И снова на тропу войны
Казалось бы, проблема обманутых дольщиков сведена государством на нет. Выпустили новые законы, защищающие права граждан при приобретении жилья на стадии строительства, проблемные дома (долгострои и недострои) постепенно вводятся в эксплуатацию, люди получают квартиры или денежную компенсацию. В каких-то регионах забыли уже о самом понятии «обманутый дольщик». Но только не в Саратовской области. Есть мнение, что в нашем регионе обманутых дольщиков делают специально. Причем люди из власти или близкие к ней.
С таким заявлением, например, выступают дольщики и пайщики, объединившиеся в ЖСК «В Единстве Сила», в разное время пострадавшие в результате деятельности НП «Единство Поволжья», ЖСК «Лада Плюс», ЖСК «Полет» и ЖСК «Терем». Они же называют конкретных людей, намеренно плодящих, по их догадкам, обманутых дольщиков. И пишут обращения в Генпрокуратуру РФ, ФСБ, МВД, Минюст и Минобороны с требованием привлечь виновных к ответственности. В том числе депутата Саратовской областной думы Леонида Писного.
Терпение есть, надежда тоже
Самым «ярким и показательным эпизодом» в своих несчастьях эта группа обманутых дольщиков называет дом на углу улиц Степана Разина и Московской в центре Саратова. И хотя этого объекта уже давно нет в областном реестре «проблемных домов» – он достроен и сдан в эксплуатацию, владельцы квартир не имеют на них прав собственности. Есть и те, кто так и не получил заветных квадратных метров, но до сих пор вынужден выплачивать ипотеку. Положение незавидное, но что хуже – уже никем не решаемое. Дело давно замяли и благополучно забыли. Даже правоохранительные органы, следственный комитет и прокуратура, попытавшись было разобраться в вопросе, не нашли концов и признали его безнадежным.
Не сдаются только сами дольщики. Сейчас они опять обращаются в Генеральную прокуратуру РФ, в ФСБ России, в Министерство внутренних дел, Минюст и Минобороны Российской Федерации, чтобы делу снова дали ход, расследовали и восстановили справедливость.
«Мы хотим довести до высшего руководства Российской Федерации факты беззакония и коррупции на территории города Саратова и Саратовской области, с которыми столкнулись, отстаивая как свои законные интересы, так и интересы Министерства обороны РФ. Всё, что тогда происходило и происходит сейчас, – это преступление против частной собственности. Мы всё можем доказать документами», – заявляет Вячеслав Жданов, председатель ЖСК «В Единстве Сила».
Не только строил
По мнению дольщиков, компания «Саратовоблжилстрой», строившая дом на пересечении улиц Степана Разина и Московской, и ее непосредственный руководитель Леонид Писной причастны к тому, что Министерство обороны РФ не получило своих квартир для военных и потеряло около 100 миллионов рублей. Совокупный ущерб граждан в этой стройке оценен ими примерно в 50 миллионов рублей.
Стоит отметить, что к Леониду Писному и его строительной компании не первый раз обращают претензии по поводу странных операций с квартирами в доме на Степана Разина. Но Леонид Александрович всегда уходил от обвинений, указывая, что «Саратовоблжилстрой» этот дом только строил. А заказчиком-застройщиком там выступала другая компания – Некоммерческое Партнерство «Единство Поволжья» – к ней, мол, все вопросы. Дольщики же говорят, что Писной лукавит и во всем, что происходило с домом на Степана Разина, он участвовал не только как строитель.
Лакомый кусок
Заказчиком строительства многоквартирного дома на пересечении улиц Степана Разина и Московской действительно было НП «Единство Поволжья». Оно заключило договор с Минобороны в лице квартирно-эксплуатационного управления Приволжского военного округа – КЭУ ПриВО (земля в обмен на 10 процентов общей площади дома, или 28 квартир под программу «Жилье для военнослужащих», 1999 год), оформило аренду на участок (2001 год) и заказывало проектно-сметную документацию на дом (2001–2003 гг.).
«Саратовоблжилстрой» в качестве генподрядчика брал на себя всё финансовое обеспечение строительно-монтажных работ («под ключ») в обмен на часть квартир в построенном доме. Стоимость труда строителей была оценена в 58 процентов общей площади жилого дома, или 185 квартир (12,5 тысяч кв. м). Заказчику строительства доставалось 42 процента (9 тыс. кв. м жилых и нежилых помещений), 10 процентов (2,1 тыс. кв. м, или 28 квартир) из которых надо было отдать в Минобороны РФ. Сдать дом по договору строительная компания должна была к концу 2005 года, но реально успела построить только 20 процентов от всего объема, распродав при этом большую часть квартир из своей доли.
Дольщики из ЖСК «В Единстве Сила» говорят, что только теперь понимают, почему «Саратовоблжилстрой» не торопился уложиться в оговоренные сроки. «Целью было не исполнение обязательств, а земельный участок в центре города или объект целиком. Нам известно, что руководство компании обращалось в Минобороны РФ, с тем, чтобы право пользования этой землей было оформлено на него», – делится догадкой председатель ЖСК «В Единстве Сила» Вячеслав Жданов.
Внезапное банкротство и долги в подарок
Еще до начала строительства дома, не без участия местных властей, начался процесс его вывода из-под контроля НП «Единство Поволжья». И всюду дольщики видят «незримое присутствие» Леонида Писного.
В феврале 2003 года Партнерство по необъяснимым сейчас причинам добровольно принимает на себя долг областного комитета по имуществу (КУИ) перед ООО «Гермес-97» в размере 18,4 миллиона рублей. Это обязательство стало результатом весьма странного мирового соглашения.
Как рассказывает председатель ЖСК «В Единстве Сила» Вячеслав Жданов, представляющий сегодня интересы обманутых дольщиков НП «Единство Поволжья», Партнерство немногим ранее описываемых событий приобрело по аукциону недостроенный дом на ул. 7-й Нагорной в городе Саратове. Честность сделки потом была доказана в суде. Но продавец недостроенного объекта на 7-й Нагорной – областной комитет по имуществу, возглавляемый в то время Николаем Владимировым (сейчас он директор регионального филиала Росреестра) – продал этот дом еще раз. Вторым покупателем стало ООО «Гермес-97» (руководитель Файк Агадашев).
«Гермес-97» пытался отсудить у НП право единоличного владения домом, но проиграл. Зато ему удалось отсудить у областного комитета по имуществу зря заплаченные за недострой на 7-й Нагорной 18,4 млн рублей. В КУИ с таким поворотом дела не согласились и подали апелляцию. Дело снова вернулось в суд, который закончился тем самым мировым соглашением между Пузановым (НП «Единство Поволжья»), Владимировым (КУИ) и Агадашевым («Гермес-97»).
В счет «приобретенного» в безвозмездный дар долга Партнерство обещало отдать строящиеся на ул. Степана Разина квартиры: ООО «Гермес-97» было отписано 2,5 тысячи квадратных метров площадей (по сути, доля Минобороны), которые довольно быстро распродались.
Жданов отмечает, что хоть сделка с «Гермесом» и была потом признана незаконной, никто из руководителей и внешних управляющих НП «Единство Поволжья» не пытался вернуть переданные ему квартиры.
Второй заход
В марте 2003 года НП «Единство Поволжья» передает права аренды на участок вместе с обязательствами перед Минобороны и другими участниками строительства подконтрольной фирме – ООО «Саратовский дом». По словам Вячеслава Жданова, изучившего все документы по строительству дома на Степана Разина, этим маневром НП пыталось сохранить за собой участок, потому что на него начались посягательства.
В конце 2002-го – начале 2003 года один из соучредителей НП Василий Бородин инициирует банкротство Партнерства, выступая от лица ЖСК «Лада плюс», членом которого при этом не является и в руководстве не числится. Якобы чувствуя подвох, другие учредители НП «Единство Поволжья» переоформляют всё связанное со строительством на Степана Разина на вторую свою фирму – ООО «Саратовский дом».
И именно эта организация в сентябре 2003 года заключает договор генерального подряда с ООО «Саратовоблжилстрой» и начинает продавать квартиры из своей (читай НП «Единство Поволжья») доли. За полтора года «Саратовский дом» успевает продать 6 тысяч квадратных метров частным инвесторам (гражданам). Правда, вырученные деньги (около 36 миллионов рублей) выводятся через фирмы-однодневки и утекают в неизвестном направлении.
Главное не спешить, а там договоримся
Таким образом, к 2005 году, когда ООО «Саратовский дом» уже вернуло НП «Единство Поволжья» права заказчика-застройщика, доля Партнерства уже была практически исчерпана.
Само НП «Единство Поволжья» находится под контролем внешних (конкурсных) управляющих, а строительство дома не ведется. По словам Вячеслава Жданова, внешний управляющий Иван Синяев, а затем и новый директор НП Виктор Русяев вплоть до 2008 года пытались понудить генподрядчика довести стройку до конца. Но не преуспели.
«Исходя из содержания переписки между Синяевым и Писным видно, что по состоянию на февраль 2005 года выполнение строительно-монтажных работ генеральным подрядчиком составляло 13–14%, в то время как процент реализации площадей в феврале 2005 года составлял 56%, а к июню того же года – около 70%, – поясняет Жданов. – Фактически это говорило о недобросовестном исполнении генеральным подрядчиком ЗАО «Саратовоблжилстрой» своих обязательств и о грубейшем срыве сроков строительства, за которые полагались взыскание материального ущерба, неустойки и штрафы».
По долгу перед Минобороны РФ в 98 миллионов рублей, который пришлось признать НП «Единство Поволжья», планировали рассчитаться оставшимися активами в виде нежилых помещений, предусмотренных проектом дома, но не участвовавших в распределении долей. Однако и они утекли из Партнерства.
При попытке расторгнуть договор с недобросовестным подрядчиком в лице «Саратовоблжилстроя» выяснилось, что Иван Синяев, будучи внешним управляющим в Партнерстве, уже обо всем «договорился»: со строителями был заключен новый договор генерального подряда, который не только сдвигал сроки строительства, отменял все штрафы и санкции за неисполнение обязательств, но и передавал в «Саратовоблжистрой» оставшиеся 3 тысячи кв. м нежилых помещений (увеличив долю генподрядчика с 12,5 тыс. до 15,1 тыс. кв. м). Кроме того, были изменены параметры проекта. К изначальному варианту строения – жилого многоквартирного дома с офисными и подвальными помещениями – добавилось еще несколько этажей и секций. Это увеличило площадь дома с 21 тыс. до 25 тыс. кв. м и долю генподрядчика до 70 процентов.
Новое руководство НП «Единство Поволжья» узнало о существовании обновленного договора, дополнительных к нему соглашений и изменении проекта много позже. Когда уже ничего исправить было нельзя.
Всё решается при должном старании
Дом в конечном итоге был сдан в конце 2010 года, но, как утверждает Вячеслав Жданов, с «грубейшими нарушениями строительных норм и путем предоставления в администрацию города Саратова подложных документов».
Грубейшим нарушением строительных норм дольщики называют отсутствие разрешения на строительство блок-секций «А» и «В» вплоть до окончания строительства всего объекта. «Разрешение на строительство блок-секций «А» и «В» было получено только 30 декабря 2010 года, а разрешение на ввод всего объекта в эксплуатацию было выдано 31 декабря 2010 года и подписано бывшим главой администрации Саратова Алексеем Прокопенко», – объясняет Жданов.
Более того, незаконна, по его словам, и надстройка двух этажей в одной из блок-секций: «Эта секция по проекту была 7-этажной, но там появилось два лишних этажа, причем необходимого в данном случае усиления фундамента не проводилось. Против надстройки возражали и Партнерство, и проектная организация, потому что она несет угрозу жизни и безопасности неограниченному числу людей», – говорит Вячеслав Жданов.
При строительстве блок-секции «В» была нарушена «красная» линия: часть дома заехала на территорию художественного училища им. А.П. Боголюбова. «Мы сделали запрос в Кадастровую палату и узнали, что в 2010 году были изменены кадастровые планы обоих земельных участков. При этом отсутствуют какие-либо документы, подтверждающие согласие собственников на эти изменения. Это может указывать на возможные личные договоренности руководителей ЗАО «Саратовоблжилстрой» с должностными лицами Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области», – считает Жданов.
По словам нашего собеседника, сдача дома тоже прошла нечисто. Со стороны НП «Единство Поволжья» акт был подписан Виктором Русяевым – на тот момент уже отстраненным от управления Партнерством и лишенным полномочий на подписание указанного документа. «По-моему, это говорит о том, что Писного тяготил дом Минобороны и он торопился от него избавиться», – считает Вячеслав Жданов.