Руины законсервировать!
Среди саратовского строительного лобби популярно мнение, что «эти развалюхи» конца позапрошлого века сохранять не стоит. Почему это не так, объяснил начальник управления по охране объектов культурного наследия Саратовской области Владимир Мухин в рамках пресс-конференции, которая состоялась на минувшей неделе. Кроме того, Мухин обсудил с журналистами судьбу 99-й школы и прочих «заброшенных» памятников архитектуры, реставрацию и ремонт фасадов исторических зданий, которые продолжатся и в этом году, и многое другое.
Ликбез по памятникам
Объекты культурного наследия бывают самыми разными – это отдельно стоящие здания, ансамбли зданий, достопримечательные места (вроде места приземления Гагарина, единственного достопримечательного места в регионе), памятники археологии – те, что скрыты от нас под землей или водой. Все эти объекты объединяет их историческая ценность и подлинность.
Есть объекты культурного наследия, уже признанные таковыми, поставленные на государственный учет, внесенные в реестр. Таких на территории Саратовской области 985. Примерно половина из них – в Саратове. Есть список выявленных объектов культурного наследия – они тоже находятся под охраной государства, но их защита слабее, поскольку на государственном учете они не стоят. Таких объектов по Саратовской области больше четырех тысяч. И опять же половина из них расположена в областном центре. Например, здание на Советской, 65, откуда не так давно выселили художественные мастерские, относится как раз к выявленным объектам культурного наследия.
Положение у таких объектов, повторюсь, более шаткое – при проведении историко-культурной экспертизы может выясниться, что объект не представляет собой ценность и государственной охране не подлежит.
Список выявленных объектов очень долго утрясали – сегодня в нем есть дома, включенные туда еще в начале 80-х годов 20-го века, которые отбирались совершенно по другим критериям, нежели это делают сейчас. Но в 2001 году список утвердили окончательно. О нахождении в нем тех или иных зданий ведутся споры, возможно, что после проведения историко-культурной экспертизы многие объекты оттуда исключат.
Цена вопроса
Проведение подобной экспертизы варьируется от 30 до 500 тысяч рублей за один объект. В год таких экспертиз подведомственная организация управления ГАУ «Научно-производственный центр» проводит одну или две. Поскольку бюджетных средств на выполнение государственного задания этому ГАУ выделяют всего 7 млн рублей. А государственное задание включает в себя далеко не только историко-культурные экспертизы. Поэтому список из более четырех тысяч выявленных объектов культурного наследия пересматривается очень и очень медленно.
Впрочем, и это, скорее всего, расстроит саратовское строительное лобби, ветхость выявленного объекта никак не влияет на включение его в госреестр. Потому что самое ценное, что есть в объекте культурного наследия, – это его подлинность. Можно, конечно, снести старинный особняк и выстроить на его месте его точную копию, но свою главную ценность новодел потеряет безвозвратно. Чтобы объяснить ценность подлинности, далеко за примером ходить не надо: можно носить подлинный ролекс, а можно его китайскую реплику. С объектами культурного наследия та же петрушка.
Реставрация продолжается
Есть несколько способов сохранить объект культурного наследия – отремонтировать, реставрировать, законсервировать, приспособить. Ремонт и реставрацию фасадов саратовцы наблюдали в прошлом году на улице Московской. Всё прошло не без огрехов, но это «первый опыт, всё делалось с листа». В этом году работы продолжатся – естественно, в приоритете дома на проспекте Кирова и на пешеходной Волжской. Из фонда капремонта поступило уже более 50 заявок, половину из них в управлении уже обработали. Так что работы, с учетом опыта прошлого года, начнутся с приходом теплого времени. Опустим тот момент, что ремонт и реставрация фасадов совпадали с предвыборной кампанией в Госдуму в прошлом году и в облдуму и губернаторских выборов в этом.
Цивилизованный подход. И не очень
Приспособление мы тоже можем наблюдать. Где-то удачное, где-то не очень. Например, ресторан «Бульвар», который приспособил не только исторические здания, но и дворик между ними – под кафе и рестораны, Мухин назвал примером цивилизованного подхода к обустройству городского пространства.
– Нельзя же всё снести и застроить жилыми многоэтажками!
Но есть примеры, когда приспособление оставляет желать лучшего: меняют старые деревянные двери на новые пластиковые, закрывают фасады рекламой, вешают кондиционеры, уродующие исторический вид. И если законность установки кондиционеров в жилых домах – объектах культурного наследия (где собственники помещений – физические лица) управление имеет право оспорить сразу, то вот с юридическими лицами просто беда. Внеплановые проверки предпринимателей управлением по охране объектов культурного наследия возможны только в двух случаях: если есть разрушение или угроза разрушения объекта. Поэтому повлиять на предпринимателей оперативно в управлении не могут.
Город консервов
Владимир Мухин и его подчиненные могут контролировать всё, что происходит с объектами культурного наследия. Но, к сожалению, повлиять на их сохранность не могут. Во-первых, в управлении работает всего пять человек. И отреагировать на все нарушения они просто не имеют физической возможности. Во-вторых, им доступен только метод переговоров. Например, многострадальная 99-я школа (она находится в собственности города) который год разрушается. У муниципалитета на ее ремонт и реставрацию денег нет. Поэтому все переговоры между областными и городскими чиновниками заходят в тупик. Здание надо консервировать и ждать, пока откуда-то появятся деньги. А они без политической воли не появятся. Впрочем, среди «консервов» у нас не только 99-я школа. Но и «Дом художника» на Московской (он-то принадлежит частному бизнесу), а еще бывшее здание художественной школы на Театральной площади. Переговоров может быть сколько угодно, но «консервов» от этого меньше не становится.
[Кстати сказать] История об экономике и исторической ценности В Стокгольме, в Старом городе, есть квартал Цефей. И есть в этом квартале дом, у которого, наверное, самый дорогой фасад в Стокгольме. Когда 60 лет назад этот квартал реставрировали, подрядчик пообещал покрасить фасады домов в их изначальный цвет. Для этого снимали слоями штукатурку, проверяли пигмент и т.д. Оказалось, что один из фасадов (синий на фото) был когда-то покрашен краской с крошкой лазурита, полудрагоценного камня. Подрядчику пришлось соблюсти контракт и покрасить фасад практически драгоценной краской. После ремонта фирма обанкротилась. А фасад до сих пор мерцает глубочайшим синим цветом и радует жильцов этого двора. Своей «синей» стороной он выходит во двор и туристам он не виден. Фасад в сторону улицы совсем другого цвета. Источник: https://www.instagram.com/stockholm_ira/ |