Уплатить уплаченное
И хотя налоги за 2015 год благополучно уплачены, что позволяет «спать спокойно», в душе зашевелился червячок беспокойства.
В налоговом уведомлении, сформированном в Нижнем Новгороде, предлагалось заплатить за квартиру и садовый домик. В июле прошлого года эти объекты значились в уведомлении вместе с налогом на машину и земельный участок в четыре сотки, на котором и находится этот садовый домик. В сентябре все четыре налога были уплачены через Сбербанк-онлайн. Удобно, не выходя из дома.
Показалось странным: почему платеж за два объекта в налоговой увидели, а за два других из того же уведомления – нет. СМС-ка в телефоне о том, что платеж успешно проведен, сохранилась. Пришлось лезть в Сбербанк-онлайн, вводить пароль, искать информацию об услуге. Нашлась и таковая, именуемая «Оплата налогов по индексу документа». Сидел, сверял всяческие БИК, ИНН, УИН и прочие, напрягающие ум и зрение, номера счетов или как там это всё называется.
Написал электронное письмо в отделение налоговой инспекции, отчитался о проведенном платеже и приложил файл с информацией об услуге с сайта банка, где синим цветом написано «Исполнено».
Ждал звонка или письма на электронную почту, не дождался. Беспокойство, местами переходящее в раздражение, не покидало, ведь сроком уплаты налога значилось 15 марта.
На следующий день потащился в отделение Сбербанка, там выдали подтверждение о том, что «банк выполнил обязательства по переводу средств на расчетный счет получателя платежа». Принялся звонить в налоговую. Сначала по указанному в уведомлении номеру контакт-центра 8-800-2222222. Слушал, как «ваш звонок очень важен для нас». И какие кнопки нужно нажать для той или иной услуги. Наконец сообщили, что для ответа оператора «нажмите цифру девять». Дальше – «к сожалению, в настоящее время все операторы заняты» и «время ожидания ответа оператора составляет восемь (или более десяти) минут». Не помню, сколько раз пытался дозвониться. Аналогичная картина была и при попытке дозвониться непосредственно в районное подразделение налоговой инспекции. Разозлился, набрал номер телефона доверия, по которому предлагают сообщать о фактах коррупции. Трубку взяли сразу. Поинтересовался, можно ли считать коррупцией повторное требование уплаченного налога. Уловив замешательство собеседника, изложил ситуацию. Получил совет всё же прийти в налоговую. Ведь если дело дойдет до судебных приставов, мифический долг спишут с зарплатной карточки. Рассердился пуще прежнего: идти надо было в две инспекции, поскольку квартира в одном районе, а садовый домик – в другом.
Вместо работы пошел в налоговую, где числится квартира (налог на нее в пять раз выше, чем на садовый домик). Провел больше часа в электронной очереди. Услышал объяснение, что всё произошло из-за того, что садовые домики перевели в какую-то другую категорию, потому что в них теперь можно жить. По этому случаю внесены изменения в Налоговый кодекс, а срок уплаты налога передвинули с 1 декабря на 15 марта. Поэтому у меня сейчас «переплата» вместо уплаченного налога. После 15 марта переплата будет «передвинута», и всё будет в ажуре.
Недоумеваю, почему из-за каких-то передвижек, непонятных рядовому добросовестному налогоплательщику, ему рассылают повторные требования об уплате уже уплаченного. Подозреваю, что делается это не без умысла: вдруг кто-то не найдет документ об уплате? А потом решит не связываться и уплатит мзду снова, пополнив бюджет. И думается, что такими действиями подрывается доверие к интернет-платежам и банкам. Не говоря уж о нарастании негатива в отношении мытарей. И сокрушаюсь, почему в других странах государство для человека, а у нас наоборот.