Яйца Фаберже своими руками

Оценить
Когда материалом для искусства может послужить самый необычный предмет

В минувшую среду в Радищевском музее открылась персональная выставка «Сокровища микроцивилизаций» энгельсского мастера Алины Белоусовой, также известной по творческому псевдониму DIGITALINA и по работе куратором в галерее «ИМХО». Из которой, кстати, в Радищевский музей переместился портрет Чапаева. Он, как и другие предметы выставки, сделан из микросхем.

Именно привычка работать с материнскими платами, видеокартами и прочим добром, которое остается от старых компьютеров, некогда выделила Алину в среде саратовских мастеров декоративно-прикладного искусства. А затем и среди тех, кто предпочитает заниматься современным искусством. При этом Алина не оставляет и старые занятия: так, на выставке можно было встретить посетителей с украшением от Белоусовой, а ведущая мероприятия – Елена Слухаева, заместитель директора по экспозиционно-выставочной деятельности, шутила, что музей сплоховал, не введя дресс-код на церемонию открытия в виде обязательного украшения от Алины.

Руководитель сектора новейших течений Наталья Коптель отметила нестандартность выставки для музея и разнообразие тем, несмотря на однородность материала. Важнейшими в творчестве Белоусовой, по ее мнению, стали тема экологии и взаимодействия человека с современными высокими технологиями. Руководитель галереи «ИМХО» Алексей Трубецков обратил внимание на то, что материал далеко не всегда остается просто материалом. В творчестве Алины он, безусловно, играет роль метафоры, которая трансформируется и меняется от работы к работе, но всё равно характеризует отношения с современным технологическим миром и вопросами трансгуманизма. Также он шутливо отметил, что наконец-то в Саратове проведена выставка в правильном порядке: сначала апробация в галереях, затем музейщики начинают потирать руки, а потом пожимать их автору со словами: «Это достойно наших стен». В случае с Алиной именно так всё и произошло.

Сама Алина не стала говорить долгих речей, ограничившись лишь ответами на потенциальные вопросы из зала. Во-первых, заметила она, решение работать с микросхемами пришло благодаря отцу, у которого всегда было много деталей, и маме, которая любила рисовать. Во-вторых, материал берется везде, поэтому она будет совсем не против, если кто-то из посетителей принесет ей микросхемы. После чего пригласила познакомиться ближе с выставкой.

«Сокровища микроцивилизаций» включает в себя более 50 арт-объектов. Среди них есть как совсем крошечные украшения, так и достаточно масштабные работы. Особенно обращают на себя внимание «Неоинкубаторы Фаберже» – своеобразные шкатулки, напоминающие творения Фаберже. Как и в случае со знаменитыми яйцами, из работ Алины до сегодняшнего дня тоже дошли не все – три образца из пяти, согласно описанию, не вернулись из Краснодара: то ли попали в частные коллекции, то ли исчезли во время транспортировки.