Радаев. Итоги. Часть VI

Оценить
Радаев. Итоги. Часть VI
Неудавшиеся попытки поднять со дна Волги саратовский ледокол и вернуть в область легендарный самолет Як-3

Сохранение культурного наследия, бережное отношение к памяти предков и прочие имиджевые проекты – это, конечно, хорошо. Но только что делать, если о них было заявлено, а реализовать никак не удается? Как раз в такую ситуацию попал губернатор Саратовской области Валерий Радаев с уникальной исторической техникой: речным ледоколом и самолетом Як-3. Причем если в целесообразности первого проекта общественность вообще сомневается, то со вторым вышла какая-то совсем темная история. Сегодня в рубрике «Радаев. Итоги» – проекты транспортного комплекса.

Саратовский ледокол

Саратовский ледокол

Валерий Радаев

«Это не просто первый ледокол «Саратов», это легендарный ледокол. Его надо поднять и восстановить», – Валерий Радаев, 2015 г.

«Я думаю, в этом году он будет установлен», – первый заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области (покинул пост в 2015 году) Андрей Дармограй, 2015 г.

Андрей Дармограй
Проект: подъем со дна Волги ледокола 19-го века и превращение его в музей речного флота
Период анонсирования: 2015 год
Состояние на текущий момент: не реализовано

Ледокол был произведен в Англии и доставлен в Саратов в 1895 году. Вероятно, это был первый речной ледокол в мире. В годы Великой Отечественной войны судно участвовало в Сталинградской битве (переправляло людей, технику и боеприпасы). В 1968 году ледокол затонул. Вопрос подъема судна возникал еще с конца 90-х годов.

В 2015 году губернатор Радаев предложил реализовать данный проект. В том же году начались работы по отсасыванию грунта и сбор документов для признания ледокола объектом исторического наследия. По задумке главы региона, ледокол должен быть установлен недалеко от моста Саратов–Энгельс, а на самом судне будет организован музей речного флота.

Ледокол планировалось поднять до конца 2015 года, однако эти сроки пришлось перенести из-за занятости плавучего крана. В 2016 году сообщалось, что работы возобновятся после весеннего половодья. Летом того же года в СМИ появился ответ заместителя министра транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области Сергея Балакина, согласно которому источники финансирования проекта до сих пор не определены, «в связи с чем начать работы в ближайшее время по подъему судна не представляется возможным». В конце 2016 года Радаев еще раз напомнил, что ледокол нужно поднять и сделать его «саратовским крейсером «Аврора»«. Ранее на месте, где планировалось разместить ледокол, появилась спортивная площадка.

Стоит отметить, что общественностью высказывались сомнения касательно целесообразности проекта. Уже до затопления на судне отсутствовали паровые двигатели, трубы, надстройка и прочие элементы. В СМИ сообщалось, что за почти полвека, проведенных на дне, конструкция ледокола сильно истончилась. После подъема судно будет нуждаться в реставрации, затраты на которую оценивались минимум в миллиард рублей.

Самолет Як-3 Ферапонта Головатого

Самолет Як-3 Ферапонта Головатого

Валерий Радаев

«Нужно приложить максимум усилий к тому, чтобы самолет Як-3 вернулся на историческую родину», – Валерий Радаев, 2015 г.

«Центральное место в музее (Трудовой славы на Соколовой горе. – Ред.) займет самолет Як-3 – символ трудового и воинского подвига саратовцев»,пресс-служба губернатора Саратовской области, 2015 г.

пресс-служба губернатора Саратовской области
Проект: возвращение истребителя Як-3, деньги на который были собраны крестьянином из Саратовской области
Период анонсирования: 2015 год
Состояние на текущий момент: не реализовано

Самолет Як-3 был построен в Саратове на деньги, собранные колхозником Ферапонтом Головатым. В 1944 году машина была вручена саратовскому летчику Борису Еремину «на окончательный разгром врага». За время боев истребитель ни разу не пострадал. Долгое время самолет провел в Калифорнийском музее, но два года назад вернулся в Россию. Сообщалось, что это единственный в России сохранившийся оригинальный Як-3.

Еще в период прохождения самолетом российской таможни в январе 2015 года губернатор дал поручение проконтролировать его возвращение в Саратовскую область. Як-3 должен был занять место в саратовском парке Победы. Далее последовала запутанная история: самолет попал в частный музей в Московской области, а ОКБ им. Яковлева сообщило, что машина не является тем самым Як-3, переданным фронту Головатым. Однако ветераны саратовского авиастроения с этим утверждением не согласились. Самолет до сих пор находится в частном музее.

Летом 2015 года депутат Госдумы Ольга Алимова (с самого начала активно занимавшаяся данным вопросом) заявила, что ей тяжело в одиночку убеждать федеральных чиновников посодействовать возвращению Як-3 в Саратов, если само местное правительство не будет на этом настаивать. «Не вижу я пока особых усилий со стороны правительства Саратовской области, со стороны губернатора», – пояснила Алимова. В июле 2016 года информационное агентство «Свободные новости» сообщило, что правительство Саратовской области заключило договор с ОКБ им. Яковлева, согласно которому регион отказывается от Як-3. Вместо него область сможет купить другой самолет.

Рубрика приурочена к пятилетию губернаторства Радаева. В 2017 году в Саратовской области состоятся выборы главы региона.