«Беседы о кино и кинорежиссуре»

Оценить
«Беседы о кино и кинорежиссуре»
В серии «Технологии культуры» московского издательства «Академический проект» вышла книга Михаила Ромма «Беседы о кино и кинорежиссуре». В основу этого издания положены книги Ромма «Беседы о кинорежиссуре» (1975) и «Беседы о кино» (1964).

В серии «Технологии культуры» московского издательства «Академический проект» вышла книга Михаила Ромма «Беседы о кино и кинорежиссуре». В основу этого издания положены книги Ромма «Беседы о кинорежиссуре» (1975) и «Беседы о кино» (1964).

Автор, постановщик пятнадцати кинокартин – режиссер, сценарист, педагог – известен нам по фильмам «Пышка», «Тринадцать», «Девять дней одного года», «Обыкновенный фашизм». Здесь, на страницах книги, он выступает и как теоретик кино, и как человек с богатейшим практическим киноопытом, начинавший еще в эпоху «великого немого».

«Мне пишут солдаты и учащиеся средней школы, колхозники и театральные актеры, инженеры и рабочие. Одни спрашивают, как можно сделаться киноактером или кинорежиссером; другие интересуются, какую литературу по кино можно прочесть; третьи присылают свои сценарии или просят совета, как писать сценарии».

Открывая книгу «Беседы о кино» (вторая вышла уже после смерти мастера), Ромм в предисловии перечисляет четыре группы читателей, которым его книга могла бы пригодиться.

Первая – это начинающие кинематографисты, любители, взявшие кинокамеру. «Снимая кадры и склеивая их, они подчас почти ничего не знают о сложной, трудной и многообразной профессии кинорежиссера и кинооператора. Всё постигается ими на практике».

Вторая группа потенциальных читателей – те, кто сам не стремится снимать кино, но хочет знать о нем как можно больше. «Не раз мне приходилось встречаться с кинозрителями, которые обнаруживали превосходное знание кинокартин, могли перечислить не только актеров советского и зарубежного кино (актеров знают, пожалуй, чуть ли не все), но и режиссеров, и операторов, – пишет Ромм. – Любя кинематограф, эти люди хотят узнать его ближе и подробнее, хотят понять, как делается кинокартина, как работают кинематографисты, создавая свои фильмы».

Третья группа – это, по выражению автора книги, «работники смежных искусств – от театральных актеров, которые хотят сниматься в кино или просто интересуются смежным видом творчества, от работников других искусств, тянущихся к кинематографу, от начинающих писателей, от участников драмкружков... Все они хотят знать специфику киноработы».

Наконец, четвертая группа – коллеги: «киномеханики, ассистенты и помощники режиссера, молодые операторы, осветители, лаборанты, рабочие киностудий». Каждый из них, заключает Ромм, «знает какой-либо один узкий раздел киноработы, и многим из них интересно полнее, шире изучить свое дело». Несмотря на то, что с момента первых изданий прошло несколько десятилетий, книга не потеряла своей значимости и представляет интерес и сегодня.