«Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы...»

Оценить
Безопасно ли в Саратове переходить через железнодорожные пути?

Ежедневно десятки, а то и сотни людей – жители поселков КБ и 6-й Дачной, спешащие по своим делам, вынуждены пренебрегать правилами перехода через железную дорогу. Мало того, что этот переход стихийный, то есть не оснащен ни настилами, ни светофорами, так еще и путь спешащим пешеходам частенько преграждают товарняки или пассажирские поезда. Стоящий товарняк на минувшей неделе обходил корреспондент «Газеты недели в Саратове».

Хорошо стоим!

«Слышали про закон подлости? Вот тот, кто скажет, что нет такого закона, пускай первым кинет в меня камень. Утром, как назло, здесь частенько поезда стоят. Когда всем людям на работу надо», – возмущается запыхавшаяся женщина. Она только что преодолела довольно крутой подъем по ступенькам и теперь стоит на насыпи перед товарным поездом. Свое недовольство она выражает эмоционально, употребляя крепкие словечки.

«И сколько тут будем стоять?» – интересуюсь я у нее, застегивая до конца молнию на пальто. На дворе все-таки не май месяц. Холодный ветер делает свое дело. Еще немного, и может появиться соблазн плюнуть на всё и вернуться домой.

«Да по-разному. Я так однажды полчаса стояла. Но тогда лето было. Летом, если никуда не торопишься, что бы и не постоять на свежем воздухе», – отвечает мне она.

Тут компанию нам составляют молодая девушка-студентка, грузная пенсионерка и бойкий старичок. По другую сторону поезда тоже начинают собираться желающие перейти через железную дорогу. Но об их возрасте остается только догадываться – видны лишь ноги.

Девушка начинает кому-то названивать: «Ты можешь меня подождать? Я на переходе застряла. Тут поезд стоит. Какое там обойти? Я ни конца, ни начала поезда даже не вижу. Ты что, больной? Как я в шубе перелезать через него буду?»

А полная пенсионерка тем временем восхищается: «Как же хорошо, что не перевелись пока еще добрые люди. Вон как хорошо ступеньки лестницы почистили». Действительно, ступеньки, по которым и я поднимался на насыпь, почистили на славу. Вот с кого стоит брать пример дворникам, работающим в управляющей компании, обслуживающей мой дом.

Новая преграда

Длинный состав медленно трогается. Появляется слабая надежда, что вскоре двинемся и мы. Постепенно поезд набирает скорость. Нетерпеливая девушка в шубе уже, наверное, считает секунды до того момента, когда окажется на другой стороне перехода. Но... Путь нам преграждает встречный товарняк. Закон подлости – не иначе.

Люди, ждущие на другой стороне, оказались более нетерпеливыми, чем мы. Минут через пять из-под вагона-цистерны появляется мужчина. «Вы здесь еще будете как минимум полчаса стоять», – предупреждает он нас. По громкой связи объявляют, что ожидается прибытие электрички. До нас долетают только обрывки этого объявления. Ни я, ни рядом стоящие люди не смогли понять, с какой же стороны ждать электропоезд: то ли из Татищево, то ли на Татищево. Да и фраза «на третий путь второй перегон» мало что может сказать простым обывателям. Что за второй перегон? С какой стороны начать отсчет, чтобы определить этот самый третий путь?

Напряжение повисает в воздухе. Все опоздали куда только можно. Женщина, любительница матерных слов, замерзшими руками набирает на своем мобильном номер и кому-то звонит (приводим лайт-версию ее телефонного разговора, подверженную цензуре): «Ты можешь предупредить, что я опоздаю? Тут поезд встал, а я пока еще летать не умею».

Первым из нас сдается бойкий мужичок, который ни проронил за время нашего стояния ни слова. Посмотрев по сторонам (приближающегося электропоезда, о котором говорил диспетчер на станции, видно не было), он решительно направляется к поезду. Взбирается по лесенке на площадку вагона и спрыгивает на другой стороне. Но при этом задевает курткой за борт вагона. Да так, что куртке, видимо, теперь прямая дорога в стиральную машину.

Следом заканчивается терпение у юной леди. Но по вагонам она прыгать не решается. Где ж вы такое видели, чтобы девушка в шубе (скорее, в меховом жакетике, доходящем до пупка или чуть ниже), да еще на каблуках, лазала через поезд? Или под поездом? Определив взглядом расстояние от стихийного перехода до головы поезда и его хвоста, она поворачивает направо. Туда, где состав заканчивается. Пример других, пускай он даже и дурной, заразителен. По ее следам отправляется полная женщина. Так как и я уже изрядно замерз, то следую за ними.

«И я по шпалам, опять по шпалам иду домой по привычке»

Гулять по шпалам мне никогда не нравилось. Их укладывают, судя по всему, специально таким образом, что если наступать на каждую, то шаги получаются слишком маленькими. Семенить не очень-то удобно. А если наступать через одну, то приходится чуть ли не прыгать. Зимой к этим неудобствам добавляется снег, в который нам то и дело приходилось проваливаться. Больше всего не повезло девушке. Она же на каблуках!

Так мы дошли до железнодорожного распутья. Дальше дорога разделяется на два направления. Два пути идут на Татищево, а два – на Тарханы. Мы же идем по направлению к Татищево, к платформе «Завод «Контакт». На полпути у полной женщины заканчиваются силы. Она останавливается и опирается рукой о стоящий товарняк.

Место для отдыха она выбрала крайне неудачное. В памяти тут же всплывают слова диспетчера о том, что ожидается прибытие электрички. Мы запросто могли бы оказаться зажатыми между электричкой и стоящим поездом. Удовольствие сомнительное. В моей голове тут же рождается альтернативный путь спасения – прыгать вниз с насыпи. Но и катиться кубарем неизвестно куда также не очень классная перспектива.

Женщине я объясняю, что лучше об отдыхе будет подумать тогда, когда обойдем товарняк; поторапливаю и девушку. Мое объяснение того, чем грозит нам всем встреча с электричкой, действие возымело. У женщины вновь появляются силы, а девчонка начинает делать чуть ли не в два раза больше шагов за одну единицу времени. Превратиться в блин никому не захотелось.

Товарный поезд нам удалось обойти вовремя. Электричка пролетела мимо, когда мы уже были в безопасности.

«Почему такое безобразие? Почему нельзя обустроить этот переход? Всем на людей плевать», – причитала женщина, отдых которой у товарняка я прервал минут десять назад.

Ответы на эти вопросы найти не так-то просто. У станции «Трофимовский-1» (магазин «Ява») через железную дорогу относительно недавно построили современный мост, который оснащен камерами и подъемниками для людей с ограниченными возможностями. У платформы «Завод «Контакт» также есть мост. Пускай он далеко не в идеальном состоянии, но всё же лучше, чем ничего. У НИИ стихийный переход несколько лет назад обустроили – установили светофоры и сделали настилы. Но опыт перехода у НИИ на КБ перенимать бессмысленно, у НИИ поезда стоят крайне редко. Ну, сделают настилы, поставят пару светофоров между КБ и 6-й Дачной... А как это поможет переходить через стоящие по полчаса поезда? Правильно – никак! Нужны другие способы решения, которые, безусловно, влетят в копеечку.