Праздник после скорби
День космонавтики в Саратове отпраздновали заранее: еще в субботу, 8 апреля. Изначально фестиваль «Мы – первые!» был запланирован на воскресенье. Однако за три дня до часа «икс» в администрации города решили, что провести праздник на день раньше будет интереснее. Так в субботу он и стартовал – сразу по окончании траурного митинга, посвященного памяти жертв теракта в петербургском метро.
Какофония космоса
Не все те люди, что пришли на митинг скорби, покидают площадь сразу по его окончании. Еще до слов «Наш митинг окончен», пока со сцены доносятся траурные речи и грустные песни, учителя ведут группы школьников к выходу с площади через рамки на ул. Волжской. Одна группа, другая, третья покидают одну площадку и перемещаются на другую – учителя четко контролируют своих подопечных, буквально пересчитывая их по головам.
Вдоль Липок уже установлены столы, на которых собрались чудеса робототехники – модели самых разных роботов, собранные из конструктора лего, и даже радиоуправляемые модели, которые так и норовят обнять прохожих своими щупальцами.
Когда митинг заканчивается, забор и рамки металлоискателей исчезают довольно быстро. На Волжской уже всё готово к празднику: улица поделена на сектора – вот площадка ГТО, дальше на велосипедах и лыжероллерах в полной спортивной экипировке стоят учащиеся детско-юношеской спортивной школы № 3. Яркая, пестрая шеренга, готовая стартовать, но куда стартовать – не ясно. На новой пешеходке плотная толпа праздничных людей.
У входа в Липки рядом с трамваем «Семёном» готовится заиграть духовой оркестр. С другой стороны трамвая – два прекрасных коня, черный и белый, и рядом с ними столь же прекрасные наездницы, и тоже в полной экипировке.
Напротив – площадка спортивных игр. Две команды – «Сокол» и «Спартак» – соревнуются, кто ловчее перетянет канат или доставит условно раненого товарища по лунному грунту от места ранения до медпункта.
– Давай! Давай! Давай! Команда в зеленых майках оказалась сильнее! – кричит судья. «Сокол» проигрывает.
На следующей площадке на ступенях издательства «Слово» стоят мальчишки и девчонки в одинаковых шапках: два ряда – в красных, два – в синих, два – в белых. Еще ступенькой выше шапки участников бело-сине-красные. А на площадке перед лестницей снова танцуют дети. За спиной в это время начинает играть оркестр. Джаз, фокстрот, старые советские песни. Хорошо слышно только соло саксофона – саксофоны сидят первым рядом, и у них есть микрофон. На «Заправлены в планшеты космические карты» совершенно теряется соло трубы, и половина мелодии съедается окружающим шумом и бодрым голосом тренера, считающего очки за «Спартак» и за «Сокол».
Тут и там раскиданы площадки для детского творчества: два-три низких столика, на них бумага, краски, карандаши, клей, ножницы, рядом детские стулья. Аниматоры одеты кто во что горазд – кто-то нормальный человек, а кто-то – фиксик. Неумело склеенные из поролона фиксиковые шапки, под шапками – красные, взопревшие лица педагогов, которые развлекают малышей.
И Вовчик бесплатно
«Роболяндия» – это название «фиксиковой» площадки. Но дошкольники с удовольствием ваяют здесь космические (и не очень) открытки. С площадки на площадку перебегает главная саратовская достопримечательность по прозвищу Вовчик: он сегодня модно одет – в коричневом кожаном пиджаке и в брюках в тон, танцует вместе с подростками и иногда кричит «Саратов лучши-и-и-и-и-ий!», кажется, бесплатно.
Уйти от какофонии невозможно – Волжская поделена на квадраты, на каждом из которых свое действие и своя музыка. И везде дети-дети-дети, дети в костюмах, дети с гитарами, дети за столами с поделками…
Мы идем вниз по Волжской, старательно пробираясь сквозь толпу.
– Это у нас центр подготовки космонавтов! – объясняет руководитель одного из саратовских туристических клубов. На его «станции» – палатка, чайник и кастрюля над импровизированным костром, шампура и куски пенопласта, символизирующие шашлык. – Приземлятся они где-нибудь в полях Энгельсского района, им надо знать, как костерок развести, как еды приготовить.
В основном «станции» с танцами, песнями, поделками и конкурсами расположены по обе стороны улицы, а середина свободна. Но на одном участке Волжской организаторы заняли весь проход – и танцуют, поют прямо посреди пешеходной зоны. Мы решительно выскакиваем на импровизированную сцену, по ее краю пытаясь обойти толпу. Тут же перед нами вырастает женщина:
– Тут проход запрещен!
В полдень от старого трамвая должен стартовать фотоквест с элементами экскурсии «Космос рядом», организованный Культурным центром им. Столыпина. Поэтому я туда и бегу. По пути обегаю дворников – одного, второго, третью. Их сразу видно: в оранжевых жилетах они суетливо снуют между гуляющими, большими деревянными щипцами подбирают с тротуарной плитки обрывки газет, бумажные стаканчики из-под кофе и прочий мусор и складывают его в огромные синие мешки.
Рядом с «Семёном» группа молодых людей.
– Ты не знаешь, что сейчас будет? – девушка задает вопрос высокому молодому человеку в свитере и пальто.
– Я без понятия, – пожимает плечами тот. – Я не знаю, зачем нас сюда согнали.
Вместо оркестра на сцену у Липок вышел хор народной песни, соревнования напротив трамвая уже завершились, а шеренга юных спортсменов, простояв полчаса в полной экипировке, рассосалась. Лыжники покидали свои лыжероллеры и шлемы в сумки и чехлы, закинули их за плечи, опираясь на палки, стали расхаживать по пешеходной зоне как зрители праздника. Велосипедисты исчезли совсем. Но общее ощущение шума, гама и толпы меньше не стало.
По космической тропе
Наконец у «Семёна» началось какое-то оживление. Директор центра им. Столыпина Дмитрий Андреев записывает желающих поучаствовать в фото-квесте и раздает командам правила и маршрутный лист.
– Хотите тоже поучаствовать? – спрашивает меня Андреев на мою просьбу «посмотреть, как в это играют».
Я очень даже хочу.
И вот у меня в руках маршрутный лист, а рядом со мной напарник – Варвара Рожкова, менеджер-инструктор агентства приключений Zadoor, у которой до моего появления было желание поиграть, но не было команды.
Надо найти шесть объектов и сделать 12 фотографий. Парк Липки, индустриальный техникум, даже музей, в котором стоит Як-18 – ищутся легко. А вот чтобы понять, где у нас барельеф, объединяющий знаменитых саратовцев – от Гагарина до Чернышевского, или найти адрес библиотеки им. Геннадия Сарафанова – космонавта-саратовца, требуется интернет. Впрочем, поиск объектов в этом квесте – не самое сложное. Куда сложнее придумать, как сделать фотографию, отражающую смысл определенного текста. Ну, например, такого:
«– Как иголка в космосе!
– Там было про стог сена!
– Да, точно, как стог сена в космосе!» (диалог из фильма «Бросок кобры»).
Но в общем мы справились: и прошлись с камерой наперевес от индустриального техникума, мимо Липок, минуя никак не заканчивающийся космический карнавал на улице Волжской, по Набережной до музея краеведения, на фоне которого следовало сделать креативное сэлфи. Хотя на креативное нас, кажется, уже не хватило.