А сеять будут, деваться некуда

Оценить
Грустные истории про государственную помощь

Весенний сев в заволжских районах начнется уже через несколько дней. В минувшую пятницу в Доме культуры поселка Степное собрались уполномоченные представители Краснокутского, Ровенского, Советского, Ершовского, Дергачевского, Озинского, Новоузенского, Питерского, Алгайского и Федоровского районов.

Мониторил ситуацию на заседании первого в этом году штаба полевых работ заместитель председателя саратовского правительства Александр Соловьев. Хуже всего дела обстоят с настроениями хлеборобов.

«Несвязка» скоро оторвется от реальных получателей

Скандал с несвязанной государственной поддержкой сельхозпроизводителям бушует в Саратовской области уже вторую неделю. Суть его в том, что кто-то как-то тайно в последний момент распорядился, что в этой форме господдержки откажут всем, имеющим задолженность перед бюджетом на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения. Официальный документ с этими хитро прописанными условиями на сайте минсельхоза запрятали так далеко и глубоко, что просто так его достать еще не каждый сможет.

О том, что «несвязку» завяжут на условии отсутствия задолженности, говорили еще в конце прошлого года. И сельхозпроизводители, не привыкшие к милостям от государства, данный факт держали в голове. Особо беспокойные не просто рассчитались по всем бюджетным платежам, а еще и попросили налоговую службу уведомлять в текущем режиме о неожиданно вскрывшихся долгах.

Получив выписку об отсутствии долгов, были уверены в том, что субсидию дадут. И вдруг неожиданно 90 процентов претендентов осчастливили пенями за какие-то предыдущие периоды. Пени были смешными – от 14 рублей до тысячи. Но с ними за господдержкой нельзя было идти.

Председатель Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов Саратовской области Александр Кожин накануне заседания штаба подтвердил, что фермеры ошарашены появлением пени. Сказал, что ассоциация, заручившись согласием на уровне глав районов, уже инициировала письмо в налоговую с просьбой разъяснить, откуда выскочили эти недоимки. Сам он готов объяснить данный факт сбоем программы: «Это не человеческий фактор. Везде работает машина. Арестовать счет могут за 14 копеек. У меня так было в прошлом году». Но убежден, что нужно как можно быстрее понять, как из этого положения выйти. Потому что это трагедия настоящая для людей. Они, по большому счету, не виноваты. Ведь в ходе реорганизационных мероприятий из многих районов области убрали налоговые инспекции. И людям приходится ездить за сотни километров, чтобы провести сверку своей бухгалтерской отчетности с документами налоговиков. Александр Петрович очень надеялся, что на заседании штаба что-нибудь прояснится.

В пятницу зампред правительства Александр Соловьев вынужден был дать оценку случившемуся сбою. Он подчеркнул, что больной вопрос спровоцировало требование Министерства финансов РФ об отсутствии задолженности при получении средств поддержки. Министерство финансов Саратовской области не имело права игнорировать это требование вышестоящего министерства и настояло на внесении его в региональный документ об условиях получения господдержки. Дело в том, что основной объем средств на «несвязку» идет из федерального центра. «У вас на первое число может не быть задолженности по вашей бухгалтерской отчетности, но надо смотреть задолженность на уровне даже рубль-полтора по каким-то предыдущим периодам. Поэтому проработайте всех своих претендентов на эту поддержку», – обратился Соловьев к начальникам управлений сельского хозяйства.

Несвязанная поддержка с нынешнего года будет выдаваться один раз. «Наша задача – несвязанную поддержку в марте отдать всем сельхозпроизводителям», – сказал Александр Александрович. Больше рассусоливать на эту тему не стал. После окончания штаба признался, что каждый день чиновники думают, как выйти из неприятной ситуации с задолженностью, возникшей из ниоткуда. «В постановлении написано, что долгов не должно быть на 1-е число месяца, предшествующего месяцу, когда планируется заключить соглашение. Мы сейчас приостановили прием документов и договариваемся с минфином и мин­эко, чтобы или убрать эту строчку, или переформулировать, что долгов в бюджет не должно быть на момент подачи заявления», – сказал он. И заверил, что деньги для этого вида поддержки уже заведены на счета в казначействе.

Реклама кредитов обернулась пшиком

Решение российского правительства помочь аграриям льготным кредитованием распиарили, как оказалось, напрасно. В деревнях и селах правительству поверили. Как выяснилось на заседании штаба, никаких гарантий получить льготный кредит у фермеров Саратовской области нет. И никто в этом не виноват – ни региональный минсельхоз, ни региональные отделения Сбербанка и Россельхозбанка. Надежды зарублены изощренным механизмом получения: документы на кредит проверяются специалистами регионального управления уполномоченных банков, но утверждается заявка на уровне московских банковских офисов, откуда уходит на подтверждение в российский минсельхоз. Региональные министерства сельского хозяйства в этом случае работают как касса, перечисляя деньги удачливым соискателям.

При этом заявленный объем льготных кредитов уменьшен российским минсельхозом в 10 раз – с 18 млрд до 1,8 млрд рублей. И большая часть бюджетных средств по этой программе распределяется крупным сельхозпроизводителям. На долю мелких достанется максимум 20 процентов от распределенного в регион объема. И эту долю тоже утверждает российский минсельхоз. Александр Соловьев считает, что в случае Саратовской области это очень некорректно. Что в нашем регионе малым формам хозяйствования нужно было отдать треть этой формы господдержки, потому что на них приходится треть валового продукта сельского хозяйства Саратовской области. Но получилось то, что получилось.

На заседании штаба выступали представители отделений уполномоченных банков. И обещали прокредитовать по коммерческой ставке тех, чья заявка не пройдет согласование на льготный кредит. Уже понятно, что таких будет большинство. И кстати, по неподтвержденной пока информации, основной объем средств на льготное кредитование достанется знаменитой саратовской фирме «Букет».

«Инициатива с льготным кредитованием хорошая, но по факту средств выделено мало», – развел руками перед участниками штаба Александр Соловьев.

Объем несвязанной поддержки для сельхозпроизводителей в 2017 году уменьшился в два раза. И составляет всего 550 млн рублей в 2017 году. Получателей этого вида поддержки в 2016 году было около двух тысяч. Чиновники из министерства сельского хозяйства пару месяцев назад убеждали сельхозпроизводителей, что сокращение общего объема поддержки не отразится на всех желающих ее получить. Новыми условиями из-под «несвязки» выведут только площади, занятые подсолнечником. Размер господдержки составляет около 150 рублей на гектар.


[Кстати сказать]

Иван СамсоновИван Самсонов, глава КФХ из села Крепость Узень Новоузенского района:

ВОТ ЧТО Я ХОТЕЛ ДОНЕСТИ ДО ШТАБА

– Мне кажется, государственная несвязанная поддержка на гектар уже становится почти совсем с нами не связанной. Такие условия предлагаются на нее. Задолженности у меня нет. А данных по пеням я не знаю. У меня не обновлялась база налоговая с декабря. Налоговую от нас перевели в Ершовский район. А приезжаю туда, выясняется, что одна забеременела, другая в отпуске, и никто не может мне помочь. Ну, это как бы жизнь. Я хочу что сказать?

Здесь сказали про подсолнечник и что на земли, им занятые, не будет теперь поддержки. У нас подсолнечник не растет. Но у нас растет сафлор. И он сейчас тоже не субсидируется, как техническая культура. Чего дает этот сафлор, какие сверхприбыли? Рыночная цена его 7 тысяч за тонну. Получаем мы 7 центнеров с гектара. Нам с него мало чего достается, если затраты вычесть, но мы его сажаем. Это как бы засухоустойчивая культура. Ладно, не нужны нам субсидии. Дайте льготный кредит. Начался прием заявок по этой программе в январе. И у нас в районе еще ни один человек не получил такой кредит. Путин тут сказал, конечно, что надо поменьше бюрократии. И после его слов, да – не четыре килограмма документов просят теперь для заявки на кредитование, а два. И при этом Россельхозбанк точно обещает дать кредит под 23,5 процента. Вот и всё льготное кредитование. Я в прошлом году 4 апреля начал сеять. А в этом году через две недели уже в поле выйду, у нас снег почти весь сошел. А у нас всё согласования идут. Вот это я хотел донести до штаба.