Очень всё запущено в Горэлектротрансе

Оценить
В остановке саратовских трамваев и троллейбусов будут виноваты федеральная и региональная власть. Руководитель Саратовэнерго тоже «подсобил»

Депутат Саратовской городской думы Дмитрий Кудинов не знал, сколько стоит одна поездка в городском электротранспорте. В Саратове есть несколько тяговых подстанций, до такой степени древних, что трансформатор круглосуточно требуется обдувать потолочным вентилятором. И да – к концу нынешнего года каждому кондуктору могут повесить на шею валидатор. В противном случае придется резко поднимать цены на проезд. Рублей так до 24. Об этом говорилось в минувший вторник на заседании рабочей группы, которую собрали депутаты Саратовской городской думы. Решали, как помочь СГЭТ расплатиться с СПГЭС.

– Мы собрались для выработки решения для недопущения отключения электропитания общественного транспорта. Потому что общественный транспорт перевозит социальные слои населения. А это наши избиратели, – сказал депутат Алексей Полянский. И предоставил слово генеральному директору Саратовгорэлектротранса Константину Касьянову.

Константин Викторович устроил членам рабочей группы настоящий ликбез. Для этого из СГЭТа даже принесли интерактивную доску. Касьянов рисовал и стирал на ней важные цифры про финансово-экономическое состояние муниципального предприятия.

Доходы ну никак не сходятся с расходами

Если верить цифрам Константина Викторовича, а он просил им верить, потому что за вранье ему – тюрьма, в 2016 году среднемесячная расходная часть оказалась на 19 млн рублей меньше доходной.

Обоснование ежемесячных расходов он развел по крупным статьям:

Фонд оплаты труда вместе с начислениями – 37,3 млн рублей;

ТЭР (электроэнергия, газ, вода) – 16,1 млн рублей;

Материалы и комплектующие – 3,2 млн рублей;

ГСМ – 1 млн рублей;

Банковские проценты, страховые выплаты – 1,9 млн рублей.

Итого: почти 65 млн рублей.

Доходная часть по сравнению с расходами жалкая.

Выручка СГЭТ от продажи билетов составляет в среднем 30 млн рублей в месяц.

Компенсация из областного бюджета на возмещение поездок льготников заложена на уровне 8 млн рублей.

Примерно столько же составляют «средства, полученные от прочей деятельности». Большая часть этой суммы приходится на доходы от сдачи в аренду опор. На них коммерческие организации размещают оптоволокно. В этой же статье доходов – услуги мойки, стоянки, которые предприятие оказывает водителям-»ипэшникам». Итого в месяц получается 46 млн рублей.

Отнимаем от расходов доходы и плачем вместе с МУПом.

Попытки ужаться были

Расходы уменьшили на сегодняшний день по максимуму. Их оптимизацию Касьянов вел с октября 2015 года. В результате проведенных мероприятий фонд оплаты труда даже вырос. Потому что после того, как сократили 200 ненужных работников и чуть меньше – нерадивых, остальным повысили зарплату. Зато теперь могут зазывать к себе новых людей и ковать из них специалистов.

В 3 миллионах на материалы и комплектующие находятся также расходы на содержание помещений и затраты, связанные с выполнением требований природоохранной прокуратуры. Ниже 3 миллионов Касьянов не сдвинется. Нарастить может легко. До 7 миллионов рублей, если будет соблюдать все плановые мероприятия. До 29 миллионов, если прокуратура заставит его исполнять все нормативные документы. Нормативных документов для безопасного функционирования пассажирского электротранспорта написали море. Их соблюдение периодически проверяют все кому не лень. Даже ФСБ. Но Касьянов решил четко выполнять только одно главное правило и не выпускать на линию машины «с перепробегом». А для этого каждый трамвай и троллейбус ему приходится ставить на капитальный ремонт после пробега в 100 тысяч км, то есть примерно раз в пять лет. В 2017 году на такой плановый ремонт отправят больше 20 единиц подвижного состава.

Остальные нормативы исполняются только по предписаниям от контролирующих органов. В настоящий момент прокуратура предписала отремонтировать 25 км электросетей. Но сети для Касьянова еще полбеды. Гораздо хуже будет, если заставят ремонтировать пути. По нормативу – 8 км в год. Касьянов утверждает, что на сегодняшний день ремонт 1 км пути стоит 50 млн рублей. То есть для того чтобы стать законопослушным, СГЭТу нужно ежегодно тратить только на пути – 400 млн рублей.

Расходы на электроэнергию тоже пытались экономить. Попробовали в час пик выпускать больше машин, а в межпиковое время убавляли. Сэкономили на этом 3,5 млн кВт по сравнению с 2015 годом. А 3,5 млн кВт – это, между прочим, 21 млн рублей, то есть 1750 тысяч рублей в месяц.

Когда федеральная власть разнообразными налоговыми поправками общипала два нижних бюджетных уровня уже до мяса, а не до кожи даже, региональные льготы стало нечем оплачивать

Можно и больше экономить, но нет денег

– Нам нужно менять привод на трамваях. Я по-простому объясню, чтобы было понятно всем, – говорит Касьянов. – Привод на сегодняшний момент это реостат. Когда начинает трогаться трамвай, реостат накаляется докрасна. Если зима, то накаляется еще больше, поэтому зимой тратится больше энергии. Вот так электроэнергия съедается вместе с деньгами предприятия.

Нужный электронный привод Касьянов нашел в Молдавии. Но замену реостатов на электронные приводы предприятие самостоятельно не осилит. На один трамвайный вагон придется потратить 1 млн 200 тысяч рублей. Вагонов у СГЭТ – 215.

Еще одной инвестиционной программой может стать перевод тяговых подстанций на телеметрию. Пока из 27 работающих подстанций на телеметрии находится всего восемь. В остальных обязан дежурить человек. Он должен получать зарплату, ему нужны тепло, туалет, свет.

– Всё устарело, – просит осознать важность осовременивания предприятия Касьянов. – У нас на пяти тяговых подстанциях вентилятор с крыши остужает трансформатор. И этот вентилятор работает круглосуточно и потребляет больше 10 кВт в сутки.

Содержание тяговых подстанций стоит сейчас СГЭТу 25 млн рублей в год. Но чтобы перевести на телеметрию 19 подстанций, нужно найти 11 миллионов рублей.

8 миллионов рублей требуется, чтобы освещение на ремонтных площадках сделать электросберегающим. Сколько стоит программа по изменению схемы отопления в депо, Касьянов не сказал. Но ему срочно нужно избавляться от газовых котельных.

– У нас в двух депо котельные на газу с паровыми котлами. То есть когда на улице плюс, мы держим всё равно температуру 100. И она не регулируется. Два миллиона рублей в месяц я только за газ отдаю.

Не знаю, как депутатам из рабочей группы, но мне, например, стало понятно, что для всех этих мероприятий потребуется минимум полмиллиарда рублей. На первый взгляд много. Но если инвестиционную программу для нужного областному центру предприятия оплачивать из двух уровней бюджета, то получится всего-то по 250 миллионов.

У кого беда, а у кого и преступление

Хорошо могу себе представить, как губернатор Саратовской области Валерий Радаев выпрашивает в Москве деньги. Наверняка униженно. Так принято в сегодняшней России. Не требовать свое, а вымаливать. Ну а если губернатор сгибается в три погибели, то главе города сам бог велел это делать, когда он идет к Валерию Васильевичу за деньгами. Но жителей-то города почему должны волновать эти нюансы властных отношений?

Областной уровень власти накануне каких-то своих очередных выборов придумал раздать людям пенсионного возраста много льгот на проезд в общественном транспорте. Потом власти региона годами было выгодно завышать число льготников. Когда федеральная власть разнообразными налоговыми поправками общипала два нижних бюджетных уровня уже до мяса, а не до кожи даже, региональные льготы стало нечем оплачивать. Выйти к людям и сказать: «Простите, переоценили себя, зря надавали вам обещаний на дешевый проезд, придется отказаться от него» у чиновников нет политической воли. Потому что знают, что услышат в ответ: «Да подавитесь этими своими льготными проездными, дайте нам пенсии и стипендии нормальные!». И тогда, если власть хочет быть честной перед людьми, ей придется объяснять: «Пенсии и стипендии не мы устанавливаем, а федеральный уровень власти. Так что все претензии посылайте российскому правительству, российскому президенту и депутатам Государственной думы». Но власть у нас умная и понимает, что если люди поймут, кто виноват, они могут неправильно проголосовать на выборах. А за результаты на выборах отвечает перед Москвой региональная власть. Вот и получается, что уж лучше ей вверх по вертикали власти «стрелки» не переводить и народные бунты не провоцировать.

Чтобы решить всё тихо-мирно, правительству Саратовской области требуется срочно рассчитаться с муниципальным Саратовгор­электротрансом за перевезенных в 2016 году льготников. Помните в касьяновском раскладе цифру в 8 миллионов рублей, которые область должна платить СГЭТу ежемесячно? Так вот она эти миллионы не платит. Долг правительства области СГЭТ за 2016 год составляет 94 млн рублей. На 76 млн из них есть уже судебное решение. На остальные пока только претензия, но когда ее сроки истекут, руководство СГЭТа пойдет в суд и однозначно получит судебное решение.

– Я понимаю, денег у правительства просто нет, – говорит Касьянов. – Если бы они были и их не давали, это был бы другой вопрос. А их просто нет. Вот наша беда.

Очень всё запущено в Горэлектротрансе

Грабеж по-саратовски

До 1 января 2016 года СГЭТ, продавая билеты льготникам, деньги за них оставлял себе. А правительство области по договоренности должно было добавлять предприятию еще по 5 рублей на каждый проданный билет. Потом правительство заявило, что не верит в огромное число льготников, и переделало правила игры. Теперь СГЭТ, продав льготные билеты, оставляет себе 5% за оказанную услугу, покрывая затраты на кассы и кассиров, а остальные вырученные деньги отправляет в областной бюджет. Таким образом якобы контролируется количество реально проданных билетов. За каждый из них правительство должно заплатить СГЭТу 9 рублей, возвращая деньги предприятию.

А теперь смотрите, что получается. СГЭТ продает ежемесячно льготных билетов на 8 млн рублей и отдает их в область. В 2016 году из оборота предприятия таким образом вынули 96 млн рублей. А взамен ничего не дали. Гендиректор Касьянов называет эти миллионы выпадающими доходами. Хотя на самом деле это, конечно, грабеж. Правильнее было бы отдавать СГЭТу 17, а не 9 рублей.

Если верить официальной информации, которую раздали членам рабочей группы, то в Самарской области отклонение выплат за льготников от тарифов составляет 2 рубля. В Нижегородской – рубль. А в Волгоградской области региональная власть оплачивают тариф полностью, то есть за проезд каждого льготника тамошнее предприятие-перевозчик получает 18 рублей, как за обычного пассажира, которому билет продал кондуктор.

Подтвержденных поездок пассажиров-льготников в 2016 году у СГЭТ было 12 миллионов. Если бы наши областные власти платили, как в Волгоградской области, за каждую поездку полностью, то СГЭТ имел бы в своей доходной части плюсом 204 млн рублей в год. Но на деле возил льготников бесплатно.


[Кстати сказать]

Казалось бы, регресс

Но есть нюансы

В 2012 году Саратовгорэлектротранс по отчетам перевез 89 млн пассажиров. В 2013-м году – 67 млн. В 2014-м – 50 млн. В 2015-м – 50 млн. В 2016-м – 35 млн. Регрессу у Касьянова есть объяснения.

Во-первых, не стало маршрутов по Кутякова, Большой Горной, Чапаева. Во-вторых, коммерческие перевозки перешли со старых «газелей» на новые машины, а народ любит комфорт. В-третьих, раньше разница между билетом на трамвай-троллейбус и в автобус малой вместимости составляла 2 рубля. Разница в рубль сразу сократила пассажиропоток электротранспорта. «Казалось бы, повышение цены билета с 15 до 17 рублей должно было нам дать 40 миллионов рублей плюсом. Но мы не получили их. Пассажиропоток перераспределился. Это специфика нашего живого организма», – говорит Касьянов.

Саратовэнерго хитрит не по-братски

– У вас сколько сейчас билет стоит? – поинтересовался у Касьянова депутат Дмитрий Кудинов.

Касьянов ответил, что для пассажиров – 17 рублей, хотя предприятию каждая поездка по фактическим затратам обходится почти в 21 рубль, а если брать себестоимость по плану, чтобы предприятие развивалось, то тариф на одну поездку должен быть 24 рубля. Умножив разницу между желанным и действующим тарифом на 35 миллионов перевезенных в 2016 году пассажиров, Касьянов быстренько подсчитал и тут выпадающие доходы предприятия – 245 млн рублей. То есть, как ни крути, получалось, что СГЭТ всё время недодают. И предприятие не виновато в том, что у него объективно не хватает денег, чтобы расплачиваться за потребленную электроэнергию с СПГЭС. Но почему-то гендиректор СГЭТ в своей работе учитывает, что у правительства Саратовской области нет денег и что у людей негусто с ними, а его, Касьянова, никто не хочет понять. Ему вот за то, что у него нет денег, грозят отключением транспорта от электричества.

Андрей ИвановДепутаты сказали, что понимать Касьянова им мешает избирательность его действий. Он не расплачивается с СПГЭС, но не имеет долгов перед Саратов­энерго. Между тем СПГЭС является поставщиком электроэнергии для 95% населения Саратова и для 100% школ, детских садиков, медучреждений. И именно СПГЭС, а не Саратовэнерго – для СГЭТ основной поставщик электроэнергии.

Руководитель ООО «СПГЭС» Андрей Иванов проинформировал депутатов, что СГЭТ прекратил текущие платежи за потребленное электричество с августа 2016 года. И «только угроза отключения и обсуждение темы в прессе» привели к тому, что на счета предприятия недавно пришли 12 млн рублей. Они никак не решают проблемы. И обещание СГЭТа заплатить 50 млн рублей до 1 июля тоже ничего не меняет. Андрей Иванов предупредил, что даже при условии перечисления этих денег, которых кое-как хватит закрыть текущие расходы, долг СГЭТ будет всё равно увеличиваться, и к лету ситуация с отключением электротранспорта от электропитания станет снова актуальной.

Касьянов ответил, что из двух зол (читай – кредиторов) он выбрал меньшее. И что руководство СПГЭС право. И арбитражные суды правы, когда встают на сторону энергетиков. Но на каком-то из этапов переговоров по долговым обязательствам руководитель Саратовэнерго Алексей Щербаков смутил Касьянова поддержкой инвестиционного предложения.

Алексей Щербаков– Щербаков сказал, что готов рассмотреть наш инвестиционный проект. Я предложил Саратов­энерго купить для нас у энгельсского троллейбусного завода 16 машин с автономным ходом, чтобы восстановить маршрут № 9. Машины ТРОЛЗы могут через мост проходить с опущенными дугами. Нам на этот маршрут нужно 16 машин. Каждый троллейбус стоит около 30 миллионов рублей. Мы обсуждали, что инвестор будет забирать по договору свою часть из ежедневной кассы. Мы будем оставлять себе деньги только на обслуживание состава и сетей. Сар­энерго согласился их купить.

Депутатам идея понравилась. Все понимали, что маршрут Саратов–Энгельс очень доходный. Но все отлично знали, что межмуниципальные перевозки регулирует правительство Саратовской области. А оно на сегодняшний день нарегулировало так, что по самой ходовой саратовской улице Московской идут аж шесть маршрутов из Энгельса. И все попытки депутатов Саратовской городской думы увести эти энгельсские маршруты в Саратове на Соколовую и Кутякова не достигли успеха в прошлые годы. Так что, скорее всего, и мечты Касьянова «развозить пассажиров на новом удобном, бесшумном, спокойном, чистом транспорте, с кондиционерами летом, с отоплением зимой» никто в областном правительстве не будет приветствовать. Алексей-то Щербаков точно об этом знал, может, потому так легко и манил Касьянова инвестициями.


[Кстати сказать]

Псков уже

Чужой опыт

С февраля стоимость проезда в городских автобусах Пскова поднялась с прежних 20 рублей до 23. Одновременно в Пскове введена новая система оплаты проезда – электронный билет. Желающие воспользоваться таким билетом должны купить пластиковую карту со специальным чипом для сканирования. На карту можно положить любую сумму денег и пополнять ее по мере расходования средств.

Кондукторы в автобусах будут теперь оснащены валидаторами – специальными устройствами, с помощью которых с карт списываются деньги за проезд. Пассажиру требуется приложить электронную карту к валидатору и получить чек, который и будет билетом. Пассажиры, не имеющие специальной электронной карты, будут на первом этапе отдавать деньги кондуктору. Он своей электронной картой через валидатор зафиксирует поездку и выдаст чек оплаты проезда.

Цену на билет поднимут или просто так, или вместе с валидаторами

Сергей НестеровНа заседании рабочей группы присутствовал Сергей Нестеров, депутат Саратовской областной думы и председатель тамошнего комитета по коммунальным делам. По задумке, он вроде как должен был проникнуться безвыходностью положения Саратовгорэлектротранса и пролоббировать на областном уровне власти денежную подмогу этому предприятию.

– Дайте 50 миллионов! – прямым текстом сказал ему городской депутат Дмитрий Кудинов.

Нестеров в ответ начал говорить умные общие слова про то, что любая инвестиционная программа требует обоснования. Привел в пример программу «по дорогам, по дворам» и посоветовал подробно расписать, что городской уровень может сделать с проблемой сам, на что уговорит инвесторов – «и вот тогда областные депутаты пойдут навстречу».

– Дайте 50 миллионов! – снова взялся цыганить Кудинов, намекая, что программа будет, но за правительством есть должок, и надо его погасить.

Сергей Нестеров дал понять, что деньгами областного бюджета не распоряжается.

– Изыскать надо средства, чтобы рассчитаться, – сказал депутат Вячеслав Тарасов. Его коллега Евгений Чернов перечислил возможности. Можно увеличить тарифы на проезд, добиться перечисления денег из бюджета, снизить еще больше расходы, увеличить доходы.

Юрий КасьяновГендиректор Юрий Касьянов был готов поговорить об увеличении доходов в будущем. Сказал, что руководящий состав МУПа по поручению главы города Валерия Сараева побывал в Волгограде, Пензе, Казани, Ульяновске, Нижнем Новгороде, Самаре, Москве, Ижевске, где «все в один голос говорят – поможет только безналичная оплата проезда». И, кстати, в Саратове уже начали переговоры с инвесторами.

Условий для инвесторов, по словам Касьянова, было два: в проекте не должно быть бюджетных инвестиций и оплата инвестору не должна превышать 5% с каждого проданного билета. «То есть инвестор сам вкладывает деньги в проект, сам выпускает электронные билеты, сам покупает валидаторы, сам отдает всем перевозчикам валидаторы в аренду на три года. Сам их ремонтирует. А возвратив свои затраты, оставляет их потом арендатору в собственность.

Пока наиболее вероятными считаются потенциальные инвесторы из Сочи. Но они просят 10% с каждой транзакции. Саратовгорэлектротранс готов пойти на уступки, но убеждает инвестора через три года, когда окупится оборудование, снизить транзакцию до 4%. Если с инвесторами всё удастся утрясти, то кондукторы с валидаторами появятся в Саратове уже в конце 2017 года.

Касьянов «двумя руками за» электронные билеты, потому что уже подсчитал, что они дадут 20 процентов плюсом к кондукторскому сбору. То есть если в 2016 году кондукторский сбор составлял 369 млн рублей, то в 2018 году он вырастет до 440 млн рублей. Не спешите думать, что существенную прибавку обеспечат безналичные деньги, которые кондуктору или водителю будет труднее прикарманить. Просто одновременно с появлением валидаторов будут подняты тарифы на проезд.

– Нужно решение ваше, думы, на это, – объяснял депутатам особенности внедрения электронного билета Касьянов. – Он должен стоить на два рубля меньше, чем обыкновенный. Иначе его не будут покупать. То есть если мы поднимаем тарифы до 19 рублей, то электронный билет оставляем по 17 рублей.

Вторая «замануха» состоит в том, что один билет будет действовать на электрическом транспорте определенное время. А это значит, что если бабушка из Поливановки поедет к внукам в Заводской район, то поездка обойдется ей всего в 17 рублей.

– Она один раз заплатила и может на электрическом транспорте ездить два часа. Удобство для пассажиров? Удобство. Мы никакого велосипеда не изобретаем. Так работают и наши города российские уже, и Европа, – рисовал красивые картины близкого будущего Касьянов, убеждая депутатов, что «электронный билет нам нужен позарез».

– Эти разговоры про электронные билеты были уже два года назад, – напомнил депутатам Сергей Нестеров. – Какие инвесторы, когда они будут? А надеяться на цены это несовременный подход. Для чистоты отношений дайте карту маршрутов, дублирующих ваши. Опровергните наши подозрения. Докажите, что всё нормально, потому что говорят, что воздух вы перевозите на трамваях и троллейбусах.

– У нас в городе семь дорог. Ну как мы уберем Автокомбинат № 2, у которого параллельные маршруты с электрическим транспортом? – гендиректор Касьянов явно намекал Сергею Нестерову на особое положение в области директора Автокомбината № 2, депутата Саратовской областной думы Андрея Беликова, которого называют теневым хозяином транспортной отрасли нашего региона.

– Мы его вообще не уберем, – согласились депутаты.

Следующее заседание рабочей группы состоится 1 марта. Пригласят представителей правительства Саратовской области, чтобы выяснить, будет ли дотация.


[Кстати сказать]

Были времена, эх, было времечко!

Год 2012-й, президентский

В 2012 году Саратовгорэлектротранс получил за льготников от правительства Саратовской области почти 200 млн рублей. Тогда действовала простая схема. Предприятие продавало проездные билеты за 50 рублей льготникам и получало на каждый проданный билет 150 рублей от области. И все эти деньги оставались у предприятия. В этом же году удалось отсудить у правительства компенсации за прошлые годы. Да еще и получить 200 млн рублей в форме субсидии из городского бюджета. Итого более 500 млн предприятие получило извне. Поэтому оно и сработало с плюсом.

Дальше пошли уже сплошные минусы.

В 2013 году пришлось взять кредит в 100 млн рублей в Россельхозбанке, который до сих пор приходится обслуживать.

Финансовые показатели работы МУПП «Саратовгорэлектротранс» в 2012–2016 гг. (млн рублей)

Показатели 2012 2013 2014 2015 2016 (прогноз)
Расходы предприятия, в том числе: 1096,2 952,7 893,2 826,0 778,4
себестоимость перевозки пассажиров 1010,2 906,1 855,9 777,2 742,3
прочие расходы 86,0 46,6 37,3 48,8 36,1
Доходы предприятия, в том числе: 1120,4 795,1 710,7 672,5 661,5
выручка от перевозки пассажиров, в том числе: 409,2 433,0 411,4 424,1 369,9
по билетам МУП 361,8 358,0 347,8 366,8 369,9
по социальным билетам 47,4 75,0 63,6 57,3
субсидии из бюджета города Саратова 200 157,0 150,0 102,0 100
компенсация за перевозку льготников из областного бюджета 197,1 96,4 79,4 72,8 97,6
прочие доходы, в том числе: 314,1 108,7 69,9 73,6 94,0
от судебных исков за льготников 225,2
Финансовый результат 24,3 -127,6 -146,2 -125,6 -116,9