сараева громко скандалила, что список домов в программе выверен и выношен и должен оставаться таким и только таким.
Ох, чуяло сердце у главы города Олега Грищенко, что Валерий Сараев затевает то ли мутное, то ли недоброе
Заседание Саратовской городской думы в феврале прошлого года все, кто там был, запомнят надолго. Не часто у нас чиновники из городской администрации так обижаются на депутатов, что в знак протеста под телекамерами покидают зал, демонстрируя несогласие и негодование. Тут был как раз такой случай. Но на самом деле это депутаты сначала обиделись на команду Валерия Сараева.
Чиновники попросили у них
18 миллионов рублей на снос непонятно каких домов. Депутаты желали контролировать, какие дома собирается сносить администрация. Валерий Сараев этого чрезмерного контроля со стороны представительной ветви власти не желал и со списком тянул до последнего. И принес его прямо на заседание.
Депутат Дмитрий Кудинов возмутился, что в программу пытаются запихнуть не дома, а их обломки. «Остовы», – поправила его тогда председатель комитета по управлению имуществом города Татьяна Карпеева. Дмитрия Кудинова волновало, почему в программу собираются внести дома, на которые у муниципалитета нет оформленных прав. Татьяна Карпеева убеждала, что в программе заложены деньги на регистрацию. Дмитрий Кудинов достал фотографию и показал фото объекта по адресу Новокрекингская, 4, где вместо дома был только строительный мусор. «Строительный мусор тоже входит в программу сноса», – уточнила Карпеева.
И Сараев гнул свое, снова и снова объясняя, что снос домов – это полномочия администрации, а не депутатов. Их мнение в данном случае никого не волнует. Но он ручается, что программа достоверная. И именно обозначенные дома требуется снести за бюджетные деньги. И вот через год подтверждается, что адреса в той программе были, по сути, с потолка взяты.
Снос дома № 1 на улице Южно-Зеленой стоит пять миллионов рублей!
Бюджетные деньги, выделенные на 2016 год, уже истрачены, и по заверениям Татьяны Карпеевой, дома, предназначенные к сносу, ликвидированы. Все процедуры по формированию площадок для строительства нового жилья исполнены.
На втором этапе, на выделенные 15,5 млн рублей, снесут только дома по адресам: Брянский тупик, д. 3, 4-й Огородный проезд, д. 22, Кутякова, д. 76, Соколовая, д. 298, Веселая, д. 10, Зарубина, д. 26, Некрасова, д. 59.
Вместо отложенных на потом развалюх снесут более актуальные дома по ул. Миллеровской (№ 21, 34, 36), дом № 20 в 4-м Огородном проезде, дома на ул. Огородной (№ 176, 138а), дом № 14 в поселке Воробьевка, дом № 12 по ул. Телеграфной, дом № 6 в 1-м Телеграфном проезде, дом № 14 на ул. Крымской.
Дома, или «остовы» разной степени разрушенности, из программы вывели в хозяйственное ведение муниципального предприятия «Саргоркапстроительство и комплектация». Смысл передачи здания по адресу Южно-Зеленая, д. 1, объяснили четко. Руководители МУПа сами его себе выпросили, сказав, что там «перспективная площадка наклевывается». Главная сфера деятельности этого муниципального предприятия – участие в долевом строительстве объектов жилого фонда на земельных участках, отведенных МУПу. У городской администрации тоже есть свой интерес передать дом по Южно-Зеленой МУПу. По словам Татьяны Карпеевой, его снос обошелся бы городскому бюджету в пять миллионов рублей.
Самая загадочная история закручивается вокруг домов № 152, 154 и 172 на ул. Огородной. Но депутатское любопытство помогло нам ее немножко прояснить.
А давайте вообще сделаем из домов на Огородной музей пролетариата
Как сказала на заседании депутатской рабочей группы Татьяна Карпеева, администрация проявила добрую волю, когда пришла к депутатам отвечать на вопросы по изменениям в программе сноса домов. Могла бы и шито-крыто всё сделать. Однако вот докладывает, что смета по выводимым из списка домам на Огородной была сделана еще на первом этапе программы в 2016 году.
– Но на сегодняшний день остается незакрытым вопрос об их принадлежности к памятникам местного значения. Мы прорабатываем вопрос с управлением по охране культурного наследия. Но все эксперты, которые могут сделать заключение, относятся к этому вопросу с большой долей осторожности. – Татьяна Карпеева объяснила депутатам тонкости регламента. Чем больше объектов эксперты выявляют, тем больше получают плюсов. Чем больше объектов исключается, тем больше минус. На проведение экспертизы в бюджете заложено 300 тысяч рублей. Но, видно, это слишком маленькая плата за риск ошибиться, и особых охотников на нее нет.
Депутаты поинтересовались, а чем обернется статус памятника местного значения для этих домов? И узнали, что тогда на площадке, где часть домов уже снесли, нельзя будет строить. Ведь дома придется реконструировать и создавать вокруг них охранную зону.
– Надо будет думать, что с ней делать. У нас получатся выпадающие участки, на которых мы можем только парк сделать. А рядом будут стоять вот эти памятники, – заметил депутат Дмитрий Кудинов. И поинтересовался, а чему памятники-то эти дома?
Карпеева ответила, что выявленные объекты культурного наследия с неподтвержденным статусом построены в 1953 году и являются памятниками советского классицизма, памятниками ушедшей эпохи. И что из них, если их ценность для истории подтвердят, можно сделать объекты бытового назначения, «потому что улица Огородная – это неплохая улица для развития». Но лучше все-таки исключить эти дома из программы сноса и передать их в хозяйственное ведение МУП «Саргоркапстроительство и комплектация». И он пусть проводит экспертизу и планирует, что на эти земельные участки «садится». Елшанскую, 12, передают МУПу с той же целью – сформировать и продать участок для строительства дома с участием Саргорстройкомплекта.
Заборы – это заборы, а проекты – это проекты
Депутатов волновало ограждение развалин. Ведь если снос откладывается, то они продолжают оставаться опасными для людей. Татьяна Карпеева сказала, что в бюджете на ограждение денег точно не заложено, а вот МУП, принимая «остовы» в хозяйственное ведение, может построить ограждение за счет средств пожертвования городу частных инвесторов.
А вот на проекты межевания освобождающихся земельных участков бюджетные деньги есть, хотя проекты эти стоят свыше 100 тысяч рублей каждый. Но без проекта межевания сформировать площадку невозможно. Так что не сметь мечтать пригнать бульдозер с экскаватором, чтобы убрать весь хлам, оставшийся после расселения аварийных домов.
Всего на проекты межевания территории по этой программе истратят 1680 тысяч рублей. А на подготовку проектов на организацию работ по сносу или демонтажу аварийных многоквартирных домов – 2207 тысяч рублей.