Поперек тенденции

Оценить
К власти в регионах приходит новое поколение губернаторов. Валерий Радаев к нему не относится

Но это ни в коем случае не означает, что дни Валерия Радаева на губернаторском посту сочтены. Пока ясно одно: положение нервное, и всякое может случиться. С другой стороны, Радаев в списке «на выход» был упомянут только однажды, и то с пометкой «возможно». Разговоры о его гипотетической отставке вызваны двумя причинами: положением дел в регионе и тем, что он совершенно не вписывается в новые критерии подбора региональных руководителей. Но может ли это быть причиной отставки? Радаеву помогает Вячеслав Володин, и сейчас гораздо больше шансов на то, что он всё же останется. Значит ли это, что Валерий Васильевич будет соответствовать новому имиджу российского губернатора? Совсем нет, даже наоборот. И что?

Смотрите, кто пришел

Для того чтобы понять, что ж это за критерии, достаточно изучить короткие биографии новых назначенцев. Их на данный момент пятеро, назначенных исполнять обязанности до осенних выборов. Николай Любимов в Рязани, Андрей Никитин в Новгороде, Максим Решетников в Пермском крае, Алексей Цыденов в Бурятии и Артур Парфенчиков в Карелии. Многие эксперты, однако, считают, что этот список нужно начинать с Антона Алиханова, назначенного исполнять обязанности главы Калининградской области в октябре прошлого года. Тогда почти единодушно решили, что своим карьерным взлетом Алиханов обязан связям своего отца – друга вице-премьера Игоря Шувалова. Слишком уж юным казался Антон Андреевич для губернаторской должности – ему 31 год. Но события февраля этого года показали, что молодость это важный момент для назначения на должность. Старшему из новых назначенцев Парфенчикову – 53 года, он, кстати, однокурсник Дмитрия Медведева, но как мы понимаем, это совсем неважная деталь. Андрею Никитину – 37 лет, столько же Максиму Решетникову, Цыденову – 40, Любимову – 44. Напутствуя его на губернию, Владимир Путин особо подчеркнул: «Вы человек молодой». Напомним, что нашему народному губернатору скоро исполнится 56 лет. Возраст, конечно, не пенсионный, но и в когорту молодых он никак не вписывается.

Еще один общий признак вновь назначенных глав регионов – работа в столице и не на последних должностях. Исключение здесь одно – Любимов – на регион он пошел из Госдумы, а до того был мэром Калуги. Видимо, в Кремле решили: что Калуга, что Рязань, всё одно – Нечерноземье. Парфенчиков был руководителем службы судебных приставов, Цыденов – заместителем министра транспорта, Никитин руководил Агентством стратегических инициатив, Решетников был начальником департамента в правительстве Москвы, Алиханов исполнял обязанности заместителя директора департамента в министерстве промышленности и торговли.

Андрей Никитин
Андрей Никитин

Еще надо отметить, что далеко не все молодые имеют отношение к тем регионам, куда их направили. Да, Решетников долгое время работал в Перми, Цыденов – с Дальнего Востока, но не из Бурятии, Парфенчиков несколько лет был прокурором Петрозаводска. О Любимове мы уже сказали. Никитин же никакого отношения к Великому Новгороду не имеет; Алиханов два примерно года руководил правительством Калининградской области, а исполняющим обязанности стал после скоропалительной отставки другого назначенца – Евгения Зеленова, продержавшегося во главе региона три месяца.

Конечно, пока рано судить, насколько эффективны будут новые назначенцы. По крайней мере, надежд них возлагается достаточно. Но есть и осторожные скептики. Александр Кынев, лучший в стране знаток региональной политики, отмечает: «Явный минус назначенцев в том, что большинство из них – люди, не имеющие публичного опыта. Вся их карьера была внутрикорпоративной, на публичные должности они никогда не избирались. Пока неясно, понимают ли они разницу между менеджментом, когда ты выполняешь и издаешь приказы, и публичной политикой, где действуют другие законы жанра, где нужно договариваться и выстраивать сложные линии взаимодействия».

Новых назначенцев эксперты называют технократами. Валерия Радаева, пришедшего во власть с должности директора совхоза, к технократам никак причислить нельзя.

Заповедник, или Смотрите, кто остался

Антон Алиханов
Антон Алиханов

Волна губернаторских отставок, как это водится в информационно закрытом обществе, вызвала волну слухов. С большой долей вероятности отправляли в отставку Павла Конькова из Ивановской области, хотя никто не знает, что там такое случилось в краю ткачих. А также губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева. Кроме них слухи отправляли губернатора Подмосковья Андрея Воробьева и даже называли замену – федерального министра строительства Михаила Меня. Отставка Воробьева была бы логична: слишком много скандалов сотрясает регион: коррупция, массовый обман дольщиков, фальсификация выборов – об этом много писала «Новая газета». Логична, но невозможна: слишком крепкие связи у господина Воробьева. Называли в числе возможных отставников, как мы уже писали, Валерия Радаева и нашего соседа, самарского губернатора Николая Меркушкина. Но в пятницу президент дал понять – этот этап ротации завершен.

Даже непристальное изучение особенностей самарской жизни привело нас к неожиданному выводу – оба наших губернатора похожи. Во-первых, желанием и одновременно неумением выступать на публике. Самарский портал Zasekin.ru недавно даже отказался от мысли как-то объяснить читателям, что же хочет сказать губернатор, опубликовав дословную расшифровку части трехчасового спича – мол, разбирайтесь, дорогие читатели, сами. Мы для примера приведем небольшую цитату: «Мы будем продолжать строить мосты. Дороги, которая должна строить Самарки с правой стороны. С правой стороны. Полностью соединить все мосты. От севера до юга. Мы планируем дорогу десятиполосную, восьмиполоску, нет, десятиполоску по магистрали «Центральной». Цена вопроса восемнадцать миллиардов рублей. Огромная. Но это может Самару сделать совсем другим городом». Обратите внимание, как много сходства с речами нашего губернатора, что по стилю, что по тематике: мосты, дороги, миллиарды, которые непонятно откуда брать. Такое впечатление, что и Валерию Васильевичу, и Николаю Ивановичу в одном месте один человек пишет конспекты их пылких, невнятных речей.

Максим Решетников
Максим Решетников

Но молодые технократы могут отдыхать: ни в Саратов, ни в Самару их в ближайшее время не позовут.

Время короткой надежды

В узких кругах интересующихся политикой россиян новую волну назначений горячо обсуждают. Остальным в принципе всё равно, кто будет руководить регионами. Большинство под диктат телевизора мучительно гадает: Трамп наш или не наш, и ждет, когда же развалится Евросоюз.

Немногие же интересующиеся внутренней политикой размышляют, к чему эти перемены, что их породило. Приходят почти к единодушному выводу: это – новая политика заместителя главы президентской администрации Сергея Кириенко; вспоминают, что в девяностые и сам Кириенко пришел во власть молодым технократом. Ему было 35 лет. Для точности, до прихода в правительство Кириенко был банкиром. О последствиях руководства Кириенко – дефолт и кризис 1998 года – сейчас уже не вспоминают. Казалось бы, всё однозначно. Но вот в эфире радиостанции «Эхо Москвы» уже упомянутый Александр Кынев говорит: «Мне кажется, большой вопрос, связано ли это с мнением Кириенко, или Кириенко сам часть этой стратегии. И его и подбирали под некий условный новый курс, и это некий сигнал внешнему миру, элитам и так далее».

Словом, всё по Пелевину – «... ты делаешь куклу куклы. И сам при этом кукла». Если эта точка зрения верна, то получается, что задумал и осуществляет реформы один человек.

В той же программе («Полный Альбац». – Д.К.) Олег Сысуев, бизнесмен и политик, первый заместитель председателя Совета директоров Альфа-банка, обратил внимание на то, что новые назначения всё же способны вселять надежды. Но – Сысуев это подчеркнул – временные надежды: «Согласитесь, что даже такие чисто формальные параметры новых назначенцев, и биография, что из них, по-моему, никто не замешан в скандалах. У них нет негативного бэкграунда, они рождают надежду. В любом случае, у тех же избирателей... Я думаю, что этот ресурс надежды все-таки будет иметь временное значение. Год, полтора, до президентских выборов».

И журналист Иван Давыдов его поддержал: «Эти позитивные ожидания нужно как-то оправдывать или растягивать всего лишь на год. Потому что после президентских выборов это будет не так важно. Один мой хороший знакомый, пермский журналист написал, ничего не зная о собянинском бывшем коллеге, который теперь врио пермского губернатора (Максим Решетников. – Д.К.). Он написал: новый губернатор лучше старого, потому что и соломенное чучело было бы лучше старого губернатора».

Вот видите: многие эксперты считают, что новые губернаторы вызовут у людей положительные ожидания, которых вполне хватит на период до выборов президента, независимо от того, оправдаются эти ожидания в дальнейшем или нет. Но получается – в случае повторного утверждения Валерия Радаева – что нас даже таких ожиданий лишили.