Вычесть, умножить, а потом опять сложить

Оценить
Саратовские пенсионеры недосчитались в среднем по 20 рублей после апрельского повышения пенсий. ПФР ответило, что они неправильно считали

В апреле 2017 года государство провело очередную индексацию пенсий. Социальные пенсии увеличили на 1,5 процента. Получателям страховой пенсии тоже перепал кусочек «щедрости». Их пенсия должна была подрасти на 0,38 процента. Саратовские пенсионеры, пересчитав апрельскую выплату, обнаружили, что им недоплатили в среднем по 18–20 рублей. «Газета недели в Саратове» выясняла, как пропали пенсионные деньги.

 

Куда делись?

«То, что пенсию нам недоплатили, первой поняла моя подруга. Она пересчитала свою апрельскую пенсию и недосчиталась 18 рублей, – рассказывает позвонившая к нам в редакцию пенсионерка Раиса Михайловна. – Я тоже пересчитала свою пенсию и пенсию мужа, и у нас тоже недоплата составила по 18 рублей. Мы связались с нашими знакомыми в других районах города – и у них такая же картина. У всех не хватало 18–20 рублей. Какая-то систематическая недоплата, получается».

Раиса Михайловна и другие возмущенные пенсионеры пытались выяснить, в чем дело, в районных отделениях Пенсионного фонда, но не смогли дозвониться.

«По трем телефонам звонила в отделение по Заводскому району, никто трубку не берет. Два дня звонила. Только металлический голос (на пленку, наверное, записали) ответил один раз, что им, мол, не велено принимать звонки», – негодует наша собеседница.

Выявленная недоплата и молчание телефонов ПФР заставили пенсионеров не только волноваться, но и подозревать государство и ПФР в намеренном обмане социально незащищенных категорий населения.

«Конечно, 18 рублей – мелочь, и молока-то не купишь. Но если умножить их на год, а потом на всех пенсионеров, нас в Саратовской области 600 тысяч, это уже приличная сумма получается (больше 140 млн руб. – Авт.)», – делится предположениями пенсионерка Раиса Михайловна.

Возмущение пенсионеров можно понять. Большая часть российских пенсий по мировым меркам – просто пособие по бедности. Да и по российским меркам на среднюю пенсию от 8 до 12 тысяч рублей в месяц не проживешь. Основные траты большинства наших пенсионеров приходятся на еду и коммунальные услуги. Многим не хватает даже на ставшие необходимостью лекарства. И тут уж приходится выбирать, что важней. Индексацией пенсий государство бесконечно жонглирует: то отменяет, то возвращает, то снижает ее размер. Как тут не возмутиться, когда и без того смешное увеличение на сотые доли процента не выполняется?

«У нас страховая пенсия, и нам в апреле ее должны были увеличить на 0,38 процента, а увеличили, получается, на 0,25 процента, – поясняет Раиса Михайловна. – А 0,13 процента куда делись?»

 

Никуда не делись

Этот вопрос Раисы Михайловны мы задали специалистам отделения Пенсионного фонда России по Саратовской области. Здесь не сразу поняли, о чем идет речь, заявив при этом, что никогда еще случаев недоплаты, тем более систематической, по отделению не было. После выяснения нескольких деталей сотрудники ПФР нашли ошибку и причину недоразумения.

«Они же (пенсионеры) неправильно считали. Они умножали на 0,38 процента всю свою пенсию, а это неверно. 0,38 процента – это же даже не индексация была, по сути, а корректировка размера страховой пенсии в связи с изменившейся стоимостью пенсионного балла», – пояснили нам в ПФР.

Специалисты отделения напомнили, что пенсия в России состоит из нескольких частей. Из базовой, страховой и накопительной (последняя есть не у всех. – Авт.).

Базовая пенсия, или фиксированная выплата, – это та сумма, которую пенсионер получает от государства гарантированно. И ее размер одинаков для всех. В 2016 году фиксированная выплата составляла 4558 рублей 93 копейки, в 2017 году, после общей февральской индексации, увеличилась на 5,4 процента и составила 4805,11 рубля.

Доиндексация страховых пенсий, которую провели в апреле, базовой части не коснулась, только страховой. При этом нужно учитывать, что размер страховой пенсии у всех пенсионеров разный и зависит от количества набранных ими пенсионных баллов, как говорят в народе, или индивидуальных пенсионных коэффициентов – как говорят специалисты.

Пенсионный балл имеет свою цену, и она тоже год от года меняется. Сейчас стоимость пенсионного балла составляет 78,58 рубл­я – подросла с 1 апреля на 0,38 процента.

«Соответственно, пенсионерам, получающим страховую пенсию, нужно вычесть из суммы, полученной в марте, фиксированную выплату – 4805 рублей 11 копеек. А остальное уже умножить на 0,38 процента. Получившуюся сумму нужно снова сложить с базовой пенсией (4805,11), и тогда получится апрельская пенсия», – подсказывают правильный путь расчетов сотрудники ПФР.

 

И как будто никого не обидели

Стоит отметить также, что апрельская доиндексация страховых пенсий, или корректировка в связи с удорожанием пенсионного балла, касалась только неработающих пенсионеров. В Саратовской области их 559,8 тысячи человек.

Работающим пенсионерам в любом виде индексации пенсий, напомним, государством отказано ввиду экономии бюджетных средств. Но только до тех пор, пока они работающие. Отказавшись от возможности получать зарплату, пенсионеры начнут получать пенсионные выплаты сразу со всеми ранее пропущенными индексациями.

В этом году индексация пенсий была в феврале, когда на 5,4 процента подросли как базовая пенсия, так и страховая, и в апреле, когда на 1,5 процента увеличили социальные пенсии. Получателей социальной пенсии в Саратовской области более 44 тысяч человек.

Средний размер социальной пенсии сейчас составляет 8033 рубл­я 65 копеек.