Неэффективные трудоголики

Оценить
Почему в России производительность труда меньше, чем в странах Запада, а количество рабочих часов – больше. И при чем здесь Валерий Радаев

В 2017 году организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) опубликовала информацию о производительности труда в странах мира. России в этом рейтинге досталось незавидное место: по производительности труда нас обгоняют и США, и Германия, и Люксембург. Зато по количеству отработанных часов мы занимаем лидирующие позиции. В чем причина такого парадоксального положения дел? И как поможет исправить ситуацию в отдельно взятой Саратовской области создание Саратовской агломерации*, проект которой поддерживается лично губернатором Валерием Радаевым?

Роман Дрякин

* В Саратовскую агломерацию должны войти города Саратов и Энгельс, а также Саратовский, Энгельсский и Татищевский районы. При этом, по словам министра экономического развития региона Юлии Шваковой, речь идет не о пересмотре административных границ, а лишь о «максимальном экономическом единении территорий».

Агломерация на 40 процентов

Каким образом новый громкий проект саратовского правительства может повысить производительность труда?

В феврале губернатор Валерий Радаев сообщил, что в результате образования саратовской агломерации производительность труда населения вырастет аж на 40 процентов: «В частности, за счет того, что Саратов и Энгельс уже получили 1 млрд рублей на развитие транспортной структуры в рамках агломерации». При этом губернатор честно предупредил, что изменения произойдут не сразу. Тем не менее, у рядового гражданина, не посвященного в таинства урбанистики, всё равно остаются вопросы: как же конкретно создание загадочной агломерации связано с ростом производительности труда? За разъяснениями «Газета недели» обратилась к региональным чиновникам.

Роман Дрякин

«Согласно исследованиям ученых, развитие населенных пунктов в составе агломерации дает множество преимуществ», – сообщили редакции в министерстве труда, занятости и миграции Саратовской области. У жителей агломерации шире выбор рабочих мест, а у работодателей – рабочей силы (в том числе за счет усиления т.н. маятниковой миграции – когда человек проживает в одном районе, а работает в другом). У бизнеса же появляется возможность эффективнее использовать «выгоды экономико-географического положения и ресурсы данного района». Что касается роста производительности труда, то достичь этого позволят: формирование единого рынка товаров и услуг, развитие транспортной инфраструктуры (в том числе за счет привлечения дополнительных бюджетных инвестиций), усиление экономических взаимосвязей между населенными пунктами.

Пояснения специалистов внесли мало ясности: если возможности агломерации столь волшебны, то почему мы до сих пор не агломерировались?

В региональном министерстве экономического развития на ситуацию посмотрели с другой стороны. В ведомстве сообщили, что «агломерационные процессы» позволяют экономить на издержках в результате размещения предприятий рядом с поставщиками, потребительскими рынками и друг с другом. «Территориальная концентрация производств и других экономических объектов эффективнее, поскольку снижает издержки в плане коммуникаций, переработки продукции, транспортной логистики и концентрации рынков сбыта», – отметили чиновники. По их данным, предприятия в пределах агломерации в среднем на 46 процентов более производительны, чем вне ее. В минэкономе добавили, что саратовская агломерация не станет единственной в Саратовской области: «Аналогичные процессы будут запущены на всей территории региона».

Пасьянс «Косынка» против роботизации

С вопросами о проблемах производительности труда в России «Газета недели» обратилась к экспертам

Свое мнение редакции высказали известный предприниматель, управляющий партнер УК «Management Development Group, Inc» Дмитрий Потапенко и доктор экономических наук, заведующий кафедрой маркетинга, экономики предприятий и организации ССЭИ РЭУ им. Плеханова Сергей Санинский.

Роман Дрякин

Дмитрий ПотапенкоДмитрий Потапенко:

В РОССИЯНАХ УБИТА ИНИЦИАТИВНОСТЬ. ОСНОВНАЯ МАССА ЗАБИТА БЕЗНАДЕГОЙ

«К сожалению, здесь нет волшебного ответа: потому что мы плохо работаем или что-то еще», – пояснил корреспонденту «Газеты недели» Потапенко. По словам предпринимателя, на производительность труда в России влияют два основных фактора.

Первый – проблемы в госуправлении: «Когда к нам приезжают буржуйские инвесторы, то они регулярно, заседая с президентом, говорят, что у себя в Буржуине они открывают завод за один год, а в России – за три. Но если сотрудник понимает, что, сделай он хоть тройное сальто, объект всё равно будет открываться три года, то нафига ему тогда работать? Он осознает, что может хоть на уши встать, но бумажка у чиновника застрянет, а количество требуемых разрешений всё равно будет немереным. Лучше уж ему разложить пасьянс «Косынка». И по раскладыванию пасьянса с точки зрения производительности труда, я думаю, мы как раз впереди планеты всей».

Второй фактор – нежелание многих россиян напрягаться. При этом собеседник пояснил, что сваливать это на какую-то особую российскую лень не стоит. У данной проблемы есть свои причины. «Вот приходит молодой человек к условному Потапенко, – привел пример предприниматель. – И что Потапенко может ему предложить? «Васенька, солнышко, чтобы подняться у меня, ты сначала должен поработать корнечистом (чистильщик овощей. – Прим. ред.), полы помыть. А через какое-то время ты станешь менеджером в зале или кассиром. А через два года – управляющим объектом. И будешь получать для региона неплохие деньги, но, условно, не более 40 тысяч рублей». И Васенька думает: «А пойду-ка я лучше в налоговую инспекцию, где буду получать 15 тысяч рублей на всех позициях». Хотя мы понимаем, что по факту Вася будет получать далеко не 15 тысяч рублей, и «Фольксваген Туарег» или что-то другое хорошее у него возникнет через год. Тогда как у меня он заработает кратно меньше».

По мнению Потапенко, в россиянах убита инициативность: «Да, у нас есть много людей, которых называют «шабашники» и которые крайне производительны, но основная масса забита безнадегой. Тем, что подняться выше невозможно. Жилка предпринимательства у нас душится на корню. То есть нельзя списать это на особенности русского характера, как это любят говорить. Справедливости ради могу сказать, что когда наши уезжают «туда» (на Запад. – Ред.), происходит следующее. Там можно не сильно напрягаться, чтобы обеспечить уровень жизни выше, чем ты можешь иметь здесь. И наших людей разносит в той части, что они тоже не сильно напрягаются и перестают работать. Вот это правда».

Сергей СанинскийСергей Санинский:

В СТРАНАХ С ВЫСОКОЙ ПРОИЗВО­ДИТЕЛЬНОСТЬЮ ТРУДА КОЛИЧЕСТВО РАБОЧИХ ЧАСОВ МЕНЬШЕ

В том, что в России при большем количестве рабочих часов меньшая производительность труда, нет ничего удивительного. Как выяснилось, эти два показателя обратно взаимосвязаны. «В странах, где наличествует высокая производительность труда, количество часов в рабочей неделе меньше по сравнению с экономиками государств, где данный показатель невысокий», – сообщил Санинский в письменном ответе, предоставленном редакции пресс-службой Эконома. Эта тенденция объясняется просто: рост производительности труда логично приводит к снижению времени, требуемого на выпуск продукции. Однако она таит в себе и опасности: как заметил завкафедрой, рост производительности труда всегда сопровождается высвобождением рабочих кадров. В качестве примера был приведен Китай, где массовая автоматизация и роботизация создают условия для сокращения потребности в рабочей силе, что грозит ростом безработицы. «Повышение производительности труда должно сопровождаться системным созданием новых рабочих мест», – пояснил Санинский.


[Кстати сказать]

Трудиться и не перетрудиться

Россияне лидируют по количеству времени, проведенного на работе. Но это ли повод для гордости?

Согласно свежим данным, приведенным Организацией экономического сотрудничества и развития, в России по-прежнему актуален вопрос «Как же заставить русского человека трудиться?».

Эксперты ОЭСР вычислили, что среднестатистический россиянин за час своего рабочего времени делает вклад в ВВП страны в размере чуть более 25 американских долларов. На первой строчке прочно обосновались жители Люксембурга. Их показатель 95 долларов за час. До Люксембурга нам еще как до Китая... Кстати, за те двадцать с небольшим лет, что прошли с момента распада Советского Союза, Китай повысил производительность труда в семь раз, тогда как мы всего лишь примерно на треть. А вот вклад рядового американца в ВВП США составляет 68 долларов за час, а Германии – 66 у.е. Всё ничего, если бы наши показатели хоть немного росли из года в год. Но... Антирекорды мы ставим уже который год подряд. Например, в 2014 году россиянин в ВВП вкладывал ненамного больше – всего 26 долларов. Если это хоть как-то может успокоить, то хуже нас Мексика. Только Мексика.

Если по уровню производительности труда Россия бьет все антирекорды, то по количеству часов, проведенных на рабочем месте, мы, наоборот, в первой десятке. Такие данные приводит еще один рейтинг, составленный ОЭСР. Жители Германии трудятся всего ничего – каких-то 1371 час в год. Во Франции на работе в год проводят 1482 часа, а в России 1978 часов. Есть, конечно, страны, в которых жители трудятся еще больше времени, чем у нас. Только стоит ли на них равняться? Больше всего времени на работе проводят мексиканцы (2246 часов в год), за ними следуют граждане Коста-Рики (2230 часов), а замыкает тройку лидеров Корея (2113 часов). Европейским аутсайдером по этому показателю стала кризисная Греция. Греки трудятся 2042 часа в год.

Сколько нужно для счастья?

Сколько нужно для счастья?

Корреспондент «Газеты недели в Саратове» выяснил у жителей нашего города, как можно в России увеличить производительность труда, а также какую зарплату, по саратовским меркам, можно считать достойной.

Вячеслав Коротин

Марина ЛеонидовнаМарина Леонидовна, продавец, 38 лет:

ПРИШЕЛ ЧЕЛОВЕК НА РАБОТУ – И ЗА ЭТО СПАСИБО СКАЖИ

Наш народ сейчас загнали в такой угол, что любой зарплате (я бы называла ее иначе – подачкой) будут рады. К нам в гости пришла на днях подруга дочери. Она заканчивает в этом году университет. Ее специальность связана как-то с землей. Я у нее спросила насчет планов на будущее. В следующем году ведь и моей дочери предстоит головная боль с поиском работы. Так вот дочкина подруга мне сказала, что будет искать работу с зарплатой хотя бы от 10 тысяч рублей. Хотя бы!

Как она мне пояснила, без опыта работы никто ей больше платить не будет. Если, конечно, нет знакомых, а таковых у нее нет. У нас сейчас в сетевых магазинах больше получают. Если нормально работать, то во всяких «Гроздях» и «Магнитах» под 20 можно получать. И это без высшего образования. Чувствуете справедливость? Разве так должно быть?

Производительность труда будет расти тогда, когда к людям появится человеческое отношение. Зарплата должна быть сразу достойной. Если работодатель предлагает зарплату в 8 тысяч рублей, то на какую производительность труда можно рассчитывать? Пришел человек на работу – и на этом спасибо скажи.

Еще не может не обижать разница в зарплатах между начальниками и рядовыми сотрудниками. У кого-то зарплата 10 тысяч рублей, а у кого-то 110. С этим надо тоже как-то бороться.

Производительность труда – мера (измеритель) эффективности труда. Производительность труда измеряется количеством продукции, выпущенной работником за единицу времени. (Википедия)

Галина НиколаевнаГалина Николаевна, пенсионерка, 65 лет:

О ПРОИЗВО­ДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА МЫ КАК-ТО НЕ ЗАДУМЫВАЛИСЬ. ПРОСТО РАБОТАЛИ НА СОВЕСТЬ

Считаю, что мы очень трудолюбивые. Тот, кто говорит, что у нас не любят и не могут трудиться, – нагло врет. Я живу советскими представлениями о труде. Мы работали на заводе, получали зарплату, на которую можно было жить, а не существовать. Мы могли что-то откладывать на книжку, каждое лето с детьми ездили отдыхать. О том, что мы будем кушать завтра, и не задумывались. Да, в магазинах не было такого выбора, но была уверенность в завтрашнем дне. О производительности труда мы как-то не думали. Просто работали на совесть. Это не нашей головной болью было.

А что сейчас? У меня сын, чтобы содержать семью, вынужден после основной работы подрабатывать таксистом. И на выходных он дома не сидит. За рулем проводит. Это нормально? А иначе как быть? На 15 тысяч семью не прокормишь. Вон только одна квартплата тысяч в пять зимой выходит!

ИгорьИгорь, специалист по установке кондиционеров, 32 года:

РАЗНЫЕ ЦЕЛИ – РАЗНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗАРПЛАТЕ

Производительность труда будет расти только тогда, когда в ее росте будет заинтересован сам работник. Мы с моим другом работаем сами на себя. Поэтому и наш заработок зависит от нас самих. Хотим зарабатывать больше? Значит, и работаем без выходных, и ищем новых клиентов день и ночь в любом месте. Есть такой анекдот в тему: «Тяжело делать бизнес одному. Бухгалтер – ты. Уборщик – ты. Продавец – ты. Грузчик, который забухал и не вышел на работу, тем самым подставив всю компанию, – тоже ты».

Насчет зарплаты не могу сказать однозначно. У каждого свои цели в жизни, а отсюда и требования к зарплате. Для кого-то предел мечтаний дожить до пятницы, а потом пивасиком оббараниться. В субботу с утра похмелиться, а вечером повторить пятничную программу. И так до понедельника. А кто-то хочет два раза в год по разным странам мира кататься. Разные цели – разные требования к зарплате.

Олег Константинович, мастер по ремонту помещений, 49 лет:

НАЧНУТ НОРМАЛЬНО ПЛАТИТЬ, ТОГДА И ЛЮДИ БУДУТ НОРМАЛЬНО РАБОТАТЬ

Я вам сейчас пример приведу. Это скорее исключение из правил, нежели нормальная практика. Мой друг получил от какой-то родственницы квартиру в Москве. Неплохое наследство, да? Ну, переехал туда жить с женой, но что-то у них там не заладилось. Не могли работу нормальную найти, поэтому решили в Саратов вернуться. А московскую квартиру стали сдавать. Представляете, сколько денег в месяц он на этом имеет? На эту сумму у нас в Саратове можно жить припеваючи и ни о чем не думать. Но с работы он не уволился. Так и продолжает каждый день батрачить с понедельника по пятницу с 9 до 18 за 15 тысяч рублей. Это у него такое развлечение. Чтобы было просто куда ходить каждый день, а на встречах с друзьями жаловаться на начальника.

Сколько нужно для счастья?Для более-менее нормальной жизни в Саратове нужно зарабатывать тысяч 30 в месяц. Точно не меньше. Цены на продукты в магазинах растут, бензин не отстает от них, а ребенка в школу собрать так и вовсе целая эпопея. А хочется ведь не просто существовать, а жить. Туда сходить с ребенком, сюда...

У нас в России каждый сам за себя. Такое отношение сформировалось, как я думаю, в 90-е годы. Тогда государство, которое вроде бы должно обеспечивать достойный уровень жизни своим гражданам, свое место на карте еле обеспечило. Поэтому задача начальников – навешать как можно больше обязанностей на подчиненных, а платить им за это меньше, и при этом еще умудриться выступить в роли благодетеля. Задача работника – делать всё возможное, чтобы ничего не делать, а при лучшем стечении обстоятельств что-нибудь умыкнуть с работы. Не зря же куча шуток есть про то, как офисный планктон тащит из офиса пачки бумаги, ручки, линейки и прочую мелочевку. Ни о каком увеличении производительности труда не надо и говорить, пока отношение к людям не поменяется. Начнут нормально платить, тогда и люди перестанут на работе просто время проводить.


[Кстати сказать]

Грустный урок Стаханова

Как заставить россиян трудиться?

Ответ на этот вопрос искали во все времена и продолжают искать до сих пор. В советское время уповали на личный пример товарища Стаханова, при переходе к рыночной экономике надежды возлагали на частного предпринимателя. И всё зря. Так в чем же дело? В национальном менталитете или в условиях, в которых приходиться трудиться?

Вождь мирового пролетариата был на все сто уверен, что дело как раз в менталитете. «Русский человек – плохой работник по сравнению с передовыми нациями. И это не могло быть иначе при режиме царизма и живости остатков крепостного права. Учиться работать – эту задачу Советская власть должна поставить перед народом во всем ее объеме...» – писал Владимир Ильич в своем монументальном труде «Основные задачи Советской власти».

И советский народ начал учиться. Одним из самых лучших учеников оказался шахтер Андрей Стаханов. В выходной день в ночь с 30 на 31 августа товарищ Стаханов спустился под землю, чтобы установить рекорд добычи угля. Норма была выполнена им всего за 40 минут, а за всю смену Стаханов нарубил 102 тонны, то есть 14 норм. В 6 утра 1 сентября собрался партийный комитет шахты, постановивший премировать героя: «Занести имя Стаханова на Доску почета лучших людей шахты, выдать ему премию в размере месячного оклада, к 3 сентября предоставить квартиру, установить в ней телефон, просить рудоуправление за счет шахты оборудовать квартиру всем необходимым и мягкой мебелью, с 1 сентября выделить в клубе два именных места Стаханову с женой на все кино и спектакли». Так был дан старт известному стахановскому движению в СССР.

Но испытание деньгами, а потом и всесоюзной славой простой трудяга не прошел. Вскоре Стаханов переезжает в Москву, где пускается во все тяжкие. За любовь к выпивке и последующие пьяные дебоши его даже за спиной начинают именовать не Стахановым, а Стакановым. Не стало знаменитого забойщика в 1977 году. Последние годы своей жизни передовик производства провел в психбольнице. Осенью 1977 года кто-то в общей палате бросил на пол шкурку от яблока, Стаханов поскользнулся и ударился головой об острый угол стола. Спустя пару дней он умер.