Трудяги мирного, но нелегкого фронта (начало)

Оценить
Трудяги мирного, но нелегкого фронта (начало)
19 марта отмечают профессиональный праздник работники жилищно-коммунального хозяйства

Пользуясь жилищно-коммунальными услугами, мы не замечаем в достаточной степени отлаженного механизма отрасли ЖКХ. А вспоминаем ее работников, если вдруг отключили воду, не дают отопление, прорвало трубу. Трудяги этой непростой сферы давно заслужили, чтобы вспоминали их не только в ситуациях бытовых неприятностей, но и по праздничным случаям. Вспоминали добрыми и благодарными словами.

Владимир Челышев: ЖКХ – перспективная отрасль, здесь много работы

Кировский район Саратова – лицо города. Это центральные улицы, скверы, площади, рынки. В нем расположены три вокзала – железнодорожный, автовокзал и аэропорт; предприятия, вузы. И, конечно же, сотни и сотни жилых зданий. Эта старая часть Саратова растет, ширится и молодеет за счет новых микрорайонов поселка Солнечного-2. По численности населения Кировский район – третий в Саратове. В нем проживает более 130 тысяч жителей. Накануне Дня работников бытового обслуживания населения и ЖКХ о многострадальном хозяйстве рассказал первый заместитель главы администрации Кировского района муниципального образования «Город Саратов» Владимир Челышев.

– Владимир Алексеевич, чем примечателен Кировский район, сколько здесь жилых зданий, каких, кто их обслуживает?

– Наш район – ворота города. Помимо трех вокзалов тут сосредоточено большое количество социальных объектов, объектов коммунальной инфраструктуры, а также 1297 многоквартирных жилых домов и около 10 тысяч частных. Многоквартирным жильем управляют 82 ЖСК, 24 ТСЖ и 17 управляющих компаний.

Крупными объединениями домов управлять сложно. Поэтому несколько лет назад они поделились на более мелкие группы. Теперь у управляющих компаний по 30–40 жилых зданий. И только у УК «Авангард» более 500 домов. Под управлением этой организации жилье, за которым не стоят в очереди управляющие компании. Эти ветшающие постройки конца 19 века (у некоторых значится год постройки – до 1917-го!) разбросаны по центральным улицам и окраинам Кировского района. Несмотря на частые отключения из-за всевозможных порывов, поломок, ни от одного дома эта компания не отказалась. Неполадки устраняются, ни одна квартира не остается на длительное время без электричества, воды, тепла, газа (есть дома с газовым отоплением).

– Лицензирование вновь созданных жилищно-коммунальных организаций дает гарантии, что в сфере ЖКХ появляются добропорядочные компании?

– Лицензирование пока не оправдало наших ожиданий. Вопрос непростой, требует дополнительной проработки.

– Есть ли проблемы в частном секторе? Как они решаются?

– Проблем в частном секторе достаточно. Первоочередная – содержание и ремонт инженерных коммуникаций. В старых домах зачастую трубы, к примеру, холодного водоснабжения делались неизвестно кем и когда. Возможно, что их монтировали сами домовладельцы. Соответственно, техусловия получал собственник полвека назад, а может быть, и еще раньше. Эти сети никому не переданы. Подошел срок, они гниют и очень часто рвутся. Служба «Саратовводоканала» не имеет права выезжать туда на устранение аварий. Нести затраты должен сам собственник. Бывает, что дом несколько раз перепродавался, а собственника, который занимался подведением трубопровода к дому, уже нет в живых. Возникает много вопросов, в том числе: кому ремонтировать сети?..

Другая животрепещущая тема – вывоз мусора. Осенью из частного сектора к мусорным бакам у многоквартирных домов выносят весь сушняк. Помимо этого, образуются стихийные свалки, которые потом убираются за счет бюджетных средств администрации района. Попытки выставлять счета для частного сектора предпринимались. Это начинание не прижилось. Было предложение ходить по домам и заключать с каждым собственником договор. В администрации нет столько сотрудников, чтобы осуществить такой объем работы. А многие жители частного сектора просто не открывают калитки посетителям. Нужен закон на местном уровне, где была бы прописана система штрафов за незаключение договоров на вывоз мусора. А пока штрафуют только администрацию, в итоге это не дисциплинирует людей. Как правило, любой житель частного сектора против того, чтобы у его дома устанавливали мусорные баки. Выход есть – безтарный вывоз ежедневно в одно и то же время. Раньше это практиковалось. А сейчас создаст новые проблемы. Пропустил человек приезд машины – может просто выкинуть мусор на улицу, образуются стихийные свалки. Этот вопрос остается нерешенным на сегодняшний день.

Мы регулярно проводим встречи с жителями частного сектора. К ним относится большое количество улиц и микрорайонов: Молочка, Завокзальный поселок, 1-я Дачная, улицы Вольская, Чапаева, Симбирская, Горького, Пугачевский поселок. Люди поднимают тему освещенности улиц, на что нужны немалые затраты. Нам выделяют 2–3 миллиона рублей в год. Это мизерная сумма. Проблема уличного освещения решается исходя из возможностей, пока очень медленно.

– Как часто случаются коммунальные аварии в районе?

– Могу сказать, в этом сезоне по вине управляющих жилищных организаций практически ни одной аварии не было. Подготовка к зиме была проведена очень качественная. За все коммуникации и объекты, расположенные за пределами домов, отвечают ресурсо­снабжающие организации. У них за еще не завершившийся осенне-зимний период произошло с десяток аварий. Многие участки улиц, в том числе и Зарубина, и Чапаева, были перекопаны. Если сравнивать с прошлым сезоном, то тогда произошла только одна очень крупная авария на сетях теплоснабжения, в январе 2016 года. Была остановлена 6-я насосная. В зону отключения попало около 100 многоквартирных жилых домов. Несмотря на тяжелые условия, температуру воздуха ниже 20 градусов, коммунальщики со своей задачей справились.

– Есть ли надежда, что ситуация с изношенными коммуникациями в городе, в частности в Кировском районе, будет меняться в лучшую сторону?

– Мы на это очень надеемся. МУПП «Саратовводоканал» сейчас на грани банкротства. А на приведение его объектов в порядок нужны сотни миллионов рублей! Поэтому городская администрация ведет подготовку концессионнного соглашения с инвестором, который будет вкладывать деньги в развитие сетей, насосных городского водоканала. Такой опыт есть в других городах, например, в Волгограде.

– Возмущаясь, жильцы кивают на благополучные зарубежные страны. Может, действительно, есть чему поучиться там? Будет ли свет в конце тоннеля?

– Не надо забывать, что Советский Союз развивался своим путем. Раньше было ведомственное жилье. Возьмем, к примеру, завод «Корпус». Предприятие вкладывало огромные деньги в ремонт и содержание жилья. Рядом с домами были цветники, дорожки, детские и спортивные площадки. А еще в советское время действовали жилищно-строительные кооперативы. Там применялся другой подход. Уже на стадии строительства люди понимали, что это их собственность. Многие жильцы, получившие бесплатно квартиры, а потом приватизировавшие их, так и не почувствовали себя собственниками. Не работают советы многоквартирных домов, а во многих жилых зданиях они просто отсутствуют либо числятся только на бумаге.

– Недавно Александр Буренин заявил, что работы по программе капремонта значительно отстают от запланированного графика.

– Не обошла эта проблема и наш район. В этом году в Кировском районе необходимо отремонтировать по программе капремонта 54 дома. Но у нас осталось еще около 50 неотремонтированных домов с прошлого года. Администрация Кировского района – только наблюдатель. Фонд кап­ремонта – областная структура, ее представители ищут подрядчиков. Правильно сделали те жильцы, которые открыли свой счет на капремонт и сами планируют и контролируют происходящее. Те, кто не хотел брать на себя ответственность за свое же жилье, перечисляют деньги в общий котел и ждут манны небесной. Ведь что получается, если по графику подходит срок делать ремонт крыши, а у жильцов определенного дома еще не накопилась на счету необходимая для этого сумма, никто переносить ремонт крыши на пару лет вперед не будет. В этом случае жильцы могут дополнительно собрать деньги, чтобы работы все-таки были выполнены.

– Как вы думаете, с течением времени ответственность у людей за собственное жилье все-таки появляется, меняется ли сознание населения?

– Меняется, но медленнее, чем хотелось бы. На субботник много людей выходит? Это скорее исключение из правил. Управляющая компания должна помочь инструментами, орудиями труда, материалами. А инициаторами субботников должны быть жильцы. Но выходят единицы, другие же жалуются во все инстанции, третьи просто равнодушны ко всему. Там, где действуют советы домов, проблемы решаются оперативно. За последний год наш район преобразился. 15 дворов заасфальтировали (а всего заасфальтировано 124 двора), установили 36 детских и спортивных площадок. Это было сделано на деньги федерального бюджета по программе «Наш двор». Осенью приезжал Вячеслав Володин, встречался с жителями района и поднимал тему ответственности. У нас есть примеры, когда двор преобразился, а вход в подъезд так и остался облупленный. Если вам идут навстречу, ну проявите вы тоже активность, ухаживайте за собственным домом и двором. Некоторые жильцы слышат эти призывы, откликаются. Двор дома № 31/35 по улице Геофизической был сильно запущен. Компания «Жилсервис» совместно с жильцами навела порядок. Отремонтировали ступени в подъездах, что нужно, подкрасили, побелили. Территория теперь преобразилась, не узнать!

Порой жильцы сами страдают от собственных жалоб. Жилищная инспекция, реагируя на них, накладывает штрафы за нарушение норм, правил эксплуатации на управляющие компании, от 200 тысяч рублей и выше, или на их руководителей, от 50 тысяч рублей. Все радуются: компанию оштрафовали! Кто от этого выиграл?!

– Что еще сделано для благоустройства района, что запланировано?

– Если вы обратили внимание, в этом году на улицах Соколовой, Рахова, Чапаева проложили новый асфальт, заработал фонтан перед ТЮЗом. Продолжает действовать программа по благоустройству дворов. Мы ожидаем, что будет заасфальтировано даже больше территорий, чем в прошлом году. Преображаются скверы. Мы получали жалобы от населения, что по скверу на улице 50 лет Октября, в районе бывшего химучилища, невозможно пройти. Поэтому на участке от Ленинского района до остановки Стрелка мы выровняли тротуары, сделали цветники. В районе СХИ открыли мемориальную доску на доме, где проживал почетный гражданин Саратова, Герой России, генерал-полковник Анатолий Романов. Планируем привести в порядок сквер по Астраханской, на отрезке от Большой Казачьей до Горной. К 23 февраля заложили в этом сквере камень, а летом установим скульптурную композицию Анатолию Романову.

– В преддверии праздника работу каких специалистов отрасли можете отметить?

– Несмотря ни на что, жилищно-коммунальное хозяйство – перспективная сфера, ее нужно возрождать. Радует то, что она оживает. Наши дворы и улицы все-таки становятся лучше, чище. Сфера ЖКХ Кировского района держится за счет ее опытных и надежных работников, многие из них в преддверии праздника награждены грамотами. Вот только несколько имен: электромонтер Александр Коннов, монтажник сантехнических систем Василий Чистопрудов, инженер-электрик Максим Павелко, уборщица лестничных клеток Нина Горохова, слесарь-сантехник Игорь Бычков.

Ответственно подходят к своим обязанностям руководители организаций Рамаз Начкебия («Жилстройсервис), Андрей Новичков («Жилищник № 25»), Валерий Рыжих («Перспектива»), Олег Бучков («Жилсервис»), Ольга Трновская («Стимул»), Олег Беспалов («Союз СПК плюс»), Елена Кочеткова («Авангард»).

«Ты пойми, что мы с тобой не враги»

Комфортно собственникам квартир – хорошо управляющей компании

Четыре года назад абсолютно новая управляющая компания «Жилищник № 25» провела собрания с собственниками квартир нескольких домов, предложив свои услуги. Часть населения не устраивала текущая ситуация с обслуживанием жилого фонда. Собственники квартир семи домов решили довериться директору компании «Жилищник № 25» Андрею Новичкову и его коллективу.

Директор ООО УК «Жилищник № 25» Андрей Новичков
Директор ООО УК «Жилищник № 25» Андрей
Новичков

Теперь у этой организации в управлении 34 дома в районе СХИ. Это пяти– и девятиэтажные здания, достаточно старые. Ни один из них не был признан аварийным, но капитальный ремонт требуется многим. Ближайшие работы запланированы на 2018 год.

– Если сравнить состояние домов, в котором мы их приняли, и какое оно сейчас – конечно, произошли заметные перемены, – рассказывает Андрей Новичков. – Подвалы теперь не затопленные, как раньше, а отремонтированные, сухие. Лифтовые мы очистили от хлама, копившегося годами. Практически во всех домах отделали фасады, крылечки. Бетонированный пол разрушается, поэтому в подъездах на первых этажах мы укладываем напольную плитку. В подъездах же устанавливаем пластиковые окна.

Компания меняет старые стояки в квартирах, ремонтирует подъезды. Больной вопрос для домов «Жилищника № 25» – состояние кровли, особенно когда тает снег. Управляющая компания делает хотя и частичный ремонт крыш, но старается на совесть, не экономит на материалах и времени, чтобы на людей не капало с потолков в квартирах.

Дворы тоже преобразились. Возле дома 2 по 1-му Магнитному проезду «Жилищник № 25» за счет собственных средств положил асфальт. Компания огораживает жилые здания заборами, совместно с районной администрацией сносит незаконно установленные гаражи. Уличные территории «Жилищника» не обошел стороной и проект «Наш двор», инициированный Вячеславом Володиным. Во дворах установлено 11 детских площадок.

Злостных неплательщиков у компании нет. Есть у «Жилищника» активисты, старшие по дому: Нелли Маштакова с Высокой, 9, Людмила Аникина на Артиллерийской, 13. Сотрудники компании прислушиваются ко всем пожеланиям собственников, реагируют на заявки. А старшие по дому в свою очередь доводят и доступно объясняют необходимую информацию от управляющей организации до сведения жильцов. Например, о том, что в этом году введен повышающий коэффициент оплаты по нормативам. Но в основном все жильцы, дома которых находятся в управлении «Жилищника», ответственно подходят к вопросу учета энергоресурсов. Они обеспечены счетчиками и внимательно следят за их заменой.

– Люди все очень разные. Сложно с теми, кто живет прошлым, не хочет перестраиваться и понимать свою ответственность за собственное жилье, – рассказывает ведущий специалист технического отдела Ирина Прокофьева. – Такие жильцы всегда хотят найти виноватых. Ругают работников ЖКХ, в том числе управляющих компаний, зря. Чтобы понять это, надо тут поработать. Просто управляющие организации, которые являются посредниками между населением и поставщиками услуг, оказываются, как говорят, «крайними» в этих взаимоотношениях, на нас и сыплются все шишки. Управляющие компании не враги жильцам, а как раз, наоборот, единомышленники. Именно мы стремимся к тому, чтобы людям было хорошо и уютно в их квартирах, чтобы их дома и дворы были чистыми и опрятными. Приятно, что есть те, кто относится с пониманием к нашей работе и ответственно к своим обязанностям собственников.

До появления компании «Жилищник № 25» у ее сотрудников, специалистов с техническим и экономическим образованием, практически не было опыта работы в жилищно-коммунальной сфере. Науку ЖКХ постигали на практике, и, надо сказать, успешно. Люди были настроены на работу и нацелены на результат, поэтому специалисты, а их всего пять человек, работают здесь с начала образования компании.

Каждый из сотрудников по разным вопросам общается с населением.

– Работать с людьми, особенно в нашей сфере, сложно и морально, и физически, – отмечает Андрей Новичков. – Большая нагрузка ложится на плечи бухгалтера по начислениям и работе с населением Елены Павловой. К ней постоянно приходят посетители с претензиями. Елена Ивановна терпеливо разбирается с квитанциями каждого собственника. В обязанности Ирины Прокофьевой входит решение технических вопросов: протекла крыша, низкая температура в квартире или недостаточно высокая температура горячей воды, потекли стояки. Она собирает заявления, мы подключаем специалистов, включаем в план или срочно выполняем аварийные работы.

В том, что компании за короткий период удалось сделать большой объем работ, заслуга Андрея Новичкова, уверены ее сотрудники. Он выслушает каждого посетителя и обязательно решит проблему. Бывает, что жильцы обращаются с вопросами не первоочередной важности. Но Андрей Владимирович старается не откладывать их решение, ведь обещал выполнить просьбу – люди ждут. А оперативно реагировать на заявки населения Андрею Новичкову помогают директор подрядной организации «Территория К» Сергей Рудаков и его аварийная служба.

Большая разница

Раньше латали дыры, а теперь следят за внешним видом жилого фонда

Подрядной организации ООО «Территория-К» досталось незавидное наследство. Она обслуживает 60 домов управляющих компаний «Жилищник № 25», «Рубин» в Саратове, в районе от СХИ до Молочки. Многим жилым зданиям более 50 лет. Несмотря на это, «Территория-К» содержит их в хорошем состоянии.

Раз поломка, два поломка, три поломка...

С руководителем подрядной организации «Территория-К» Сергеем Рудаковым мы встретились на улице. Он по-хозяйски давал наставления. Поговорил с дворником Петровичем. Потом зашел в ближайший дом, здесь на первом этаже в подъезде рабочий клал напольную плитку. Директор что-то спросил у Александра, уточнил, одобрил. Александр, как и многие другие в компании, помимо выполнения отделочных работ умеет всё: плотничает, чистит снег, убирает двор, сбивает сосульки. Мы вышли на улицу. У входа в подъезд Сергей Владимирович указал нам на кучу земли:

Директор ООО «Территория-К» Сергей Рудаков постоянно в пути, принимает вызовы и дает поручения
Директор ООО «Территория-К» Сергей
Рудаков постоянно в пути, принимает
вызовы и дает поручения

– Вчера трактором накопали. Трубу канализационную прорвало. Всё в подвал стекало. Пришлось спилить дерево. Вызывали электриков, чтобы проверили, нет ли под землей кабеля.

У Рудакова зазвонил телефон. Аппарат с номером аварийной службы у Сергея Владимировича всегда с собой. Директор подрядной организации объяснил в трубку, видимо, уже не в первый раз, порядок действий жильцов в их ситуации. Снова звонок, директор принимает заявку:

– Добрый день! Танкистов, 64? Сейчас слесарю передам, подойдет...

Тут же распоряжается, кому отправляться на вызов. Отдельного кабинета у него нет. Вот так весь день в пути он руководит компанией, в которой работает в среднем 50 человек. Планерки Сергей Владимирович проводит тоже по телефону. С вечера все работники знают, кто на какой объект с утра отправляется, от СХИ до Молочки.

– Если поступает вызов, нет необходимости мне выезжать по каждому сигналу, – поясняет Сергей Рудаков. – За пять лет я очень хорошо изучил жилье, в каком оно состоянии, и могу с закрытыми глазами описать ситуацию и какой масштаб работ нужен. Сейчас всё налажено...

А начинали мы тяжело, – продолжает руководитель. – Андрей Владимирович (Новичков. – Авт.) попросил сделать крышу, мы тогда занимались строительством и ремонтом разных объектов. Работы много, а рабочих рук не хватало. Я тогда тоже закидывал мусор в баки. Мы только успевали какие-то дыры латать. Думаешь, вот денег немного накопили, сделаем то, что необходимо в первую очередь, и полегче станет. А там у другого дома проблемы возникают, у третьего, у четвертого. И их так много! Приходилось и дворников к слесарям на помощь направлять.

Слесарь-психолог высшего разряда

По словам Сергея Рудакова, с годами стали накапливаться средства собственников на обслуживание жилья, и «Территория-К» может заняться благоустройством и отделкой. С приходом управляющей компании «Жилищник № 25» подрядная организация отремонтировала все фасады, козырьки, полностью поменяла инженерную систему. Постепенно меняют стояки. Альпинисты сбивают сосульки, утепляют фасады, заделывают швы.

Образ современного слесаря не тот, что раньше. Приходит в квартиру опрятный человек, у порога разувается, вежливый, да еще уберет грязь после устранения неполадки. Недисциплинированных в «Территории-К» не держат. Сергею Рудакову не стыдно за работников предприятия. Он абсолютно уверен, что они выполнят задания на совесть.

Тем временем мы спустились в подвал, где размещается слесарная мастерская.

– С утра уже три объекта обошел. Был мелкий ремонт, – говорит сварщик Андрей Хватов. – Сейчас перерыв образовался.

– Текущей работы полно. Канализации пробиваем, стояки меняем, монтируем отопительную систему, а также обследуем ее на разных объектах, выявляем, какие участки в дальнейшем надо заменять, – продолжает слесарь Алексей Леонтьев. – Иногда не успеешь прийти в одно место, надо бежать в другое. Как-то обратились жильцы второго этажа, у них в квартире по щиколотку ржавый кипяток. Оказалось, рвануло розлив на пятом этаже, а хозяев квартиры, рядом с которой всё это произошло, не было дома. В таком случае страдают жильцы всех этажей. А управляющая компания по суду еще и материальный ущерб выплачивает.

Сергей Рудаков подчеркивает:

– Чтобы избегать подобных неприятностей, весной мы проводим опрессовку систем водоснабжения и отопления, особенно в домах, где есть слабые места и всю зиму приходилось чинить. Система не выдерживает высокого давления, значит, управляющая компания направляет финансы на определенный дом, закупает материалы, а мы меняем верхний розлив, то есть систему, расположенную под крышей здания и распределяющую воду по стоякам.

– Случается, что подводит качество материалов, – рассказывает Алексей Леонтьев. – Тогда приходится переделывать работу. Но то, что зависит от нас, мы стараемся выполнить так, чтобы не приходить несколько раз по одному и тому же адресу.

– Каких только ситуаций не случается в нашей работе, – делится Андрей Хватов. – То стоишь по двадцать минут на морозе у подъезда, потому что у жильцов не работает домофон, а соседи не хотят пускать. А потом выговаривают нам, почему так долго ждут нас. Попадаются агрессивные жильцы, иногда и с кулаками набрасываются. Бывает, меняем во всем доме стояки, а люди не пускают в свою квартиру. Нам приходится убеждать их, что от старых труб могут пострадать и они сами, и их соседи, и тогда мы снова окажемся виноватыми.

Подчас устранение серьезной аварии требует от слесаря физической выносливости.

– В прошлом году на Молочке остановилась котельная, – вспоминает Сергей Рудаков. – Все розлива померзли. Несколько бригад, не только наши, с разных участков города, работали на объекте четверо суток. Люди в квартирах были без отопления в мороз. Кто мог, перебирался на эти дни к родственникам. Слесаря всей толпой с горелками в руках запускали котельную, потом отогревали трассу, и наконец, постепенно, пустили тепло в дома.

У специалистов «Территории-К» золотые руки. Андрей Хватов сам выстроил себе дом. Алексей Леонтьев любит чинить машины, знает электрику. В интернете есть сайты по инженерным системам и отоплению, которые Алексей постоянно изучает. Проблемные квартиры, их жильцов, все слабые места разных участков работники компании знают наизусть. По телефону узнают своих клиентов по голосу. И их не забывают, благодарят.

– 22 февраля мне два раза звонила женщина и поздравляла с наступающим праздником, – улыбается Алексей и называет адрес.

– И меня она тоже поздравляла, – подхватывает Сергей Рудаков. – Все-таки добродушных и оптимистично настроенных жильцов больше.

Весной у управляющей и подрядной компаний тоже горячая пора – идет ремонт дружно протекающих в марте крыш. Скоро станет совсем тепло. Соберут всех работников двух организаций – на очереди покраска бордюров, высадка и побелка деревьев, уборка мусора – чтобы ни одной бумажки не было, ни листочка, ни травинки прошлогодней не осталось.

И почти не отдыхая, звонит телефон Сергея Рудакова. Среди этих звонков наверняка окажутся приятные. Кто-то из жильцов обязательно поздравит слесарей, сварщиков, дворников, плотников, электриков, бухгалтеров, технических специалистов, сотрудников ЖЭУ с Днем работников жилищно-коммунального хозяйства!

Окончание