Скандал в благородной ОПе

Оценить
Общественников могут призвать к ответственности за давление на суд

Общественная палата области снова приковала к себе внимание. На этот раз не в связи с обнаружением помятых огурцов на рынке или контрафактной партии ведерок майонеза в школе, а из-за уголовного дела, которое маячит перед лицами общественников. Проверку проводит отдел по расследованию особо важных дел Следственного комитета по Саратовской области. Кроме того, прокурору области поступило обращение о нарушении председателем общественной палаты конституционных прав гражданина.

Неравнодушные

Вначале небольшая предыстория. 11 января на одном из судебных заседаний по делу арбитражного управляющего Дмитрия Миненкова, подозреваемого в хищении 100 миллионов рублей, зал переполнила группа поддержки – сплошь сливки гражданского общества. Половина общественной палаты, бизнес-омбудсмен, лидеры общественных организаций при­шли по приглашению члена ОП Николая Скворцова, которого с подсудимым связывают теплые партнерские отношения. Услышав, что суд отклоняет жалобу адвокатов, зал скандировал «позор», а председатель регионального отделения Союза журналистов Лидия Златогорская и вовсе выкрикнула «Судью на мыло!» Фемида от такого напора не устояла. И вот уже 17 января Дмитрия Миненкова выпустили из СИЗО и отправили под домашний арест.

Этот случай так бы и остался в анналах регионального обществознания как пример гражданской солидарности, если бы не последующие события, рассорившие героев.

Излишне активная

Яблоком раздора, или Еленой Троянской – кому как угодно, стала член ОП Светлана Мартынова. Общественница уже давно выводит на чистую воду саратовских судей и даже опубликовала обращение на имя президента и председателя Верховного суда Вячеслава Лебедева с просьбой об отставке главного судьи области Василия Тарасова. К слову, с судебной системой отношения у Светланы Александровны близкие, можно сказать даже соседские, но отнюдь не добрые: общественница утверждает, что именно люди в черных мантиях устроили в Волжских Далях свое «удельное княжество» под названием садоводческое товарищество «Чайка». С дачниками из «Чайки» давно спорит по земельным вопросам новое товарищество «Райский сад», соучредителем которого является сама Светлана Мартынова.

Посему своим участием 9 февраля в митинге против «безнаказанности судей, выносящих неправомерные решения», Мартынова мало кого рассчитывала удивить. Она поднялась, изложила в других словесных комбинациях тот же посыл, что и предыдущие ораторы: покритиковала Василия Тарасова и сложившуюся в регионе судебную практику, упомянула дело Дмитрия Миненкова в числе прочих знаковых судебных процессов (на самих заседаниях в его честь она не участвовала).

Уже на следующий день на сайте общественной палаты за подписью председателя Александра Ландо появилось разоблачающее заявление, адресованное всему гражданскому обществу. В нем порицалась излишняя активность Светланы Мартыновой как организатора и вдохновителя публичных акций, позиционирование себя всюду членом ОП («нельзя представлять себя правозащитником, не имея необходимых правовых знаний и компетенции»), преследование своих частных интересов. Но больше всего коллег-однопалатников возмутил тот факт, что Мартынова упомянула священное имя Дмитрия Миненкова всуе, «без согласования с ним и с его родственниками. Такого права ей делегировано не было», – указано в заявлении.

Сам не прав

Однако у Светланы Мартыновой нашлись защитники. «Общественный комитет противодействия коррупции», выступивший соорганизатором митинга против произвола судей, направил письмо на имя прокурора области Сергея Филипенко. В нем глава КПК Алексей Дробот выразил озабоченность, что председатель ОП Александр Ландо своим заявлением нарушает конституционные права Мартыновой участвовать в санкционированных мероприятиях и вообще ставит под сомнение их легитимность. Мол, ни организатором, ни вдохновителем публичных акций она не являлась, своим участием на митинге проявляла позицию гражданина и члена ОП. А вот сам Александр Ландо побуждает либо запрещает членам ОП посещать те или иные судебные процессы, в некоторых случаях жестко критикует решения суда.

Наблюдатели в растерянности. Дело в том, что деятельность «антикоррупционного комитета» связывают с саратовским депутатом-строителем-меценатом Сергеем Курихиным. Новости о расследованиях КПК в качестве эксклюзива преподносятся в ленте информагентства «Взгляд-инфо» и совпадают по общей тональности с другими материалами издания: «разоблачения» ныне бывших министров Светланы Краснощековой и Владимира Пожарова, требование отставки заместителя председателя правительства Василия Разделкина. Сам Александр Ландо и общественная палата тоже очень уважают и депутата, и его медиаресурс. И вроде бы все вместе делают одно общее дело – показывают дурные наклонности распоясавшейся Фемиды, а вот согласия не вышло.

Оказалось, что вопросы по поводу роли ОП в судах возникли у еще одного комитета. ИА «Свободные новости» 15 февраля сообщило, что отдел по расследованию особо важных дел следственного управления СК по Саратовской области проводит проверку по факту вмешательства неустановленными лицами в деятельность суда в целях воспрепятствования осуществлению правосудия (часть 1 статьи 294 УК РФ). Ведомство начало проверку после публикаций в прессе, в которых освещалась деятельность представителей общественности по уголовному делу в отношении Дмитрия Миненкова.

Ну и что это, политическое чутье, дальновидность аксакала саратовской политики – вовремя переложить ответственность за дискредитацию судебной системы на свою коллегу? А не прокиснет ли старая дружба от такого хода конем? И удержится ли шапка на голове, устоит ли стул в президиуме?