Когда закон – не закон, судебное решение – не обязательство
Не так давно крупные управляющие компании по всей России кляли и ругали новые правила расчета ОДН (трат на потребленные для общедомовых нужд ресурсы). В Саратове тоже кричали о кривости и несправедливости закона, который, мол, вгонит всех в неподъемные долги и убытки. Первые месяцы работы по новым правилам опасения об убытках подтвердили. Но виноват, как оказалось, не закон.
В нормативы бы уложились, но…
По словам председателя ТСЖ «Барнаульский» (Барнаульский тупик, 8) Лидии Темяковой, старые правила расчета и начисления платы за ОДН были, конечно, удобней. Получали счет от ресурсоснабжающей организации, снимали показания общедомового счетчика, вычитали оттуда индивидуальное потребление по счетчикам и нормативам, а разницу разбрасывали на всех. Теперь же у ресурсов на ОДН и, соответственно, у платы за них есть норматив, выше которого не прыгнешь. И если разница между домовым прибором учета и индивидуальным потреблением не укладывается в установленную норму, излишки израсходованного ресурса – это ответственность управляющей организации.
«В нашем доме есть такая проблема по горячей воде. В доме нет «обратки», то есть горячая вода не циркулирует, а стоит в системе и периодически остывает. Поэтому жильцам по утрам приходится сливать холодную воду из горячего крана до тех пор, пока не польется теплая, – рассказывает Лидия Геннадьевна. – Мы таким образом теряем в месяц до 500 кубов воды (около 50 тысяч рублей). При этом в ОДН по нормативу я могу записать не больше 72 кубов. А остальные куда девать?».
Излишки повиснут в долгах ТСЖ, и, как говорит Темякова, долги эти будут постоянно увеличиваться. Ситуация, конечно, не самая приятная, но к закону об ОДН тут претензий нет.
Идея новых правил понятна, логична и во многом справедлива. Если в доме есть перерасход коммунального ресурса, надо искать его причины и устранять. По логике федеральных законодателей, перерасход может свидетельствовать о наличии утечек или даже воровства воды и электричества. Бороться с этим – прямая обязанность управляющих организаций. И Лидия Темякова из ТСЖ «Барнаульский» с этим не спорит.
«По холодной воде гораздо проще, мы в норматив худо-бедно укладываемся. По электричеству есть небольшой перерасход, но мы уже придумали, как экономить – заказали энергосберегающих лампочек, вкрутим везде, где можно. Будем изыскивать и другие варианты экономии и утрясем вопрос, – уверена Темякова. – Но вот решение проблемы перерасхода горячей воды зависит не от нас».
Денег нет, и не просите, не требуйте
В данном конкретном случае в долги ТСЖ вгоняет не новый закон об ОДН, а городская администрация.
«Когда в 2009 году городская администрация передавала трубы в Волжскую ТГК, которая теперь ПАО «Т Плюс», у нас этой трубы уже не было. Она сгнила еще в 2006 году. И администрация передала трубы без «обратки», а мы уже 10 лет имеем проблемы с горячей водой», – поясняет Темякова.
По мнению правления ТСЖ «Барнаульский», муниципалитет, прежде чем передавать систему горячего водоснабжения ПАО
«Т Плюс», должен был восстановить циркуляцию горячей воды. И доказало это в суде. В августе 2016 года суд обязал администрацию вернуть дому «обратку». В ноябре 2016 года вступило в силу и аналогичное решение апелляционного суда. Но «обратки» до сих пор нет. И в этом году, видимо, уже не будет.
«Денег нет, но…» – далее по тексту. Поэтому никаких ремонтов в этом доме на 2017 год за муниципальный счет не запланировано. Попытка добиться отсрочки на исполнение судебного решения по ремонту провалилась. Суд муниципалитету отказал и обязал выполнить работы. Но чиновники продолжают увиливать, а ТСЖ – накапливать долги. Пока накопили 300 тысяч рублей.