Былята Славянин: Интерес к традиционной славянской культуре возвращается

Оценить
Былята Славянин: Интерес к традиционной славянской культуре возвращается
Фото Матвей Фляжников
С ребятами из культурно-исторического клуба «Славянское содружество «Колослава» я познакомилась на фестивале патриотизма 23 февраля.

С ребятами из культурно-исторического клуба «Славянское содружество «Колослава» я познакомилась на фестивале патриотизма 23 февраля. У них была самая интересная «станция»: перетягивание каната, метание копья, бои стенка на стенку. Веселые бородатые мужики в рубахах с национальными орнаментами, красный флаг с символикой клуба, много интересных историй и краткий ликбез, от какого древнего праздника пошла Масленица. На вопрос «кто у вас главный?» зовут: «Былята, подойди сюда». «В миру» его зовут Георгий Данилов, и он бухгалтер в третьем поколении. Но как он сам говорит – «я забил на бухгалтерию, потому что хочу жить интересно».

– Георгий, ваше сообщество можно отнести к неоязычникам?

– В отношении нас имеют место определенные штампы – нас действительно называют неоязычниками, родноверами, даже реконструкторами. Но мы не являемся чистыми копиистами быта и взглядов древних славян. Мы просто продолжатели культуры своих родителей, дедов, прадедов. Мы наследники этой культуры. Поэтому нельзя говорить, что мы нео...

Традиционная народная культура сохраняется, несмотря на то, что официальная религия – будь то христианство или ислам, этому противится.

Ленин не просто так писал, что носителем культуры является деревня – там, в основном, сохраняются национальные традиции. Почему деревню в советские годы и пытались уничтожить. Мои прадеды, например, оба деревенские жители, умерли от голода: один на Соловках – он был раскулаченный, второй в Саратовской области. Если есть в человеке стержень – моральный, психологический, культурный, такого человека нельзя переломить. А стержень этот не из пустоты берется. Он передается с генами и воспитанием из поколения в поколение. У нас же всё самое чистое и светлое – деревенское. Самые крепкие призывники у нас из деревни, самые работящие парни – из деревни.

– Я сама в деревне выросла. Тут уж я с вами не соглашусь.

– Ну, эти ребята точно не хуже, чем в городе. Крепче те люди, у которых есть больше возможностей в этой традиционной культуре жить. Босиком ходить, ложиться спать и вставать по солнцу. В деревне биологический сдвиг все-таки в сторону живого биоритма. А в городе встаешь рано, ложишься поздно, босиком пройти негде.

А знаете, чем еще отличается город от деревни? В городе всем всё равно. Если человека изгоняли из деревни, он был заклеймен и вернуться права не имел. И шел в город, где всем, в общем-то, на всех наплевать. Поэтому я и говорю, что деревенская культура сильно от городской отличается. И именно деревня остается носителем национальной культуры.

– А вы сами в городе живете?

– Я родился, жил и живу в городе.

– Что же вас потянуло к корням?

– Я давно нуждался в каких-то нематериальных ценностях. Ездил по святым местам, изучал основы самых разных культур. И пришел к выводу, что самая близкая мне культура – это славянская, поскольку я сам славянской крови.

– А где вы эти обряды и заговоры берете? По книжкам учитесь?

– Да, по книгам. Все эти обряды и представления описаны у наших этнографов – Снегирева, Потебни, Афанасьева. А книги написаны по тетрадкам, по спискам. Со старыми оборотами – это все работы 19-го – начала 20 века. До чего-то уже сам дохожу.

– В вашем сообществе много народу состоит?

– У нас нет строго ограниченного числа участников – кто-то приходит, кто-то уходит. Костяк – это, наверное, человек 30–50. Одномоментно может собраться на каких-то праздниках и сотня. Мы стараемся эту древнюю культуру доносить до тех, кому это может быть интересно. Очень это нравится школьникам – класса со второго по шестой. Я часто в 7-й гимназии бываю, у меня там дочка учится. И могу сказать, что дети этого возраста очень увлечены, готовы общаться на эти темы через образы, игру, сказки. Это живое детское воображение, которое связывает реальность и нереальность. Им интересны эти игры, обряды, заговоры.

Еще мы участвуем в конференциях, которые устраивает наш краеведческий музей. Я вам больше скажу, если бы на этих конференциях не было бы кого-то от «Колославы», то за русскую, славянскую культуру никто бы не выступил. Казаки почему-то отказываются. А собираются на таких конференциях представители многих национальностей, проживающих у нас в области, – казахи, татары, чеченцы, евреи, украинцы. И только от русских почему-то – никого.

– Но вы же не единственная славянская организация в Саратове? Мне говорили, что от вас кто-то откололся и вы с этими людьми теперь отношений не поддерживаете?

– В Саратове три подобных организации. Одна из них, действительно, вышла из «Колославы». Это нормальный процесс. Не первый случай и, я думаю, не последний.

– Откуда такое название – «Колослава»?

– Колослава – это составное слово: коло – это круг, а слава – славление. Это люди, стоящие в кругу и славящие кого-либо.

– И кого славите вы?

– Богов и предков наших.

– Смотрите, славянская культура – все праздники и обряды – привязана к солнечному календарю. А христианство живет по лунному. Почему так?

– Все народы, которые живут в северной, неэкваториальной части планеты, славят солнце. Потому что солнце – это жизнь, здоровье и достаток. С древнейших времен русы называли дневное светило не иначе как Пресветлое, Красное солнышко. А страны полуденные, которые расположены у экватора, они восхваляют луну. У них дневное существование невозможно, там +50 в тени, там днем просто не выживешь. Поэтому у них оживление начинается с приходом луны и самой яркой звезды. Вот в этом, на самом деле, всё различие. Да, наверное, христианство нам в некоторой мере чуждо, но так происходит со всеми официальными религиями – и ислам пытается доминировать над национальными культурами, и христианство. Поэтому на большей части Российской империи существовало двоеверие. Это длилось не 80–90 лет, а века. Двоеверие – это такой компромисс между официальной религией и народными верованиями.

– Считается, что многие традиционные христианские обряды – Масленица, проводы зимы, они на самом деле при­шли из славянской культуры и подстроились под христианскую модель. Это так?

– Все основные славянские праздники проходят по большому кресту. Кельтский крест – крест, заключенный в круг, это символ солнца. У нас он называется колокрыж. Слово «крыж», кстати, до двадцатого века дошло – поставить крыжик – значит поставить крестик. И если не пускаться в дебри, то основных праздников у славян за год – четыре. По равноденствиям и солнцеворотам. 25 декабря – рождество солнца. Равноденствие – это Комоедица, то, что как раз трансформировалось в Масленицу. У славян Масленица, то есть Комоедица, длилась семь недель – от начала отела домашнего скота до равноденствия. К концу зимы запасы подъедались, а с момента отела стол у наших предков становился разнообразнее – появлялось молоко, масло. Это сейчас среди зимы не проблема пойти в «Магнит» и купить там булку. А раньше с этим были трудности. И Масленицу праздновали столько, сколько у кого было достатка.

Потом 22 июня, Купала. А в сентябре на равноденствие – овсень, или таусень. Часть этих праздников описывали этнографы.

– Есть какие-то традиционные славянские праздники и обряды, которые дошли до сегодняшнего дня?

– Я вам больше скажу, многие древние праздники и обряды в современности проводятся на государственном уровне, например Радуница, которая была запрещена Стоглавым собором. Патриотическая акция Бессмертный (то есть «без смерти») полк – это древний обряд славления предков, защищавших Родину и свои семьи и погибших мученической и героической смертью. В наше тяжелое время мы, внуки воинов Великой Отечественной, просим у них защиты. А наши предки делали это постоянно при посеве и сборе урожая, например.

Еще новогодний обряд. Елка или сосна – древнее волховское дерево. Вокруг него водят хоровод – люди берутся за руки и одновременно выполняют одинаковые действия, поют древний гимн-восхваление. Чем «В лесу родилась елочка» не гимн? Игрушки – это подношения, подарки. Дед Мороз это образ Велеса – скотьего бога, бога живота, достатка и нижнего мира, а Снегурочка – это Мара, Марена (от слов – мор, замор, уморить). Это смерть. Поскольку на улице зима, холод, голод и тьма. Богов задаривают подарками – сейчас это трансформировалось в чтение стихов, танцы, песни – то есть дарят самое дорогое, что у человека есть – эмоции. А бог отдаривается в ответ. Сейчас, понятно, у Деда Мороза айфоны просят. А раньше просили, чтобы он не морозил детей, скотину. Вот два года назад у нас на 25 декабря была Коляда. А начало зимы – черное. Снега нет. И мы начали кормить мороз кутьей – бросали через левое плечо. Это тоже древний обряд такой. И через пять минут началась такая вьюга, что ничего видно не стало. Снегом землю укрыло – уже хорошо. Вот такие подарки наши предки просили у Велеса.

Еще один обряд наш, народный – это когда молодожены вешают замки на мост, а ключи выбрасывают. Они так сковывают свой брак. И брак может разрушить только тот, кто этот заговор переможет. А у нас с этими замками что делают? Болгаркой срезают. Поэтому и разводов много. Вот можно смеяться, а можно и задуматься.

Вообще, интерес к традиционным славянским вещам просыпается в людях, даже в городских. Горожане пекут бездрожжевой хлеб, собирают народных кукол-оберегов. Можно сделать куклу-крупяничку, в которую зерно закладывается. Наши предки, если кто-то заболевал, эту куклу разрезали, доставали зерно и клали его в кашу. Потому что зерно произрастает на земле, а земля – это мать-кормилица. Она защищает. Она и богатырей защищала: они в поход брали с собой горсть родной земли для поддержки.

– То есть все эти традиции – это про взаимодействие человека с окружающим миром?

– Да. Мы часть этого мира. Вот травничество, например. Я не могу сказать, что я хороший травник. Но свой запас у меня есть: шалфей, чабрец, мята, земляника, зверобой, иван-чай. Я иван-чай по древнерусским рецептам готовлю уже много лет. По науке он – кипрей узколистный. И это уникальный по своим свойствам продукт – содержание витамина С в нем больше, чем в лимоне или смородине. Он диуретик – его можно пить на ночь, потом никаких отеков не будет. Он тонизирует, но не возбуждает. Успокаивает, но не угнетает нервную систему. И таких вещей много, и все они вокруг нас.

Человек «слепнет», когда у него только дом-работа-телевизор-пиво. А столько вокруг всего интересного – наши люди ходят в дома престарелых, проводят праздники для детей. Я в костюме Деда Мороза хожу на праздники совершенно бесплатно. Считаю для себя это великой радостью. Летом мы планируем познавательные поездки на зороастрийское капище в Трехостровскую станицу, это в Волгоградской области. Еще хотим сплавиться на плоту по Терешке.

Я не пью, не курю и не смотрю телевизор. Поэтому у меня есть время, чтобы жить интересно.