Дырявый будет результат

Оценить
Новые налоги возьмут с зарплат. Но не раньше 2018 года

Три человека из ста получают в России заработную плату свыше 100 тысяч рублей. У 13 человек из ста зарплата составляет от 50 до 100 тысяч. Если бы государство готовило свою новую налоговую реформу именно для этих 16 человек из ста, то вопросов возникло бы меньше. Однако утечки из центров российской экономической мысли заставляют предположить, что повысить налоги собираются и для 15 человек из ста, которые получают 35–50 тысяч рублей, и для 40 человек из ста, что месяц живут на зарплату 17–35 тысяч рублей.

Не уверен – не обгоняй

Налоговая реформа в России готовится уже несколько месяцев. К декабрю 2017 года предложения должны быть согласованы и оформлены окончательно. Так распорядился президент РФ Владимир Путин. По его задумке, именно новыми налогами Российская Федерации может ускорить свой экономический рост начиная с 2018 года. Годы запланированного экономического роста в точности совпадают с очередным президентским сроком. Расти будем как минимум до 2024 года.

Налоговая реформа обсуждается в Минфине, в Минэкономразвития и в Центре стратегических разработок Алексея Кудрина.

Предполагается, что предложения из Центра Кудрина будут отличаться от правительственных. Бывший российский министр финансов уже несколько лет твердит о том, что российскую экономику спасут структурные реформы, и в первую очередь резкое повышение пенсионного возраста. В частности и за этот свой радикализм он в свое время был изгнан из правительства Дмитрия Медведева, который предпочитает как можно дольше не предпринимать никаких резких шагов, убаюкивая страну рассказами о тиши, глади да божьей благодати. Вот и совсем недавно, на инвестиционном форуме в Сочи, Дмитрий Анатольевич бросался красивыми словами о том, что впереди у страны ожидается рост экономики, сравнимый со среднемировыми темпами. За счет чего?

Смелый человек Алексей Кудрин еще года два назад заявил, что если государство останется в рамках инерционной стратегии, то есть сохранит свою любимую стабильность, то источником дохода российского бюджета может быть только повышение налогов. Ну а теперь давайте думать, что рискнут повысить.

Платежи, связанные с добычей полезных ископаемых, увеличивать не будут однозначно. Государство и так горюет вместе с добывающими компаниями по поводу уменьшения мировых цен на нефть и газ. Вряд ли замахнутся и на повышение платежей с предприятий. Увеличение ставок налога на прибыль может привести к тому, что они станут показывать сплошные убытки. А увеличение размера отчислений за имущество предприятий тут же обернется снижением инвестиций, которые и двигают вперед российскую экономику. По всему получается, что главным перспективным объектом налогообложения остаются обычные люди.

О налоге на тунеядцев, то есть на тех, кто или не работает совсем, или получает деньги в теневом секторе экономике, мы слышим уже не первый месяц. Но видно, что-то не ладится с разработкой механизма сбора (или пугают восстания в соседней Белоруссии). В Минфине и в Минэкономразвития вдруг перешли к обсуждению повышения НДФЛ. Это налог с тех граждан, что получают официальные зарплаты. С тех пор как его установили на одном для всех уровне в 13%, сборы по НДФЛ ежегодно растут. На 1 января 2017 года общий объем годового подоходного налога составлял 3 триллиона 20 миллиардов рублей. Но государство желало бы получать больше.

Маленькая бюджетная хитрость

На поводу у коммунистов, которые с момента перехода на плоскую шкалу требовали вернуть прогрессивное налогообложение, разработчики реформ идти не хотят. Говорится, что налог останется единым для всех. Но его могут повысить. До 15 или даже до 17%. В дискуссиях уже обозначена и та, и другая цифра. Повышать НДФЛ меньше чем на 2% действительно не имеет смысла. Но и перегнуть палку с налогообложением зарплат тоже нельзя. Поэтому больше чем на четыре новых процента пока не замахиваются. Хотя перспективные варианты обсуждаются.

Сейчас этот налог или весь остается в распоряжении муниципальной власти, или делится между муниципалитетом и регионом. Российский Минфин захотел 6–8% от НДФЛ забирать в федеральный бюджет. Подоходный налог составляет в бюджетах субъектов федерации в среднем почти половину от собственных доходов. Собственных доходов субъектам федерации не хватает из-за необходимости выполнять обещания Владимира Путина – повышать зарплаты врачам и учителям. Перераспределение 6% НДФЛ в сторону Москвы может окончательно разбалансировать региональные бюджеты. Остается один выход – повысить НДФЛ именно на то количество процентных пунктов, которые федеральный центр желал бы видеть в федеральном бюджете. А это означает, что с нынешних 13% НДФЛ вполне может уйти на 19–20.

Или подлость

Кто может объявить об этом решении? Президент Владимир Путин вряд ли. Ему еще избираться следующей весной. Правительству РФ это сделать гораздо легче. В конце концов, для смягчения удара можно вслед за этим решением отправить Дмитрия Анатольевича Медведева в отставку. Если Медведева президенту будет жалко, то остаются депутаты Государственной думы. Даром, что ли, они получают ежемесячно по 800 тысяч рублей денежного содержания (по неофициальным данным) – пусть отрабатывают. Ну и, на худой конец, решение о повышении НДФЛ можно переложить на губернаторов.

Смотрите, какая красивая игра в этом случае получается. Федеральный центр тихо-мирно просто вводит изменения в Бюджетный кодекс, которым перераспределяет 6% от сборов НДФЛ в федеральный бюджет, и одновременно разрешает региональным властям поднять подоходный налог на нужный им уровень. Главы регионов, потеряв 180–200 миллиардов рублей на круг, отреагируют на новые правила игры неравномерно. Москве, например, с ее профицитом бюджета не будет никакого резона повышать ставки НДФЛ. Тем регионам, где основным является налог на прибыль предприятий или налог на добычу полезных ископаемых, – тоже. А вот таким, как Саратовская область, некуда будет деваться.

Мы без НДФЛ, самого весомого в бюджете налога – никуда. Мы не Чечня и не Крым, которым дают из федерального центра сколько попросят. Мы не Калужская и даже не Пензенская область, так или иначе привлекательные для инвесторов. У нас отнять 6 процентов НДФЛ – это уменьшить бюджетные поступления более чем на миллиард рублей. Нам для того, чтобы заткнуть эту дыру в областном бюджете, не поднимая подоходный налог, нужно вдвое увеличить штрафы за всякого рода прегрешения. И всё равно останется еще пробоина в муниципальных бюджетах, которые тоже формируются за счет НДФЛ. Для них единственным путем удержать бюджет станет резкое повышение налогов на землю и на имущество граждан.

Обе эти меры спасения регионального и муниципальных бюджетов отзовутся резким социальным напряжением в городах и поселках. И по всей стране тогда полетят головы глав. Так что гуманнее все-таки право объявления о повышении НДФЛ переложить на депутатов Госдумы. В случае людского недовольства партия «Единая Россия» нам других народных избранников быстренько нарожает.

Да здравствуют серые!

Есть, правда, у Минфина РФ в запасе компромиссный вариант: вместе с повышением налога ввести необлагаемый минимум зарплат. Каким он будет, пока никто не знает, но логично предположить, что его приравняют к прожиточному минимуму.

Уменьшение налогооблагаемой базы на величину прожиточного минимума предлагалось, например, экспертами из Центра стратегических разработок Алексея Кудрина.

В гуманном на первый взгляд предложении есть одна закавыка. Зарплату на уровне прожиточного минимума получают в основном наемные работники частного бизнеса. Как правило, это не всё вознаграждение, а только официальное. Но если такие зарплаты освободить от подоходного налога, то в плюсе останутся те работодатели, что хитрили с государством.

«Эксперименты с НДФЛ чреваты возвращением серых схем выплаты зарплат», – цитирует чиновника финансово-экономического блока газета «Ведомости». И приводит варианты, позволяющие избежать повышения налоговой нагрузки: «Например, компании могут зарегистрировать своих работников как индивидуальных предпринимателей и платить 6-процентный налог».

Но есть и хорошая новость. Основной вариант повышения НДФЛ пока не выбран. Так что о деталях говорить – преждевременно, утверждают высокопоставленные источники газеты «Ведомости», всполошившиеся из-за утечки информации о налоговой реформе. Обещают, что просто повышения НДФЛ не будет. Одновременно могут на сколько-то понизить отчисления страховых взносов для работодателей и на сколько-то поднять НДС.

«Перенастройка налоговой конструкции в случае принятия решения, по словам первого заместителя председателя российского правительства Игоря Шувалова, произойдет в 2018 году», не раньше. Так что время поразмыслить о том, что нас ждет, есть.

Для сведения: НДС (налог на добавленную стоимость) есть в цене большинства товаров и услуг.