Чиновничьи виражи – от самолета к сохе
В 20–30-х годах прошлого столетия важным для государства было наращивание экономической и военной мощи высокими темпами. В Саратовской области, одной из первых в СССР, в 1928 году была открыта областная Станция Юных Техников (СЮТ). Сейчас, когда говорят о задачах возрождения научно-технического и промышленного потенциала, о том, что изобретателей и конструкторов надо воспитывать уже с раннего возраста, в Саратовской области авиа– и ракетномодельные кружки регионального уровня выдавили из системы государственных учреждений дополнительного образования.
Чуть больше года назад ликвидировано учреждение дополнительного образования «Поиск», правопреемник областной СЮТ, которая, претерпевая метаморфозы, просуществовала без малого 90 лет.
Гибель «Поиска»
Областная СЮТ была реорганизована в 1992 году в областной центр научно-технического творчества учащихся «Поиск», который и стал правопреемником учреждения, созданного в начале прошлого века. В результате целого ряда преобразований и слияния с областной Станцией Юных Туристов из названия «Поиска» исчезло «научно-техническое творчество».
Судьба «Поиска» печальна. В ноябре 2015 года «Поиск» присоединили к «Областному детскому экологическому центру», распоряжением губернатора Радаева (№ 263-Пр, без надлежащей печати и подписи губернатора), «в целях повышения качества реализации дополнительных программ туристско-краеведческой, экологической, физкультурно-спортивной направленности и использовании финансовых ресурсов». Ни слова о науке и технике. Новая объединенная организация получила название ГБУ СОДО «Областной центр экологии, краеведения и туризма» («ОЦЭКИТ»).
Без самолетов, без соревнований
На запрос «Газеты недели» по поводу реорганизации «Поиска» ответила замминистра образования Саратовской области, начальник управления развития профобразования и оргработы Ирина Седова (управление дополнительного образования осталось в стороне): «Реорганизация... проведена в соответствии с требованиями действующего законодательства».
Техническое творчество не является профильным видом деятельности для «ОЦЭКИТ». Согласно Уставу, основная цель учреждения – формирование экологически грамотной личности. То есть формирование технически грамотной личности не предполагается.
Получается, что региональный центр, отвечающий за детское техническое творчество, ликвидирован. Утверждение министерства образования Саратовской области, что «Поиск» не являлся региональным центром детского технического творчества», противоречит Уставу ликвидированной организации, в котором говорится, что «Поиск» – правопреемник областного центра научно-технического творчества учащихся «Поиск» (областной СЮТ).
Перечисление министерством образования сохранившихся кружков в других учреждениях дополнительного образования – общая фраза. Нет никакой объективной статистики: количества построенных моделей кораблей, танков, самолетов, автомобилей, роботов, проведенных областных соревнований, участия в первенствах России. Нет ссылок на протоколы областных соревнований. Соревнования организуются лишь по инициативе энтузиастов.
Министерство образования приводит данные о работе созданных за последние годы ЦМИТов. Но в их функции не входит ответственность за детское техническое творчество в регионе.
В России открывают технопарки, а в Саратове планируют
В«Федеральной целевой программе развития образования на 2016–2020 годы» сказано, что «поддержку на конкурсной основе получат субъекты РФ на создание детских технопарков». Уже сейчас работают 24 площадки по всей стране, а вскоре откроется еще 17 технопарков.
По информации областного министерства образования, в I квартале 2017 года только будет разработан план мероприятий по созданию в регионе детского технопарка, хотя итоги конкурса по отбору субъектов РФ на предоставление в 2017 году субсидий из федерального бюджета для строительства детских технопарков были подведены Минобрнауки России 23 декабря 2016 года. Саратовская область в конкурсе не участвовала. Почему нельзя было сохранить «Поиск», взяв его за основу для создания того же технопарка?!
«Деятельность по реализации дополнительных образовательных программ осуществляется в соответствии с федеральными концепциями...; планом развития дополнительного образования детей Саратовской области на 2016–2020 годы», – говорится в письме областного министерства образования. На фоне происходящих событий региональная власть противоречит федеральной и самой себе.
Семен Ващенко:
У министерства нет ответственности за детское техническое творчество
Инженер-механик по специальности «Летательные аппараты и силовые установки», майор запаса Семен Ващенко работал в «Поиске» с 2006 по 2010 год, подготовил призеров федерального уровня в классе F-1 (свободнолетающие модели) в 2008, 2011–2013 годах. На его глазах происходила ликвидация регионального детского технического центра.
– Семен Семенович, согласны ли вы с тем, что реорганизация «Поиска» законна?
– Реорганизация проведена без заключения комиссии о том, что в регионе сохранится данный вид деятельности, включая организационно-массовую и методическую работу. Отсутствие заключения по оценке последствий принятия решения о реорганизации является нарушением Постановления правительства Саратовской области «Об утверждении Положения о порядке проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации...».
Министерство образования Саратовской области теперь не может выявлять и развивать детей, имеющих способности к творческий работе конструктора и технолога, готовить сборные команды учащихся по техническим видам спорта для участия в первенствах России, вести организационно-массовую и методическую работу в области детского технического творчества.
– Способны ли современные ЦМИты решить проблему детского технического творчества?
– Высокопроизводительное оборудование ЦМИТов больше подходит для подростков, эффективно для повышения производительности труда. А в младшем школьном возрасте, когда идет естественный процесс развития ребенка, нельзя подменять работу головного мозга компьютером. Полная зависимость от программного обеспечения научит детей оперировать готовыми модулями, но не научит делать модуль. У некоторых школьников наблюдается нарушение мелкой моторики, отсюда и проблемы с устным счетом. Ребята должны работать руками и головой. Изготавливая модель, воспитанники кружков изучают весь технологический процесс от осевой линии до эксплуатации готового изделия.
России необходимы изобретатели, способные творчески решать задачи от замысла до реализации проекта. В нашем регионе многие квалифицированные специалисты готовы передавать свой опыт детям. Этому препятствует масса преград.
Ликвидация детского технического творчества на региональном уровне, низкая оценка труда педагогов дополнительного образования дает основание полагать, что должностные лица считают инвестиции в формирование кадрового потенциала России неэффективными расходами, что должно получить соответствующую политическую оценку. Нельзя экономить на инвестициях в будущее России!
[Кстати сказать] Антон Ищенко:СВОРАЧИВАНИЕ ВМЕСТО РАЗВИТИЯ Депутат Саратовской гордумы, председатель Центрального совета Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов, председатель оргкомитета ежегодной Всероссийской конференции «Юные техники и изобретатели» в Государственной думе ФС РФ Антон Ищенко комментирует сложившуюся ситуацию: – Вместо задачи развития сети кружков технического творчества в Саратове происходит ее сворачивание. Чего стоит скандал вокруг создания центра технического творчества на базе ФТЛ, за что пытались уволить директора лицея Людмилу Правдину, попытки отобрать автополигон у Юношеской автошколы... Аналогичная ситуация и с центром «Поиск». Но, как выяснилось, большинству представителей областных и городских ведомств эта тема не интересна. В федеральном бюджете заложено больше 1 миллиарда рублей на приобретение оборудования и создание материальной базы для детских технопарков. В Саратове, как нам объясняют, отсутствуют средства на софинансирование со стороны региона... Но строительством нескольких десятков таких центров проблему не решишь. В стране более 100 тысяч населенных пунктов, и в каждом из них дети должны получить доступ к техническим знаниям. Государство приняло ряд важных документов в области науки и техники, но нет политики, направленной на раскрытие творческого потенциала молодежи, нет методик. Необходимо закрепить в законодательстве РФ такие термины, как: «детское техническое творчество», «детское научное творчество», «центр детского научного и (или) технического творчества». Нужно выработать меры государственной и муниципальной поддержки. Мотивирующим фактором, поднимающим социальный статус ребят, должны стать государственные почетные звания «Юный ученый», «Юный техник», «Юный изобретатель». Я выступаю за то, чтобы в разрабатываемом законе РФ «О научной, научно-технической и инновационной деятельности» появилась бы отдельная глава о детском научном и техническом творчестве и его статусе. |