Отталкивающийся от дна

Оценить
Инвестиционное послание врио губернатора – пиар-ход или новый способ достучаться до инвесторов

Главным инвестиционным проектом для правительства Саратовской области сейчас, похоже, является проект под названием «Валерий Васильевич Радаев». Такое впечатление сложилось от прошедшего в прошлый четверг инвестиционного совета при губернаторе. Совет полностью сменил формат – с презентационно-консультационного на претенциозный, и состав – теперь в нем, якобы, стало больше представителей бизнес-сообщества. Только вот инвесторов с их презентациями проектов и жалобами на проблемы в реализации тут не слушали.

Слушали в основном врио губернатора и его очередную причуду в виде «инвестиционного послания». До губернаторских выборов осталось полгода, и предвыборная кампания набирает обороты.

 

Нужно быстро и далеко

Чтение «инвестиционного послания» у Радаева заняло примерно 20 минут. Но большую часть выступления заняло перечисление итогов инвестиционной политики за последние пять лет. Похожий доклад месяц назад читал Олег Галкин, возглавляющий комитет инвестиционной политики и имущественных отношений, на ведомственной коллегии. То есть ничего нового в послании Радаева инвесторам не было. Доказывал успешность и правильность проводимой работы, ставил амбициозные цели. Как минимум – выбиться в лидеры хотя бы по ПФО, как максимум – стать одним из ведущих регионов в целом по России. Ведущим, надо понимать, не куда-то и кого-то, а по показателям экономической успешности.

Привлечению инвестиций в этом нелегком деле отводится особая роль, потому что, во-первых, это общероссийская тенденция, а во-вторых, «инвестиционная привлекательность – это ключевое условие развития конкурентоспособной экономики, которое в конечном итоге решает главную задачу – социальное благополучие людей».

Радаев настаивает, что и сейчас вся экономическая политика регионального правительства направлена на улучшение качества жизни населения. «За счет бизнес-проектов мы создаем новые рабочие места, современную социальную инфраструктуру», – объяснял с листа врио губернатора, особо подчеркивая, что власть обязана удовлетворять «насущные потребности граждан в категориях «здоровье», «образование», «отдых», «комфорт в среде обитания».

То, что регион идет правильным курсом, как бы должны доказывать и построенные за последние пять лет 11 новых заводов, и начало строительства аэропорта, и десятки проектов в сельском хозяйстве, и многое другое. Но нет предела совершенству, поэтому заниматься привлечением инвестиций и повышением качества управления в Саратовской области сейчас будут в ускоренном темпе.

«Нам надо перепрыгнуть в первую 20-ку в Национальном рейтинге инвестиционной привлекательности», – обозначил ключевой посыл Валерий Радаев. Прыгать придется не только быстро, но и далеко. Сейчас у нашего региона в этом рейтинге 60-е место из 85. Но врио губернатора надеется, а может быть, даже твердо уверен, что преодолеть эту внушительную дистанцию поможет Агентство стратегических инициатив (АСИ), которое составляет рейтинг и теперь присматривает за нашим неудачливым регионом.

 

Всегда есть шанс всплыть

Руководитель представительства агентства в ПФО Сергей Бочаров тоже принимал участие в заседании Совета по инвестициям и посчитал нужным «как-то отреагировать на динамичное инвестиционное послание». Отреагировал тонкой метафорой: «Отталкивающийся от дна всплывает быстрее, чем тот, кто барахтается где-то посередине».

Бочаров приезжал в Саратов, чтобы рассказать о наработках АСИ, с помощью которых регионы Приволжского округа смогут улучшить свой инвестиционный климат. Много, по его словам, сделано для снижения административных барьеров и сокращения их количества. Например, было значительно урезано время прохождения 54 процедур вроде получения разрешения на строительство, постановки на кадастровый учет, подсоединения к сетям. Суммарно время сократилось на 357 дней, то есть почти на год.

Благодаря АСИ и в Саратовской области появились соответствующие «дорожные карты». Наконец-то Радаеву и его команде подсказали, что когда инвесторы месяцами ждут оформления документов, это не лучшим образом сказывается на инвестиционном климате региона. Теперь сроки четко регламентированы. Например, постановка участка на кадастровый учет будет составлять
4 дня, получение разрешения на строительство – 10 дней, подготовка межевого плана – 20 дней.

Вообще Бочаров советовал Радаеву и его команде не стесняться и перенимать положительный опыт и практики у успешных регионов. Например, по его словам, было бы неплохо создать в Саратовской области специальную организацию для привлечения инвестиций, как это сделано в Тюмени.

Может быть, именно по наводке специалистов АСИ врио губернатора поручил областным минпрому и минстрою совместно с ресурсоснабжающими организациями в кратчайшие сроки создать единый электронный реестр всех видов коммунальных сетей. А региональному комитету инвестиционной политики и главам муниципальных районов – сформировать единый реестр инвестиционных площадок Саратовской области вне зависимости от форм собственности. Так инвесторам будет удобнее выбирать место для строительства своего объекта и вообще принимать решение о том, стоит ли входить в регион.

Более того, «чтобы прекратить практику предоставления инвесторам недостоверной информации по инвестплощадкам», Радаев поручил муниципалитетам утвердить генпланы своих территорий и занести их на открытую для пользователей единую кадастровую карту. Это благое дело должно делаться за муниципальный счет, предупредил Радаев. Велел главам районов искать деньги и верить в то, что вложения окупятся в перспективе. «Ни одного инвестора мы не должны потерять», – убеждал он.

 

Бизнес-омбудсмен-послание

Со своим инвестиционным посланием перед членами Совета по инвестициям выступил и уполномоченный по правам предпринимателей Саратовской области Михаил Петриченко. Так получилось. Бизнес-омбудсмен сказал, что «инвестиционное послание» новый для него формат, и высоко его оценил, назвав «очень эффективным инструментом с точки зрения привлечения внимания инвесторов к нашей области».

В своем послании Петриченко сосредоточился на вопросе взаимодействия органов исполнительной власти с представителями бизнес-сообщества. И в первую очередь отметил, как важно поддерживать местных бизнесменов, чтобы те запускали и развивали свои инвестиционные проекты.

«Мы зачастую ищем крупных инвесторов за пределами региона – на территории страны и за рубежом. Но в реальности значительная часть региональных инвестиций формируется местным бизнесом, – сообщил бизнес-омбудсмен. – Мы не должны ставить в неравные условия внутреннего инвестора, а тем более потерять его. Для нас максимально важно, чтобы местный предприниматель чувствовал себя комфортно. И для этого нужно создать условия. Если каждый предприниматель будет чувствовать себя защищенным – будет расти и бизнес, и экономика в целом».

По словам Петриченко, характеристикой благоприятного инвестиционного климата в регионах является не только количество и масштабы реализованных и реализуемых проектов, но также и возможности местного малого и среднего бизнеса осуществлять свои инвестиционные проекты. Петриченко посоветовал органам исполнительной власти определять приоритетные сферы для инвестиций и пропагандировать узкие места, в которые необходимо привлекать деньги.

Второй момент, который выделил бизнес-омбудсмен в своем выступлении, это необходимость перейти от стабилизации экономики к стабильному росту. Пришло, мол, время. «Главным приоритетом экономической политики должен стать качественный рост на основе развития предпринимательской инициативы, стимулирования притока высокотехнологичных инвестиций в промышленный и аграрный сектор», – сообщил Петриченко. По его словам, одним из новых источников роста является реализация инновационных проектов в следующих направлениях: 1) восстановление экономики простых вещей – качественная еда, мебель, обувь, одежда, бытовая техника, спортивный инвентарь, лекарства; 2) технологическое обновление, повышение производительности труда действующих производств в оборонном комплексе, авиакосмическом комплексе, в станко- и приборостроении; 3) повышение глубины переработки природных ресурсов, сельскохозяйственной продукции и другие.

Кроме того, бизнес-омбудсмен обратил внимание на две фундаментальные проблемы, которые мешают увеличению инвестиционных потоков. Во-первых, это низкий платежеспособный спрос на продукцию малых и средних предприятий, в том числе инновационную. По словам Петриченко, нужны условия для продвижения высокотехнологичной продукции. Решить проблему, по его мнению, можно через госзакупки и корректировки их условий, где приоритет был бы у МСБ, через организацию тематических специализированных выставок.

А во-вторых, вопрос стоимости электроэнергии, которая для юридических лиц в феврале подскочила на четверть. Но эту проблему, как признал Петриченко, можно решить только на федеральном уровне.