Юбилеи и дни памяти

Оценить
Юбилеи и дни памяти
Такая разная и такая странная культурная неделя

Странно проходила минувшая неделя в Саратове. Первым заметным культурным событием стало чествование краеведа Вячеслава Давыдова, которому исполнилось 70 лет. А закончилась она грустным, хоть и красивым мероприятием – вечером памяти актера и театрального педагога Александра Галко. Впрочем, были и другие любопытные встречи.

 

Человек будущего

В среду, 5 апреля, в областной научной библиотеке состоялся творческий вечер «Краевед по призванию», посвященный 70-летию Вячеслава Давыдова – одного из главных исследователей истории Саратова и нашего края.

Как обычно бывает на таких мероприятиях, хватало музыкальных выступлений, биографических справок от ведущего вечера, поздравлений от коллег и вручений всяческих наград. Председатель Саратовского историко-краеведческого общества Юрий Сафронов в первую очередь отметил профессионализм библиотекарей, очень большое внимание уделяющих краеведам, после чего сказал, что Давыдов входит в элитарный круг краеведов родного края. Владимир Вардугин обратил внимание на то, что Давыдов сумел превратить любимое занятие в профессию и что он с утра до вечера занимается краеведением. Поэтому главное – не утратить интерес к делу. Краевед Андрей Косович рассуждал о том, что если бы сейчас ученые занимались созданием человека будущего и стали бы изучать лучшие качества людей, то он порекомендовал бы присмотреться к Давыдову как образцовому примеру хорошего человека: «Во-первых, он трудоголик. Он умеет сочетать несочетаемые вещи: с одной стороны, гуманитарные познания, легкость мышления, а с другой стороны, он знает каждую клеточку всего этого организма и не собирается строить хрустальные замки. Он всегда доводит до конца свои задумки. А еще он прекрасный собеседник и скромный человек. Вяче­слав Иванович любит не себя в профессии, а краеведение в себе. Давыдов потихоньку строит фундамент будущего Саратова, я в этом уверен. Вячеслав Иванович, вы – человек будущего».

В конце вечера выступил и сам виновник торжества. Поблагодарив всех выступавших, Давыдов предупредил собравшихся, что никогда не прекратит заниматься краеведением и считает себя счастливым человеком, потому что нашел свое призвание. Правда, чтобы реализовать все свои задумки, ему понадобится еще 100 лет и помощники, «поэтому надо жить». Что ж, пожелаем удачи!

 

В нужном месте

В вербное воскресенье Дом Павла Кузнецова ежегодно проводит ярмарку декоративно-прикладного искусства (ДПИ). В общем-то, событие не из разряда тех, к которым добавляют приставку «топ». Наверняка и в этом году оно бы прошло мимо прессы, если бы не одно «но»: организаторы решили провести мероприятие не в стенах музея, а по соседству – в здании бывшей фабрики Кизнер и Глок, что находится на углу Челюскинцев и Октябрьской, в сотне метров от самого дома Кузнецова, и часто привлекает внимание прогуливающихся по историческому центру. После реставрации это здание уже много лет радует глаз с улицы, и вот, наконец, появился повод рассмотреть его еще и изнутри. По словам куратора ярмарки Андрея Голубцова, было важно провести мероприятие в этих стенах: здание фабрики признано памятником архитектуры и, кроме того, является одним из образцов грамотной реставрации – каждый кирпичик здесь исторический и имеет такую же длинную историю, как и сам дом. «Мы хотим привлечь внимание общественности к сохранению культурного наследия», – продолжил он, и добавил, что по этой же причине они пригласили на ярмарку Игоря Сорокина, который рассказал о восстановлении дома художника Гектора Баракки на Соляной (подробнее об этом доме – в публикации «Проблемный двор во дворе министерства» в № 9 от 14 марта).

В этом году на ярмарке выставлялись порядка двадцати мастеров. Многие из них в течение дня проводили обучающие мастер-классы. Расширилась и сфера представляемой продукции: теперь можно встретить не только изделия декоративно-прикладного искусства, но и графику художников. В частности – работы Александра Гнутова-Баюна, который недавно стал одним из участников триеннале российского современного искусства в московском музее «Гараж».

Также Голубцов рассказал нашему изданию, что возможность продавать свой товар в самых разных точках города сейчас начала негативно сказываться на уровне ДПИ: с одной стороны, девальвируется ценность самого искусства, а с другой – мастера вынуждены подстраиваться под широкого покупателя и производить более дешевые во всех смыслах слова вещи. Правда, и покупатели после этого напрягаются и берут поделки осторожнее. Получается своеобразный замкнутый круг. Выход из него, правда, всё равно можно найти. Например, устраивая совместные акции с музеем, который поднимает статус мероприятия.

 

Идеальный

9 апреля исполнился ровно год, как не стало Александра Галко – нашего выдающегося артиста и педагога театрального института консерватории. Надо отдать должное коллегам и ученикам Александра Григорьевича – о нем не забывают. И здесь не обойтись без упоминания Евгения Миронова: благодаря его помощи 1 декабря на здании театрального института появилась мемориальная доска, а на годовщину кончины артиста вышла книга о Галко. Ее презентовали как раз в минувшее воскресенье. Впрочем, полноценная презентация, скорее всего, ждет нас в будущем, а пока все желающее просто могли приобрести книгу на входе в зрительный зал.

«Кто летел над этой землей» – именно так назывался вечер памяти народного артиста России, который собрал на одной сцене многих учеников Галко. Притом не только саратовских. Например, из Москвы приехал актер Театра-студии Олега Табакова Дмитрий Куличков. Выходил на сцену и Виктор Рыжаков – директор Центра Мейерхольда и профессор Школы-студии МХТ. Виктор Анатольевич также связан с Саратовом – в 2007 году он поставил в драмтеатре «Валентинов день» по Ивану Вырыпаеву.

Традиционно, как и перед началом любого спектакля, над зрительным залом разнеслась просьба выключить телефоны и не делать фото и видео. Мы уже привыкли к этому объявлению и на автопилоте воспринимаем его как само собой разумеющееся. В этот же вечер наверняка многие вспомнили, что этот текст был начитан именно Галко. Так что очень символично, что всё началось именно так.

После выступления юного Саши Черникова, исполнившего одну из белорусских песен (Галко родился в Гомельской области), и пианиста Николая Иорданиди на сцену вышел худрук драмтеатра Григорий Аредаков. Григорий Анисимович сразу сказал, что биографию Галко пересказывать не будет, поскольку всё это можно найти в книге, зато остановился подробно на репертуарном листе, где были выписаны все постановки, в которых играл Александр Григорьевич. Удивительно, но почти за 40 лет – с 1975 по 2006 год – Галко принял участие всего в 36 спектаклях. При этом больших ролей у него хватало – тот же Воланд в «Мастере и Маргарите» вообще считается образцовым. Но Аредаков намеренно не стал останавливаться на известных ролях, вспомнив вроде как проходные работы. Например, в «Последней войне» Галко играл Гитлера и называл ее одной из своих самых любимых ролей. В «Ревизоре» он был попечителем богоугодных заведений Земляникой. «Вряд ли в вашем сознании Земляника является крупной фигурой. Александр Григорьевич же играл гимн человеку, который пишет доносы. Он передавал счастье человека, который доносит», – патетически отмечал Григорий Анисимович, сказав под конец, что Галко заслужил звание легенды.

Виктор Рыжаков, ни много ни мало, назвал Галко идеальным человеком: невысокого роста, а казался большим, с тихим голосом, но с таким тембром, что по мощи никто с ним не мог сравниться, вроде как нервный, но при этом собранный, а еще чрезвычайно начитанный, но при этом не кичащийся своими знаниями. Даже придраться не к чему. Александра Григорьевича хотели видеть во многих театрах Москвы… Как педагог же он мог учить не только своими словами, а самим присутствием – в этом и заключалось его главное качество.

Ученики Галко также приготовили свой сюрприз: в своем номере озвучили на сцене педагогические установки Галко, а затем, в заключительной части вечера, прочитали любимые стихотворения мэтра: Пушкина, Шекспира, Есенина, Шпаликова, Пастернака. Пастернак звучал особенно часто. Не удивительно – для Бориса Леонидовича тема творчества была одной из важнейших в поэзии. Так же, как и для Александра Галко в театре.

P.S.: По иронии судьбы Евгений Миронов побывал в Саратове за два дня до вечера памяти Александра Григорьевича.
7 апреля в кинотеатре «Синема Парк» в «ТАУ Галерее» на закрытом показе он презентовал фильм «Время первых», в котором не только сыграл главную роль (Алексей Леонов), но и выступил сопродюсером. По словам Евгения Витальевича, сбылась его детская мечта – стать космонавтом. А еще он заметил, что пропустить Саратов в рамках промотура было никак невозможно. И не только потому, что это родина исполнителя главной роли, но и в силу того, что у Саратова особенные связи с космосом.