Мальцев, Епифанова и другие легенды

Оценить
Саратов украсил федеральную повестку задержаниями и уголовными делами

Саратовский ученый получил полмиллиона рублей на разработку тренажера стрессоустойчивости. Об этом в начале марта сообщило ТАСС. Кому-кому, а нашему региону подобный тренажер бы не помешал: еще свежа в памяти история о катафалках, которые приезжают раньше, а то и вместо скорых (о ней мы писали в предыдущем обзоре). А тут на целого областного министра уголовное дело завели!

 

Мальцев и митинги

Но оставим министра на второе и приступим к основному блюду: 13 апреля в Саратове у себя дома был задержан политик Вячеслав Мальцев. В семь утра дверь в его квартиру вскрыли болгаркой сотрудники полиции, устроили в доме обыск, а самого Мальцева в тот же день этапировали в Москву. По дороге политику стало плохо – в аэропорт ему вызвали скорую, а в самолет внесли на носилках.

Уже 14 марта Тверской суд Москвы арестовал Вячеслава Мальцева на 15 суток, признав его виновным в неповиновении законным требованиям сотрудников полиции на несанкционированной акции в Москве
26 марта.

Первым о задержании Мальцева сообщило саратовское информагентство «Свободные новости», и уже оттуда тема вышла на ленты федеральных СМИ.

Вячеслав Мальцев – фигура знаковая не только для федеральной политики (напомним, он выиграл внутрипартийные праймериз в РПР-Парнас и шел на выборы в Госдуму в списке партии под вторым номером). Мальцева хорошо знают в Саратове – он трижды избирался депутатом областного парламента, даже был, как и нынешний председатель Госдумы Вячеслав Володин, вице-спикером Саратовской областной думы. Кстати, этот факт журналисты РБК припомнили Мальцеву, выпустив по горячим следам специальный репортаж «За что задержан оппозиционер Мальцев».

Задержание Мальцева стало одной из самых обсуждаемых новостей прошедшей недели. Политолог Глеб Павловский в эфире «Эха Москвы» предположил, что следователи из оппозиционера хотели сделать «фронтмена процесса большого». А Алексей Навальный увидел в задержании Мальцева признаки нового «Болотного дела» (одновременно с саратовским политиком в Москве был задержан сопредседатель партии националистов Иван Белецкий).

В том, что человека так жестко «принимают» по административке, несложно разглядеть попытку власти запугать и несистемную оппозицию, и сочувствующих ей, попытаться отрезать вещание альтернативным СМИ. (У сторонников Мальцева есть свой канал на Youtube.) В деле масса нестыковок: сотрудники полиции устроили обыск в квартире Мальцева по постановлению Басманного суда в рамках уголовного дела по ч. 2 ст. 318 УК РФ «Применение насилия в отношении представителя власти», по которому политик проходил как свидетель. А осудили вообще в другом суде и по другой статье – 19.3 Кодекса административных правонарушений. Выпиливание болгаркой входной двери и этапирование задержанного по подозрению в административном правонарушении – это вообще нонсенс.

Но это система, которая работает по всей стране практически одинаково. Где-то жестче, где-то чуть мягче, но одинаково. За примерами далеко ходить не надо: саратовские суды работают по делам несистемных оппозиционеров как под копирку, выдавая решения одно другого любопытнее. Судья Фрунзенского районного суда Ольга Боброва, вынося решение о четырех сутках ареста для журналиста «Открытого канала» Александра Никишина, заявила, что он признался в том, что удерживал дверь полицейского участка, хотя такого не было. (О задержании Никишина писали многие федеральные СМИ) Судья Саратовского областного суда Галина Желонкина, вынося решение по задержанию Эльнура Байрамова, главы саратовского штаба Навального, вообще заявила, что антикоррупционную прогулку «можно трактовать как акцию, направленную, в том числе, на подрыв территориальной целостности государства, насильственное изменение конституционного строя…».

Алексей Навальный прав, в действиях власти можно видеть признаки второго «Болотного дела», расползающегося уже по всей стране. Если раньше от задержаний участников протестных акций сильно позже самих протестных акций страдала только столица, то сегодня подобные примеры мы можем наблюдать и в Саратове: по десять тысяч штрафа за участие в акции 26 марта судом уже присуждены студентам Андрею и Ксении Копшевым, административное дело возбуждено против члена КПРФ Николая Бондаренко. А националисту Андрею Марцеву вменяют в вину то, что он аплодировал на Театральной площади во время массовой несогласованной акции. Составлен протокол по части 5 статьи 20.2 КоАП РФ (нарушение правил проведения публичных мероприятий).

В этом плане Саратов полностью вписывается в федеральный тренд.

 

Министр и уголовка

Итак, второе блюдо. Горькое для региональной власти и в чем-то для нашего земляка и солнца земли саратовской Вячеслава Володина. В его вотчине творятся чудные дела: министерство за министерством в правительстве губернатора Радаева сдаются под натиском обысков федеральной службы безопасности.

В марте Саратов попал в федеральные ленты новостей с сообщением о том, что в министерстве образования сотрудники УФСБ провели масштабные обыски. Это произошло
22 марта. Министр Марина Епифанова сразу ушла в отпуск, а потом и в отставку. И сделала это как нельзя вовремя: в связи с коррупционными нарушениями в министерстве образования региона УФСБ возбудило уголовное дело, фигурантом которого Епифанова и стала. Между обысками и отставкой стало известно, что Минобрнауки РФ запросило информацию из Саратовской области в связи с появившимися в СМИ сообщениями о коррупционном деле в местном министерстве образования.

Напомним, в сентябре 2013 года Марина Епифанова была допрошена в качестве свидетеля по делу экс-замминистра молодежной политики, спорта и туризма Дмитрия Козлачкова. Директор пензенской фирмы «Интертехника» Михаил Чаплышкин, с которого, по версии следствия, и требовал деньги Козлачков для ускорения заключения контракта, заявил, что с таким чиновничьим беспределом, как в Саратовской области, не сталкивался еще нигде. Комментируя задержание чиновника, Чаплышкин предположил, что в деле могут быть и другие фигуранты – «задержан замминистра спорта, а контракт заключен с министерством образования». Тогда, выступая на суде, Марина Епифанова отрицала свою причастность к этому делу и даже хотела подать в суд на Козлачкова за клевету. Но не подала. Как говорится, ложки нашлись, а осадок остался.

Федералы заметили только верхушку айсберга. А у него огромная подводная часть, не сулящая ничего хорошего команде губернатора. Это ведь не первое с начала этого года министерство, в котором проводится обыск.

31 января стало известно, что прошли обыски у начальника ГУ МЧС по Саратовской области Игоря Качева, связанные с делом об «откатах». По версии следствия, начальник финансово-экономического отдела управления «организовал незаконный сбор денежных средств, ранее выплаченных подчиненным сотрудникам в качестве премий по итогам работы за год и ко Дню спасателя.

3 февраля сотрудники правоохранительных органов провели обыск и выемку документов в министерстве строительства и ЖКХ. Накануне был уволен руководитель фонда капремонта Дмитрий Любушкин. И буквально на прошлой неделе стало известно, что и он тоже стал фигурантом уголовного дела о превышении должностных полномочий.

 

В объективе Первого канала… мы голые и смешные

Попадание в телевизор на десерт. Минимум трижды Саратов становился героем сюжетов Первого. Традиционно мы попали в обзор плохих дорог – с этим, видимо, ничего не поделаешь. Второй раз – в обзор митингов, прошедших по всей стране в память о жертвах теракта в питерском метро. Первый канал назвал саратовскую акцию самой массовой. По счетчику МВД, в акции приняли участие 10 тысяч человек. На самом деле их было в два раза меньше, но кого бы это интересовало.

И в третий раз наш регион удостоился отдельного сюжета: спецкор Первого приехал на закрытие горнолыжного сезона в Хвалынск, где любители этого дела устроили «голый спуск»: натурально мужчины и женщины спускались на горных лыжах и сноубордах в плавках и купальниках или в костюмах на их основе. Две минуты телевизионного праздника красоты – обнаженные саратовцы на снегу призывают весну.

 

Что осталось за кадром

И компот саратовских тем, которые не попали в телевизор, но просочились в федеральные ленты новостей, даем одной строкой, заголовками, с короткими пояснениями и без них:

«В Саратове рецидивист украл цветы, чтобы осчастливить незнакомок к 8 марта», «В саратовской колонии заключенные в знак протеста порезали себе вены», «Жительница Саратовской области неделю хранила в морозилке тело сына» (мальчик, страдавший врожденным заболеванием, умер, а у матери не было денег на похороны), «Двое воспитанников саратовского детсада отравились крысиным ядом» (дети нашли яд за батареей, сейчас они вне опасности), «Сотрудник архива в Саратове продавал краденые книги XIX века по 500 рублей. Они стоят десятки миллионов».