Место для денег

Оценить
Кому выгодно внедрение новой кассовой техники, на которую бизнес обязан перейти с 1 июля

С июля 2017 года в России прекращается старый порядок применения контрольно-кассовой техники. Новая ККТ, которую придется использовать предпринимателям, будет передавать данные о покупках напрямую в налоговую инспекцию. Как считают налоговики, данная мера поможет улучшить контроль за собираемостью налогов. Однако настораживает другое: фискальную технику предпринимателей заставляют менять регулярно, и кому-то на этом удается неплохо зарабатывать.

 

Круг лиц

Очередной принудительный перевод бизнеса на новые кассовые устройства не обошелся без скандалов. Так, в марте текущего года депутат государственный думы РФ Андрей Луговой (ЛДПР) сообщил, что фискальные накопители, необходимые для работы новой ККТ, продаются по цене в десять раз выше себестоимости. При этом ФСБ сертифицировало только один образец такого накопителя, и реализуют его в России всего три фирмы, которые вдобавок еще и связаны между собой. Другие компании на этот рынок зайти не могут: лицензировать накопители им не удается, так как технические требования к данному устройству опубликованы не в полном объеме.

«Кто-то искусственно на уровне правительства, на уровне правоохранительных органов делает всё, чтобы на рынке не появилось новых фискальных накопителей», – сделал вывод Луговой (цитата РБК). По мнению парламентария, сложившаяся ситуация является «самой громкой за последние десять лет с точки зрения ограничения конкуренции и монополизации рынка». По оценке Лугового, к 1 июля на новые кассы должны перейти два миллиона российских предпринимателей. «Сумма обогащения составляет десятки миллиардов рублей», – заявил депутат.

При этом стоит добавить, что к 1 июля 2018 года новую ККТ придется установить даже тем предпринимателям, которые раньше не обязаны были использовать кассовые аппараты: владельцам торговых автоматов, плательщикам ЕНВД и налоговых патентов (подробнее – «Деньги – в кассу» в номере от 01.11.2016 г.).

Но круг выгодоприобретателей от нового закона не ограничивается только лишь продавцами фискальных накопителей. Владельцам новых касс придется заключать договоры с операторскими компаниями, которые займутся передачей фискальных данных от кассового терминала в налоговую инспекцию. В данный момент в России таких компаний насчитывается всего пять. Как стало известно «Газете недели», попасть на этот уютный рынок тоже непросто: к компаниям-претендентам устанавливаются весьма высокие требования.

 

История принуждений

Заменой кассовых аппаратов российским предпринимателям приходится заниматься периодически. На минувшей неделе об этом напомнила председатель региональной профсоюзной организации «Торговое единство» Татьяна Разборова. «На протяжении всех 25 лет постоянно в течение трех-пяти лет происходит замена контрольно-кассовой техники, – сообщила Разборова во время мероприятия в Торгово-промышленной палате Саратовской области. – Это и новые аппараты, и новые договоры на обслуживание. И самое главное – на всё это очень большие затраты и издержки». Так же, как и сейчас, зарабатывать на данной модернизации умудрялся ограниченный круг лиц.

По словам депутата Лугового, аналогичная ситуация складывалась при внедрении в российской торговле ЭКЛЗ (электронная контрольная лента защищенная). Реализация ЭКЛЗ тоже требовала лицензии, и первое время на этом рынке монопольно доминировала компания «Атлас-карт». Примечательно, что «Атлас-карт» является как раз одной из трех компаний, которые, по данным Лугового, поделили между собой сегодняшний рынок фискальных накопителей.

Более того, похожая история происходила и в IT-сфере, где государство также принуждало бизнес устанавливать технические устройства. С конца 90-х годов в России внедрялся комплекс СОРМ-2 (система технических средств для обеспечения функций оперативно-розыскных мероприятий), позволяющий ФСБ отслеживать интернет-трафик пользователей. Провайдеры были вынуждены приобретать аппаратуру для СОРМ за свой счет и устанавливать ее под страхом потери лицензии. Требования по СОРМу постоянно расширялись (сначала операторы должны были просто передавать данные спецслужбам, потом – хранить их; сроки хранения увеличивались), что влекло необходимость приобретения всё нового оборудования.

При этом, как и в случае с фискальными накопителями, оператором разрешалось устанавливать только технику, получившую специальную лицензию. Это сужало круг потенциальных поставщиков. «Есть узкая группа вполне коммерческих компаний, с лицензиями ФСБ, которая закупает это оборудование за границей, ввозит в Россию, шлепает на него сертификат соответствия, а потом продает телекомам», – обрисовывал ситуацию блогер Антон Носик. А основатель «Общества защиты интернета» Леонид Волков сделал анализ СОРМ-рынка и пришел к выводу, что подавляющая его часть поделена всего между двумя фирмами (подробнее – «Закон прибыли» в номере от 04.10.2016 г.).

 

Кому это нужно

Николай АсафьевЯвляется ли ситуация с внедрением новых кассовых аппаратов коррупционной? Своей точкой зрения на этот вопрос поделился исполнительный директор Саратовского отделения общероссийской организации малого и среднего бизнеса «Опора России» Николай Асафьев. «Один производитель фискальных накопителей и всего пять операторов. Первое, что приходит в голову: а нет ли тут коррупционной составляющей? Куда смотрит ФАС?» – привел аргументы Асафьев и сразу же их опроверг: «Вы знаете, коррупционной составляющей, скорее всего, нет. Есть, правда, глупость и неорганизованность. Но нормами УК это не карается».
Для производства фискальных накопителей и передачи фискальных данных действительно существуют жесткие требования, и получить государственную лицензию непросто. Однако стоит понимать, что качественно и без сбоев осуществлять такую деятельность тоже сложно. «Для этого требуются миллиардные вложения и большие административные ресурсы, – объяснил предприниматель. – И это вполне обосновано. Слишком уж велика ответственность. Так что, несмотря на вынужденно устойчивый спрос и высокие расценки, огромной очереди из компаний, которые могут и хотят производить и обслуживать новую ККТ, пока не выстроилось». Как считает Асафьев, для нормализации ситуации на данном рынке требуется время: «Время, надеемся, всё расставит по своим местам».

 

Коррупционная история

Леонид Волков с сайта atas.infoОднако есть и другое мнение. «Это, действительно, типичная коррупционная история, – сообщил «Газете недели» основатель «Общества защиты интернета», сотрудник Фонда борьбы с коррупцией Леонид Волков. – Так внедряли ЭКЛЗ, так внедряли ЕГАИС, так внедряли интернет-кассы, теперь вот история с операторами фискальных данных». Антикоррупционер обращает внимание, что формально рынок поставщиков новых устройств и услуг действительно выглядит конкурентным – теоретически в реестр лицензированных компаний может попасть любой желающий. «А на практике – увы, почему-то одних в реестр берут, а других нет. Или берут, но чуть попозже, когда уже 90 процентов розницы вынуждено было закупить устройство у единственного поставщика», – резюмирует Волков. При этом он уточняет, что состав реестра поставщиков «почти всегда до боли знакомый»: «Под личиной «Атлас-Карт» мы снова видим здесь бывший ФГУП НТЦ «Атлас» ФСБ России, создателя ЕГАИС и многих других аналогичных систем».
Как считает Волков, на самом деле в 90 процентах случаев никаких государственных лицензий и реестров данному рынку просто не требуется. Там же, где они действительно необходимы (например, когда дело касается обмена данными, составляющими гостайну), проблему искусственного ограничения поставщиков можно решить элементарно: «Государство, ведущее соответствующие ре­естры, должно быть не вправе вводить закон в действие до тех пор, пока в реестре нет, скажем, хотя бы пять неаффилированных друг с другом поставщиков. Это гарантирует конкуренцию и справедливые цены».


[Кстати сказать]

Кассовая скорость

Поспешность внедрения новых кассовых аппаратов воспринимается бизнес-сообществом настороженно

В текущем месяце свое мнение по этому поводу высказал президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин: «У нас существуют серьезные опасения по готовности перехода бизнеса к использованию контрольно-кассовой техники (ККТ) нового образца в установленные сроки. Сейчас в России зарегистрировано чуть больше 100 тысяч единиц онлайн-касс, а всего в замене нуждается более 1 миллиона 150 тысяч кассовых аппаратов» (высказывание предоставлено редакции пресс-службой ТПП РФ). Катырин отметил, что в свободной продаже кассовых аппаратов нового образца «практически нет»: их можно получить только по предзаказу за полтора месяца. Также есть проблемы с фискальными накопителями, доступом в интернет и самой регистрацией ККТ.

Кроме того, по данным ТПП РФ, расходы предпринимателей на внедрение одной единицы ККТ нового образца составляют от 56 тыс. до 117,5 тыс. рублей в зависимости от региона. Правительство предлагает для этих целей налоговый вычет в размере 18 тыс. рублей, но эта сумма не покроет и трети всех понесенных затрат. «А российский предприниматель в ситуации, когда он считает госрегулирование несправедливым, уходит либо в тень, либо из бизнеса вообще. И введение новых кассовых аппаратов без соответствующей подготовки может привести именно к таким результатам», – считает президент палаты.