Жертвы урбанистов

Оценить
Власти Саратова заставляют предпринимателей менять вывески: срочно и за свой счет

Демонтаж вывесок на главной пешеходной улице Саратова начался на минувшей неделе. Работы проводятся при активном участии городской администрации. Совсем скоро проспект должны украсить новые вывески, вписывающиеся в специально разработанный дизайн-код. Бизнес от новшеств явно не в восторге: мало того, что новые конструкции планируется сделать за его же счет, так и еще и закон о смене вывесок, по словам предпринимателей, пока даже не принят. Но чиновников это не останавливает: город надо успеть подготовить к майскому форуму по урбанистике.

 

Весна на пешеходной улице

«Но у нас же согласованы вывески», – робко выступает кучка предпринимателей напротив своих магазинов, где уверенно обосновался массивный кран. Вокруг него виднеются яркие спецовки работников муниципального учреждения «Дорстрой». «Да здесь у половины предпринимателей всё согласовано, – отвечают стоящие рядом представители администрации Саратова. – Но мы просим вас понять точку зрения города». Такую картину корреспондент «Газеты недели» наблюдал утром 6 апреля на проспекте Кирова.

Уточнить подробности о предмете спора не удалось: предприниматели, которые пять минут назад уговаривали чиновников оставить их в покое хотя бы до «появления официальных бумаг», общаться с прессой категорически отказались. А чиновники в агрессивной манере потребовали от журналиста подтверждения статуса. Впрочем, и ознакомившись с удостоверением сотрудника СМИ, представители муниципалитета всё равно не стали ничего пояснять, но уже дружелюбно посоветовали обратиться в пресс-службу горадминистрации.

Стоит отметить, что и звонок в мэрию ничего не прояснил, а только больше запутал. По всем вопросам, связанным с демонтажем вывесок, здесь почему-то перенаправляют в московское КБ «Стрелка». Как будто какое-то московское КБ наделено полномочиями отдавать распоряжения по вывескам в Саратове.

В конце концов происходящее на проспекте Кирова объяснили сами предприниматели. Совладелец кафе «Кашеварня» Юлия Цветкова на своей страничке в Facebook рассказала, что «администрация Фрунзенского района собрала предпринимателей нашего околотка и раздала вот такие визуализации – пример того, как нам всем надо оформить свои вывески. За месяц». Цветкова приложила к этой записи схему, на которой наглядно объяснялось, как теперь должны выглядеть вывески на кинотеатре «Пионер» (где расположена «Кашеварня» и еще ряд заведений).

По словам предпринимателя, чиновники заявили, что скоро все несогласованные с городской администрацией вывески будут демонтированы, а уже к 1 мая здание должны украсить новые конструкции. При этом никаких документов, обосновывающих свои действия, представители власти не предоставили, пояснив, что соответствующий закон еще только готовится. «Пока идет процесс принятия документа в правительстве, – пересказывает слова чиновников Цветкова. – Дума по этому поводу соберется где-то 15 апреля, потом документ будет опубликован в газетах. Но вы же не успеете за две недели всё сделать».

Демонтаж вывесок 

Мир слов

О том, что рекламные вывески в центре Саратова нужно привести в гармоничное состояние, местные власти подумывают уже не первый год. Однако дальше обсуждений дело не заходило. В 2014 году на суд общественности была даже представлена концепция рекламных вывесок, включавшая в себя набор правил и рекомендаций, которым должны следовать предприниматели при оформлении внешнего вида заведений (подробнее – см. публикацию «Ни мала, ни велика» в номере от 03.06.2014). Правда, придать концепции законный статус тогда не удалось. Борьба с вывесками продолжалась в вялотекущем режиме, пока в дело неожиданно не вмешался губернатор.

Летом 2016 года Валерий Радаев предложил убрать все вывески с надписями на иностранных языках. После этого схватка за красоту города развернулась с невиданной силой. Новости о вывесках начали выстреливать как из пушки. В кратчайшие сроки было объявлено, что нужно инициировать закон о переводе иностранных вывесок на русский язык. Что 90 процентов рекламных баннеров в Саратове развешены незаконно. Что в городе отсутствует четкий механизм борьбы с незаконными конструкциями. И что нам нужно брать пример со Свердловской области, где уже приняли концепцию размещения наружной рекламы. «У нас город сплошных реклам», – ужасался по случаю сити-менеджер Саратова Валерий Сараев.

Угрозами навести порядок дело, действительно, не ограничилось: в апреле 2017 года городская администрация сообщила, что в центре Саратова начинаются работы по замене вывесок. «Пилотный проект размещения вывесок по новым правилам уже разработан для улицы Рахова и проспекта Кирова и планируется к воплощению в ближайший месяц», – констатировала запись на сайте мэрии. Здесь же пояснялось, что упомянутые правила были разработаны консалтинговым бюро «Стрелка». А смена вывесок проводится в преддверии международного форума по урбанистике, который должен состояться в Саратове в середине мая.

 

В предчувствии форума

Вероятно, как раз желанием успеть завершить работы до начала форума и объясняются настойчивые требования администрации к предпринимателям. Хотя сами чиновники факт какого-либо принуждения отрицают. «Никакого распоряжения нет, просто просьба к арендаторам и к собственникам заменить свои вывески на вывески установленного стандарта», – рассказал «Открытому каналу» председатель комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации Саратова Виталий Желанов. Как отметил чиновник, никаких санкций за отказ от сотрудничества не предусмотрено: «Ничего не будет. Это просто просьба администрации».

Однако корреспонденту «Газеты недели» один из предпринимателей сообщил, что городская власть демонтирует вывески без согласия и предупреждения владельцев. «Демонтируют без нашего разрешения. Просто приезжают и сдирают», – на условиях анонимности рассказал собеседник. По его словам, бизнесмены не вызывают полицию, так как, во-первых, не хотят связываться с властью. А во-вторых, большинство вывесок на проспекте Кирова действительно установлены без согласования с администрацией (в 2016 году член общественной организации малого и среднего бизнеса «Опора России» Денис Соболев сообщил, что только 30 процентов предпринимателей проходят процедуру согласования вывесок. – Авт.). Владелец еще одного заведения на проспекте Кирова пояснил редакции, что просто не знал, что вывеску нужно с кем-либо согласовывать.

 

Цена урбанизма

Новые конструкции влетят бизнесу в копеечку. Разработанный «Стрелкой» дизайн-код проспекта Кирова позволяет размещение надписей на зданиях только в виде отдельных букв без подложки. «Мы знаем, что объемные буквы – это самое дорогое, что есть в наружной рекламе», – пояснила «Газете неделе» предприниматель Юлия Цветкова. По ее предварительным оценкам, новая вывеска для «Кашеварни» обойдется не менее чем в 50 тысяч рублей.

Особенно неприятной ситуация стала для предпринимателей, которые только начали работу и уже успели повесить «неправильную» вывеску. «Представьте, я только открылся, месяц проработал, и мне уже говорят «переделывай!» – делится своей тревогой с редакцией владелец закусочной «Хотдоггер» Виталий Полюхович. – Я потратил даже не 10 тысяч, а больше, а сейчас мне опять нужно тратить деньги».

При этом ряд бизнесменов отмечают, что вовсе не против внести личный финансовый вклад в украшение города. Их больше возмущают сжатые сроки внедрения новшеств. «Может, действительно это надо сделать, но почему так быстро?» – недоумевает анонимный предприниматель с проспекта Кирова и обращает внимание на показушный характер благоустройства, проводимого сейчас на главной пешеходной улице. Так, сотрудники муниципальных служб красят дом, в сетках балконов которого зависли камни: «Они так и продолжают там висеть – те, которые туда давно нападали. И никто их не вытаскивает. Но зато всё покрасили». Бизнесмен считает, что скоро о дизайн-коде все забудут, и к концу лета, когда в зданиях сменятся арендаторы, на проспекте вновь появятся привычные аляпистые рекламные конструкции. «И если и будут их гонять, то уже в облегченном режиме», – дал прогноз собеседник.

«Если бы к нам пришли и дали три месяца – мы бы слова не сказали, – поясняет Цветкова. – Ответили бы, что да, действительно надо и давно пора, мы подготовимся и всё сделаем. Город должен выглядеть цивилизованно, проспект Кирова особенно должен выглядеть цивилизованно. А то, что сейчас там творится, – это анархия из рекламных материалов. Хотя, с другой стороны, это полное отражение того, кто мы есть: сколько у нас денег и на каком культурном уровне мы находимся. Абсолютно разрушенный город, в котором течет канализация и по которому носятся клубы пыли. И от того, что мы за месяц умоем его лицо деньгами предпринимателей и этим надорвем их, лучше не станет».

 


[Кстати сказать]

Член общественной палаты Саратовской области, председатель комиссии по экономическому развитию и предпринимательству Михаил Волков:

СРЕДИ КОМПОНЕНТОВ УРБАНИСТИКИ РЕКЛАМА НАХОДИТСЯ ТОЧНО НЕ В ПЕРВОЙ ДЕСЯТКЕ

Все знают, что падение розничной торговли в России в 2015 году составило 14 процентов, в 2016 году – еще 6 процентов. А когда мы говорим про проспект Кирова, то говорим как раз про предприятия, которые, прежде всего, относятся к розничной торговле. У них у всех ситуация не самая лучшая. И теперь им дополнительно дают расходы.

Я думаю, урбанистика включает в себя много компонентов. И среди них реклама находится точно не в первой десятке. Поэтому, мне кажется, прежде всего стоит уделить внимание остальным аспектам урбанистики: организации дорожного движения, облагораживанию зеленых зон, созданию новых общественных пространств. Хотя сейчас действительно взялись за многое: и дороги хотят отремонтировать, и пешеходными зонами занимаются, в том числе набережной, и фасадами на улице Московской. Это факт. Но это задачи долгосрочные и ресурсоемкие, а рекламу можно попробовать сделать быстро. То, что взялись за компонент, который легко сделать за чужие деньги, – это, конечно, трудная ситуация для бизнеса.

И еще мне очень не хотелось бы, чтобы потом обнаружился какой-то интересант из крупного рекламного агентства, ради которого всё это и делается. А я почему-то уверен, что такой интересант появится.