Очень всё запущено в Горэлектротрансе-2

Оценить
Саратовским властям придется все-таки раскошелиться на поддержку СГЭТ

Как и было обещано, 1 марта члены рабочей группы Саратовской городской думы вновь собрались обсудить незавидное положение СГЭТ. Этому предприятию не хватает денег для расчета за потребляемую электроэнергию. Энергетики сначала грозились отключить трамваи и троллейбусы от электричества. А потом отнесли в суд заявление о признании СГЭТ банкротом.

Упали и лежат

ООО «СПГЭС» не устраивают ни темпы погашения задолженности (из четырех исполнительных листов лишь один оплачен полностью), ни выбранный механизм расчетов по текущим платежам (этих поступлений совсем нет, хотя для ПАО «Саратовэнерго» деньги на частичную оплату таких счетов у СГЭТа находятся). Еще больше руководителей ООО «СПГЭС» злит уверенная в безнаказанности позиция руководства горэлектротранса и городской администрации. На сегодняшний день уже ясно, что они решили прикинуться «мертвым пуделем», вместо того чтобы брать на себя всю полноту ответственности. Вернуть СГЭТ в роль хозяйствующего субъекта энергетики надеются в Арбитражном суде Саратовской области.

По-хорошему, главе города Валерию Сараеву нужно было принимать экстренные меры сразу после того, как он узнал про заявление о банкротстве Саратовгорэлектротранса. Процессы оздоровления предприятий в Саратовской области, как правило, завершаются распродажей имущества и потерей земельных участков. Но известий о том, что Валерий Сараев воспринял ситуацию всерьез, пока не поступало. Как стало ясно на заседании рабочей группы, пока главным принципом игры остается оттягивание развязки.

Алексей Никитин и рад бы всем денег дать, да не знает, где взять
Алексей Никитин и рад бы всем денег дать,
да не знает, где взять

Заместитель главы администрации Саратова Алексей Никитин пообещал по крайней мере в ближайшие три месяца выделять СГЭТу минимум по 20 млн рублей для расчетов с энергетиками. Плохо, что эти ежемесячные 20 млн рублей приходиться делить между ООО «СПГЭС» и ПАО «Саратовэнерго». Но настоящее горюшко в том, что это деньги – из субсидии, заложенной в бюджет Саратова на 2017 год. Она определена в 100 млн рублей и будет исчерпана уже к июню.

– Субсидия, которая существует в городском бюджете, кардинально ситуацию в этом году не изменит. И все проблемы, которые есть, остаются, – заявил депутатам гендиректор ООО «СПГЭС» Андрей Иванов. Он сказал, что завтра к долгам энергетикам могут прибавиться долги газовикам, поставщикам шпал, рельсов. Иванов, соглашаясь, что «ничего у нас в жизни не дешевеет, к сожалению: зарплата растет, тарифы растут», уверен в том, что власть сама себе расставила ловушку. Ведь на СГЭТ всегда выделялось из бюджета не 100, а 150–200 миллионов рублей.

Алексей Никитин попросил Иванова подождать с серьезными репрессивными мерами по отношению к горэлектротрансу еще хотя бы месяц. Может, вскоре и удастся наскрести в бюджете денег на дополнительную помощь СГЭТу. «Мы понимаем, что нам надо увеличить субсидию по СГЭТу. К началу второго квартала будет ясно, есть ли экономия по конкурсам и что можно направить на дополнительную субсидию», – сказал он.

Андрей Иванов хорошо помнит, что когда главой города был Олег Грищенко, нужные миллионы для МУПов всегда находили в бюджете Саратова
Андрей Иванов хорошо помнит, что когда
главой города был Олег Грищенко, нужные
миллионы для МУПов всегда находили
в бюджете Саратова

На самом деле, если верить документам СГЭТ, то субсидию в 150–200 млн рублей этому предприятию не дают уже третий год подряд. Еще дольше снижает свои платежи за льготников областной уровень власти. Так что недофинансирование в транспортном МУПе – накопленное. И рано или поздно предприятие из-за этого было обречено «припасть», как говорит российский президент Владимир Путин.

Обещают возить и одного человека

Директор СГЭТа Константин Касьянов принес на заседание к депутатам листочек с расчетами капитальных вложений, которые могут заметно сократить расходы предприятия на ТЭР. Получалось, что, инвестировав в модернизирующие мероприятия 234 млн рублей, можно получить ежегодную экономию в 45 млн. При этом некоторые инвестиции планируется окупать восемь лет.

Депутатов план не воодушевил. Уж больно долго СГЭТ собирается идти к своему светлому будущему. Требовалось предпринять что-то экстренное, чтобы обнулить ситуацию с долгами, а потом уж решать, как их не копить впредь.

Депутат Елена Злобнова предложила «посмотреть возможность оптимизации сети». Есть ведь маршруты, где большие затраты, а выручка маленькая, потому что «троллейбус бегает с двумя пассажирами».

– В любом случае это наши граждане, – заступился за двух пассажиров председатель рабочей группы Алексей Полянский.

– Все-таки предприятие создавалось, чтобы обеспечить социально-экономическую активность наших граждан, – предупредил резкую в мерах Елену Викторовну гендиректор СГЭТ. – И мы, как транспорт муниципальный, будем возить и одного человека. И один человек может начать жаловаться, что ему было удобно ездить, а теперь нет.

– А давайте вернемся к идее воссоздания троллейбусного маршрута Саратов–Энгельс, – предложил свой путь к экономии издержек и наращиванию выручки депутат Евгений Чернов. – Если новые машины ТРОЛЗы, которые могут ходить по мосту с опущенными дугами, дорогие, то можно ведь отправить на этот маршрут старые троллейбусы, снятые с неприбыльных маршрутов. Затраты в данном случае сведутся к реконструкции контактной сети по существующим опорам.

Константин Касьянов хочет больше денег. Но готов возить и одного пассажира в троллейбусе
Константин Касьянов хочет больше денег.
Но готов возить и одного пассажира
в троллейбусе

Касьянова этот поворот не вдохновил. Он не стал продолжать разговор, сославшись на то, что не считал, во сколько обойдется воссоздание шести километров контактной сети. И вообще – он против закрытия маршрутов. Не даст этот шаг экономии. «Если я сниму троллейбус с одного маршрута и переставлю его на другой, электроэнергию я буду платить ту же», – сказал он.

– Выручка будет больше! – Елена Злобнова попросила Константина Касьянова не отвергать с ходу депутатские предложения, а «вооружить нас цифрами».

– А что у нас с новыми микрорайонами? Планируем ли мы туда трамваи и троллейбусы пустить? Этот транспорт – лицо города. Это современность, – раз уж пошел разговор обо всем и сразу, включился депутат Максим Самсонов. Связь-то между пассажиропотоком и доходами предприятия прямая.

Депутаты с удовольствием помечтали про то, как трамвай или троллейбус пересекают насквозь Солнечный, как можно всего лишь поправками в Генплан города проложить шикарный новый маршрут скоростного трамвая, который свяжет Заводской и Ленинский районы, как люди променяют на такой трамвай свой автомобиль, потому что на общественном транспорте будет быстрее и комфортнее добираться.

Пожертвовали трамваями ради пешеходной зоны?

К больной проблеме долгов всех вернул вопрос депутата Александра Анидалова. Он спросил, а кто в принципе должен гасить разницу между тарифом на проезд и его себестоимостью?

Все задумались. А ведь действительно, если билет стоит 17 рублей, а себестоимость одной поездки на транспорте составляет почти 21 рубль, то кто должен приплачивать предприятию?

– Город, – первой сообразила Елена Злобнова. И была права. Потому что тарифы на проезд в электротранспорте устанавливает городская власть. Да, своеобразным потолком для повышения тарифов является цена билета на городской автобус, которую устанавливает правительство области. Да, любой экономист скажет, что делать билет на трамвай и троллейбус дороже билета на автобус нельзя, если хочешь сохранить пассажиропоток. Но городская власть не вчера же об этих нюансах узнала.

Алексей Полянский знает, что должен сделать невозможное. Но пока не понял, как
Алексей Полянский знает, что должен
сделать невозможное. Но пока не понял, как

– Тогда почему не платим? Почему не заложили эти деньги в бюджет? – засыпал вопросами коллег и работников городской администрации Александр Анидалов.

Ответить было некому. Главы города Валерия Сараева не было на заседании рабочей группы, хотя его ждали – табличку с именем заготовили. Хотя, с другой стороны, и правильно сделал Сараев, что не пришел. Вдруг спросили бы, сколько денег затратила администрация на устройство пешеходной зоны на улице Волжской и почему этот проект оказался важнее выживания горэлектротранса, который в долгах как в шелках?

Придется всё вывернуть наизнанку

Представитель министерства соцразвития сообщила членам рабочей группы, что задолженности по льготникам перед СГЭТ у этого ведомства за прошлые годы нет. Депутаты насторожились. Их поставили в глупое положение. Ведь только несколько дней назад гендиректор СГЭТ Константин Касьянов расписывал задолженность Саратовского правительства, которой на самом деле и нет.

– О какой тогда задолженности идет речь? – задали депутаты гендиректору прямой вопрос.

Касьянов стушевался. Ответил, что задолженностью он называет разницу между стоимостью билета и возмещением, которое приходит от правительства.

– Билет стоит 17 рублей, министерство нам отдает 9 на основании постановления правительства. Почему в постановлении правительства области написано, что железнодорожный и речной транспорт получают полное возмещение, а электротранспорт неполное?

Депутатам так и осталось непонятным, как далеко гендиректор МУП вместе с финансовым блоком администрации города продвинулись в переговорах с правительством, какие разногласия находятся в судах, на какой стадии там разбирательства и кто, на каких основаниях и с какой целью установил для горэлектротранса издевательское возмещение в 9 рублей, а фактически в 1 рубль, если правда, что всю выручку от проданных билетов у СГЭТ забирают в областной бюджет?

Было обещано на следующем заседании рабочей группы доложить о конкретных шагах по приближению компенсации к стоимости билетов. Какими будут эти шаги – пока тайна. Когда рабочая группа соберется в следующий раз, никто пока сказать не может. Но совершенно ясно, что ни город в ближайшие дни не готов дать СГЭТу дополнительные 100 миллионов рублей, ни область. Возможности поднять цены на проезд для населения до сентябрьских выборов тоже нет. Значит, все вопросы по задолженности МУПа энергетикам и другим контрагентам остаются открытыми. А вопрос обесточивания трамваев и троллейбусов – подвешенным во времени.