Жемчужина округи

Оценить
У села три улицы, а история – на целую книжку

Природа в этом году выходит из зимнего оцепенения раньше обычного. Кое-где под деревьями вдоль дорог еще заметны белые островки снега. Удивительно, как они до сих пор не растаяли, когда вовсю светит яркое солнце. Поля Екатериновского района, чуть подсохшие, уже располосованы после боронования. В Чистый четверг, с утра, мы подъезжали к селу Переезд. Весенняя природа со своими неяркими апрельскими красками была готова к полевым работам и празднику Пасхи.

 

Жители в селе еще есть, сохранить бы традиции

В селе Переезд разгар рабочего дня. Глава фермерского хозяйства Иван Судариков уехал в банк: новый сезон – новые заботы. Технические вопросы, поездки, доставка, в том числе деталей – это больше по части его сына Михаила. В отсутствие Ивана Кузьмича Михаил Иванович на хозяйстве, в полях. Вернувшись в кабинет, он знакомит с текущими делами.

Холодное время озимые перенесли хорошо. Всё идет по плану. Техника отремонтирована. Второй день, как началось боронование. Правда, на полях хозяйства много лощин, в оврагах земля еще сыровата. Но механизаторы Андрей Дуванов, Валерий Синицын, Андрей Лифанов и многие другие уже за работой. С началом полевого сезона у столовой отменяются выходные. Повара Наталья Сладкова, Мария Хлопова и Наталья Антошкина любят свое дело. Они говорят, что так, как кормит работников хозяйства Кузьмич, нигде не кормят. Когда надо, повара и в ночь собирают сумки с ужином механизаторам в поле.

На поваров обучали раньше в училище, неподалеку, в Кипцах. Его расформировали. Третий год, как опустело и здание школы в Переезде. За последние десятилетия население Переезда сильно сократилось. В фермерском хозяйстве работают не только местные жители, но и из Екатериновки, Кипцов и даже из Бакур.

Свечница Александра Королева

Пока есть сельхозпредприятие, за счет которого и держится село, Переезд не опустеет. Но редеет село – традиции забываются. Ни старожилы, ни молодые куличей теперь перед Пасхой не пекут, ведь можно купить их. На этот праздник по привычке, сложившейся в советские годы, сельчане ходят на кладбище. Восстановленный местный храм Архангела Михаила – настоящая жемчужина. Правда, прихожан из Переезда здесь мало. Люди едут сюда из Екатериновки и округи. Соседние села Переезд и Сластуха – старинные. Казалось бы, от Переезда осталось три улицы, а вот не каждый город имеет такую богатую историю, как у этого села. Некоторые его жители об этом и не подозревают. Саратовец Александр Швырев, изучая судьбу своих предков, проживавших в Переезде, восстановил историю этого села, запечатлел ее в небольшом самиздатовском труде, который хранится в храме и из которого мы узнали немало интересного.

 

От нищеты к процветанию и обратно

Село Екатериновка (нынешний райцентр) было основано в 1871 году переселенцами из украинской Екатеринославской губернии в связи с их переездом на строительство железной дороги «Москва – Саратов». А еще раньше крестьяне из Воронежской и Рязанской губерний поселились в деревне Сластуха, в 7 километрах от Екатериновки. Местные сельчане хоть и не считались крепостными, а были государственными крестьянами, жили достаточно бедно. Многие жители Сластухи работали за нищенскую плату у помещиков. В личное пользование землю давали только на мужчин. Через каждые 12 лет проводили перепись населения. Если сын рождался после переписи, то землю на него не давали до следующей переписи.

Малоземелье стало причиной того, что коренные жители села прогнали всех чужаков. И те переехали на свободные земли, обосновав в 1797 году новое село по берегам Аткары, с чем и связано его название – Переезд. По другой местной легенде, переселенцы из соседних губерний, обосновавшиеся в Сластухе, за взятку губернскому землемеру-чиновнику получили землю, пригодную для распашки, у реки Аткара.

Год основания села установили юные краеведы (пока существовала школа) и их учителя, среди которых были потомки рода Швыревых. По утверждению Александра Швырева, общепринятая дата основания Переезда все-таки является не совсем точной, так как по 5-й ревизии 1795 года село уже существовало с 585 жителями. Очевидно, образовалось оно несколько раньше, а позже стало центром Переездинской волости Аткарского уезда Саратовской губернии.

Мария Хлопова накрывает стол к обеду

Село росло, очень скоро в нем появились переселенцы из Малороссии. Они назвали Украиной ту часть Переезда, где проживали. На Медовке жили пчеловоды-пасечники. Погореловка – это место, куда переселились пострадавшие от огня. Мишин хутор – часть Переезда, построенная легендарным Михаилом. Теперь в селе три улицы, одна из них сохранила частичку истории – Украинская.

В предреволюционные годы Переезд считался крупным богатым селом с телефонной связью, паровой мельницей, двумя просорушками, маслобойками, тремя кирпичными заводами. Крестьяне возделывали плодородный чернозем, сеяли овес, рожь просо и пшеницу. Надельной земли у них было 2006 десятин, купленной – 261, арендованной – 184. Лошадей и быков насчитывалось 636, коров – 482, свиней и овец – 3064. Имелось 300 железных плугов, 100 веялок, 20 молотилок. В селе было 323 дома, крытых деревом и железом. В Переезде имелись два православных храма, две церковно-приходские и одна земская школы, фельдшерско-акушерский пункт, организовывались базары и ярмарки. Правда, в 1880-х годах из более чем 2,3 тысячи жителей села грамотными были лишь 152 человека.

В июне 1917 года в Переезде появилась большевистская ячейка, а первый колхоз в селе был создан в 1930 году. Собранный из переездинских активистов отряд красногвардейцев Саратовский губисполком направил против восставшего чехословацкого корпуса в Ртищеве, а впоследствии этот отряд принимал участие в боях за Тамбов и Вольск. Гражданская война пришла в Переезд в 1921 году, когда село занял повстанческий отряд Попова, учинивший расправу над местными коммунистами, которым впоследствии поставили скромный памятник недалеко от дома культуры.

Предпосылкой к будущей катастрофе послужил неурожайный 1920 год. Практически все запасы продовольствия были изъяты в ходе продразверстки, по сути, отъ­ема оставшихся продуктов питания. Крестьяне уже к осени ели семенное зерно.

В 1920 году в Поволжье собрали всего 20 млн пудов зерна. В то время как в 1913 году его объем достиг 146,4 млн пудов. Весна 1921 года принесла небывалую засуху, уже в мае погибли озимые хлеба, а яровые стали засыхать. Саранча уничтожила остатки уцелевшего урожая. Массовый голод унес десятки тысяч жизней. 2 января 1922 года вышло постановление ВЦИК «О ликвидации церковного имущества», а в феврале – соответствующий декрет. Миллионы рублей от сбыта церковных ценностей должны были пойти на закупку продовольствия, медикаментов и товаров первой необходимости. Большую их часть разворовали на местах изъятия, в процессе транспортировки и хранения.

Механизаторы Владимир Шашков и Алексей Кузнецов готовят машины к работе в поле 

Островки духовности

Первая деревянная переездинская церковь просуществовала более века, а в 1832 году, еще до разрушения деревянной, на средства крестьян построили пятиглавую церковь во имя Космы и Дамиана. Здание было каменным и имело заметную издалека многоярусную колокольню, сооруженную по византийским канонам. Его разрушили красно­гвардейцы в первые годы Советской власти. А на этом месте впоследствии возвели дом культуры.

На стыке прошлых столетий потомственный почетный гражданин города Моршанск Тамбовской губернии Михаил Рымарев на собственные деньги построил в Переезде каменную церковь. Проект пятиглавого храма в византийском стиле в 1900 году выполнил выдающийся саратовский архитектор Александр Клементьев. Он же руководил ее постройкой. Пять куполов по церковным канонам символизируют Иисуса Христа и четырех евангелистов. Зеленый их цвет посвящен святому, в честь которого и назвали храм, Архангелу Михаилу. Постройка церкви окончилась летом 1906 года. По историческим свидетельствам, при храме была семейная усыпальница Рымаревых. Современные служители подтверждают, что во внутренних коридорах храма они обнаружили склеп. После революции усыпальница была осквернена, а сама церковь в 1936 году разорена.

Александр Швырев приводит воспоминания старожилов:

– Коммунистические активисты в 30-х годах прошлого века не раз пытались разрушить храм. Но тот не поддался бульдозеру, скрепленному с тракторами цугом. Кресты с маковок, разумеется, варварски посбивали. А чтобы здание с метровыми стенами не пустовало – приспособили под зернохранилище и склад.

– В мае 1989 года мне довелось побывать внутри церкви, – продолжает Александр Петрович. – Полы храма были изгажены и покрыты толстенным слоем осколков и грязи.

В 1991 году сельский храм передали верующим и вновь открыли для церковных служб. Началось постепенное восстановление церкви. В апреле 2005 года завершили монтаж центрального купола и установили четыре малых купола. Затем отремонтировали кровлю, восстановили лестничные пролеты и перекрытия колокольни, установили новый купол на центральном барабане храма, заменили окна. Значимую роль в реставрации церкви сыграл иеромонах Нестор (Бузланов), который несколько лет был настоятелем храма. Он убедил руководителей Екатериновской администрации вернуть церкви кованые металлические лестницы. Приостановленная на несколько лет деятельность по восстановлению храма возобновилась в 2012 году благодаря местным жителям. На его колокольню подняли последний из шести куполов. Купол изготовили московские специалисты архитектурной мастерской. На колокольню подвесили колокола. Внутренние работы продолжаются до сих пор. Сохранилась старинная икона Архистратига Михаила, она занимает центральное место в храме. Храм признан объектом культурного наследия Саратовской области.

Численность переездинского населения по сравнению с дореволюционными показателями уменьшилась более чем в 10 раз. Снижается не только население, снижается его интерес к своему, родному, к истокам. Теряется духовная связь поколений – ничто не держит молодых людей в селах. Не к чему им возвращаться. Но и на новом месте далеко не каждый находит себя. Православные традиции в соседних селах Переезд и Сластуха продолжает хранить настоятель обеих церквей иеромонах Исмаил. Хорошо, что храмы, островки истории и культуры, возрождаются.

 

Использован материал, собранный Александром Швыревым