Пространство города, квартиры, реки
Ближе к середине весны культурная жизнь в Саратове наконец постепенно оживилась. В основном балует выставками Радищевский музей. А на минувшей неделе сумели порадовать любопытными мероприятиями другие культурные заведения города.
Город для художников
28 марта в Доме Павла Кузнецова открылась выставка Светланы Калистратовой «Инварианты. Геометрия города». Если у вас возникает вопрос – не родственница ли она Семену Калистратову, построившему гостиницу «Астория» (ныне – «Волга») и перестроившему консерваторию, то отвечаем: да, Светлана Николаевна – племянница замечательного архитектора, преобразившего Саратов. Преображает по-своему город и она на своих авангардных работах, которые, по словам художницы, должны «отразить живописными средствами многообразие различных аспектов жизни больших городов, их зарождение, рост и развитие. Создавая метафизические образы современного города и выходя за границы рационального, мы получаем возможность интуитивно прикоснуться к некоторым внутренним законам построения таких городов».
По словам сотрудников музея, подготовка этой экспозиции шла почти шесть лет. Президент Радищевского музея Тамара Гродскова отметила в картинах «провидение будущего», но при этом и отражение напряженности нашей жизни. Искусствовед Лидия Красноперова сравнила впечатление от просмотра картин с видением мира с высоты птичьего полета. А еще они очень музыкальны и рядом с ними хочется жить.
Мой дом – моя клетка
В минувший четверг на малой сцене драмтеатра прошла премьера дипломного спектакля студентов Григория Аредакова, который сам же и поставил пьесу «Друзья» Кобо Абэ. Это черная комедия, в которой, по сюжету, в гости к молодому человеку (Вячеслав Мельник) врывается толпа людей. Толпа, как выясняется, оказывается семьей и не просто не собирается покидать помещение, но еще и сразу же устанавливает свои правила, с которыми приходится мириться. С каждым прожитым днем роль молодого человека в доме становится всё более ничтожной, окружающие же искренне не понимают его претензии, а то и вовсе подозревают его в лицемерии.
Во время просмотра этого спектакля очень важно держать себя в руках и не вестись на эмоции, потому что назойливая семья ничего, кроме откровенного раздражения, не вызывает. Неудивительно, что когда молодые артисты выходили на поклон, в зале чувствовалось некоторое напряжение: зритель понимал, что актеров нужно наградить аплодисментами, но при этом еще не отошел от увиденного.
Впрочем, дело может быть и в том, что потенциал студентов 3-го курса пока еще недостаточно просматривается, хотя кого-то из артистов мы уже видели во взрослых спектаклях и даже в главных ролях (Екатерина Дудченко играет Джульетту в постановке Марины Глуховской). Пока же на первый план выходят режиссура Григория Анисимовича и его оригинальные придумки. Например, стандартное предупреждение не ходить по линолеуму на сцене, которое перед этой премьерой звучало чуть назойливей, чем обычно, является, конечно, не банальной мерой предосторожности, а сознательным приемом, напоминающим о главной теме спектакля – границах личного пространства. Впрочем, если воспринимать этот спектакль не как реалистический, а как символический, то главной темой может оказаться тема одиночества – ведь героя и правда никто не понимает, даже невеста (Людмила Сидорова), моментально предающая его. Выясняется, что никого, кроме этой удушающей семьи, и нет. Да и та, возможно, не более чем воплотившиеся в жизнь фобии главного героя, которые приняли такой странный вид.
Ода матушке
Как бы банально ни прозвучало, а отечественного кино в наших кинотеатрах не хватает. Что уж говорить про кино саратовское, которое воспринимается почти как миф. Однако мы обнаружили в прокате «Дома кино» документальный фильм «Волга», который снимался именно саратовскими людьми – режиссером Андреем Алешиным и оператором Арсением Наймушиным.
По не совсем понятной причине эта работа позиционируется на афишах как «первый фильм о великой реке», хотя это далеко не так: можно вспомнить и «Русский Нил, или Путешествие по Волге» (2012), и «Волгу: Русскую реку» (2010) и «Подземную Волгу» (2006). Впрочем, с таким пафосом и любовью о великой реке, пожалуй, действительно еще не говорил никто. Лента называется «документальной одой», и с этим определением не поспоришь – действительно создатели фильма не скрывают своего обожания. Потому опасность переключиться на «клюкву» постоянно маячит перед их носом, но, к счастью, обходится все-таки без нее.
Структурно эта небольшая лента (65 минут) достаточно проста: зритель движется вместе с режиссером вниз по течению Волги, останавливаясь в некоторых городах (Нижний Новгород, Казань, Саратов, Волгоград), а некоторые пропуская (Ярославль, Кострома, Чебоксары, Ульяновск). Каждый раз режиссера интересуют какие-то любопытные факты, связанные именно с рекой, благо, их превеликое множество. Например, говоря о Саратове, вспоминают фестиваль «Укек. Один день из жизни средневекового города» или затонувший ледокол.
Конечно, «Волга» – это кино, которое фактически одной ногой стоит в ура-патриотизме: здесь и невероятно красивые, почти глянцевые пейзажи, и пафосный закадровый текст, и полное отсутствие разговора о негативных моментах, связанных с великой рекой. Что, впрочем, не портит фильм. В профессиональном сообществе ленту отметили по достоинству: фильм стал главным лауреатом Nevada Film Festival (Лас-Вегас) и Sochi Film Festival. Да и на закрытом показе в «Пионере» в июне прошлого года картина была тепло принята зрителями и губернатором. А всеведущий председатель областной общественной палаты Александр Ландо отметил: «Я был в разных странах, а вот Андрей Алешин сегодня меня вернул в Россию. Я сегодня побывал в России». Разве не для этого и снимается кино?