С проездными у нас проблем нет...
С таким оптимистичным заявлением Лариса Викторовна выступила на заседании комитета областной думы по социальной политике, где говорили о мерах поддержки пожилых людей. По иронии судьбы, аккурат на следующий день госпожа Колязина в компании заместителя председателя правительства Ивана Кузьмина и председателя общественной палаты Александра Ландо выезжала в один из пунктов продажи проездных билетов, где возмущались порядка 200 пенсионеров, вынужденных стоять за проездными в невиданной очереди.
Но обо всем по порядку. Казалось бы, в год выборов депутаты должны работать с утроенной силой, наращивать активность и всячески демонстрировать свою лояльность к избирателю и вообще...
Но... Комитетская неделя в областной думе была вялой. Возможно, это следствие отпуска Сергея Курихина и отсутствия сдавшего мандат Александра Гайдука, но даже, казалось бы, актуальные темы о состоянии культуры в Саратовской области и о мерах поддержки пенсионеров большого интереса у депутатов не вызвали. Только дежурные вопросы.
Вездесущий Ландо
Александр Соломонович посетил заседания двух комитетов и на обоих был активен. Как, впрочем, и всегда. На заседании комитета по госстроительству – в большей мере.
Здесь Александр Соломонович очень ратовал за то, чтобы кандидатов в квалификационную коллегию судей не только пропускали через сито общественной палаты, но и чтобы палата могла рекомендовать туда людей. Впрочем, тут Александра Соломоновича не поддержали.
Дело в том, что изменения в закон о порядке назначения представителей общественности в коллегию предложил депутат Сергей Курихин. Он на заседании комитета отсутствовал и поручил докладывать законопроект председателю комитета Александру Сундееву, которого обычно жестко критикует. Курихин – борец за чистоту судейских кадров – предложил сделать процедуру назначения представителей общественности в квалификационную коллегию по аналогии с порядком избрания представителей думы в областную коллегию адвокатов. Сундеев вопрос доложил, депутат Галина Комкова доклад дополнила юридическими нюансами, и тут вмешался Ландо со своими предложениями.
Но юрист Комкова развернуться Ландо не дала, потому как обсуждается документ, предложенный Сергеем Курихиным, а предложения Александра Соломоновича надо облечь в отдельный закон. На том и порешили.
В следующий раз выступления Ландо, как всегда развернутые, касались поддержки борьбы с электронными сигаретами и кальянокурением. По инициативе ярой противницы всяческих излишеств Наталии Корольковой предложено внести изменения в некоторые законы и запретить присутствие несовершеннолетних в вейп-кафе и кальянных.
На этот раз Александр Соломонович с удовольствием рассказывал, что в общественной палате эту проблему обсуждали и прониклись ее злободневностью. Более того, в палату пригласили хозяев магазинов, где продают электронные сигареты и кальяны, и собрались подписать с ними договор о недопущении. И только три руководителя проявили сознательность, сокрушался Ландо.
Буквально через час, уже на заседании комитета по коммунальной и строительной политике, Александр Соломонович сильно озаботился вилкой в административных штрафах, прописанных в Административном кодексе, и тем, как выбирать сумму наказания. И вообще, считает Ландо, Административный кодекс надо пересмотреть. «Есть проект новой редакции», – сообщила аксакалу саратовской политики представитель губернатора Ольга Павлова.
Понятное дело, господин Ландо об этом факте тут же вспомнил и сделал глубокий реверанс в сторону великого Володина – дескать, именно с его приходом в Госдуму была проделана столь важная работа.
Немного пользы и ее полное отсутствие
На заседании комитета по ЖКХ рассматривали еще один документ, который, наверное, можно назвать полезным. Потому как он сокращает число документов, которые должны предоставлять граждане, нуждающиеся в социальной поддержке. А копии предоставлять и вовсе не надо.
В десять областных законов, касающихся предоставления жилья (детям-сиротам, работникам бюджетной сферы и так далее), вносятся изменения. В соответствии с которыми госорганы, предоставляющие услуги, «не вправе требовать от заявителя предоставления документов и информации», которые уже в этих органах есть.
Более того, оказывается, с 31 декабря 2014 года требовать у граждан предъявления прописки или регистрации тоже нельзя.
Понятно, депутаты примут этот документ в среду в двух чтениях, но как скоро дойдут эти новации до тех самых органов, которые предоставляют услуги, – неизвестно.
Еще один относительно полезный законопроект рассматривали на заседании комитета. Исполнительная власть, а вместе с ней и депутаты не оставляют надежду получить еще один источник пополнения областного бюджета. На этот раз за счет штрафов с владельцев водных маломерных судов. Но де-факто делается это «в связи с прогрессирующим количеством нарушений» владельцами маломерных судов Правил плавания по внутренним водным путям. И для начала решено организовать три стоянки для нарушителей в Саратове. С последующим расширением сети на Вольск, Балаково и Красноармейск. Еще кто-то говорил о мизерности штрафов для нарушений водных правил – за нетрезвое вождение на воде платят от 500 рублей до 2 тысяч. А должно быть от 20 до 50 тысяч, мечтали депутаты. Хотя сильно на этом внимание не заостряли. Но то, что в грядущую навигацию кто-то заработает, – очевидно. И хочется надеяться, что этим кем-то будет бюджет, а не хозяева-покровители стоянок.
1 апреля будет Музей боевой славы
Как выяснилось на заседании комитета по культуре, общественным отношениям и всему остальному – культура у нас в полном порядке. В областном бюджете на реализацию программы «Культура Саратовской области» заложено более миллиарда рублей. Потому, по замечанию председателя комитета Аллы Лосиной, говорить, что культура финансируется у нас по остаточному принципу, – ошибочно.
Впрочем, заместитель министра культуры Владимир Баркетов так и не говорил. Он, наоборот, рассказал, что культура у нас если не процветает, то живет вполне себе хорошо. Музеи строятся, обновляют экспозиции, проводят мероприятия, театры выпускают премьерные спектакли, проводят фестивали, библиотеки расширяют фонды, работники культуры повышают квалификацию, многочисленные культурно-досуговые учреждения тоже стараются вовсю.
Судя по всему, проблема развития региональной культуры депутатов беспокоит не сильно. И серьезного обсуждения на комитете не случилось. Депутат Александр Сидоренко только очень волновался за краеведческий музей, огромное количество экспонатов которого никогда не выставляется. Владимир Баркетов объяснил, что с проблемой в минкульте знакомы, что планируют написать заявку на ремонт здания, что расширить его площади пока невозможно, но экспонаты стараются демонстрировать на других площадках, хоть и это тоже нелегко из-за их федеральной принадлежности.
Депутат Мария Липчанская вспомнила о поднимавшемся некогда вопросе по информированию школьников и студентов о днях бесплатного посещения музея. Замминистра тут «поплыл», сказал, что министр Татьяна Гаранина поставила задачу информирования, что в школы рассылают информацию. Но на прямой вопрос Аллы Лосиной, висят ли афиши или анонсы в школах, ответил уклончиво.
Зато по поводу возвращения музейно-этнографическому комплексу на Соколовой горе старого названия – а на этом настаивают ветераны – Баркетов уверенно сказал, что 1 апреля на горе будет опять Музей боевой и трудовой славы.
Счастье для пенсионеров
И если на областную культуру тратят один миллиард из примерно 60-миллиардного областного бюджета, то на долю пенсионеров приходится более 10 миллиардов. Впрочем, пенсионеров у нас много. На 1 января 2017 года в области проживали 2487,5 тысячи человек. И как значится в пояснительной записке министерства социального развития, число людей «старше трудоспособного возраста» составляет 640,6 тысячи человек. То есть чуть более четверти. Из них 430,4 тысячи получают какую-либо социальную поддержку – от зубопротезирования и оплаты стационарных телефонов или проводного радио до компенсации расходов на ЖКУ. А недавно особо пожилых облагодетельствовали компенсацией оплаты на капитальный ремонт. Причем тем пенсионерам, что старше 70 лет, компенсируют 50 процентов. А тех, кто перешагнул 80-летний рубеж, и вовсе освободили от этой нагрузки. И по состоянию на 1 февраля этого года за такой компенсацией уже обратились 1507 человек – смогли добраться до ответственных организаций.
Короче, судя по докладу министра социального развития Ларисы Колязиной на комитете по социальной политике, у нас в области для пожилых людей делается по максимуму. Но исходя из возможностей бюджета. Потому социальные службы особо следят за тем, чтобы пенсионерскую льготу получал именно пожилой человек, а не проживающие с ним чада и домочадцы.
Лариса Викторовна столь блестяще прочитала свой доклад, что депутаты, судя по всему, оробели. Вопросы решились задать немногие. Например, депутат Ирина Титаренко робко поинтересовалась наличием очередей за льготными проездными билетами. «Проблем у нас нет», уверила госпожа Колязина, но потом дала более развернутый ответ. Дескать, когда проездные только вводились, то были сложности, связанные с отсутствием базы получателей. Впрочем, базу актуализируют постоянно. Но приносить СНИЛС уже не надо. Да, проблемы случаются, сказала Лариса Колязина, но их решают, и вообще делается всё, чтобы нашим гражданам было удобно – их информируют, если надо, предлагают перевезти из одного пункта выдачи проездных на другой на бесплатном автобусе. Тут голос Колязиной зазвенел легким негодованием – но они не всегда этого хотят.
Где и как информируют социальные службы пенсионеров – неизвестно. Возможно, в самих пунктах выдачи проездных, хотя это и не очень разумно. Но судя по возникшему сразу после уверений министра в отсутствии «проездных» проблем скандалу – делают это плохо.