Крымчанам грозит переселение

Оценить
Россиянам придётся заплатить за имперские амбиции

На днях наш президент Владимир Владимирович Путин в очередной раз запутался в истории и географии. Он решил рассказать казанским студентам про Михайло Ломоносова и его страстное желание получить образование. Но перепутал сперва начальный пункт пути великого россиянина, назвав Холмогоры Архангельском, а потом и конечный – отправив Ломоносова вместо Москвы в Петербург. Ошибка была такой стыдной, что на сайте Кремля её быстренько вымарали из официальной стенограммы разговора. Не исключено, что скоро такая же цензурная правка ждёт и знаменитый документальный фильм о завоевании Крыма, где Владимир Владимирович хвастает, что домой, в Россию, полуостров вернули по его личному распоряжению. Потому что в Крыму скоро нечего будет пить. Об этом прокричал фейсбучный человек Сергей Анашкевич.

На днях глава правительства Крыма Сергей Аксёнов вынужден был согласиться с теми, кто еще три года назад предупреждал о неизбежности засоления подземных источников воды после закрытия Северо-Крымского канала Украиной. Из кранов в Красноперекопске идет «фактически морская вода», признал он 17 января. Денег на опреснение воды для района нет. Всё серьёзнее встаёт вопрос о том, что жителей Крыма придётся отселять «на материк» из-за растущей нехватки пресной воды.

Сейчас население Крыма составляет более 2700000 человек, каждый из которых в месяц потребляет 3–5 кубов воды. При этом очень много людей на полуострове живет в степном Крыму, где до строительства канала селились очень осторожно и в основном по берегам небольших рек и в районе Бахчисарая. До переброски большой воды с Украины в Крыму жило чуть больше миллиона человек.

Жители северной части Крыма возмущаются сложившейся ситуацией. С прошлого года в Красноперекопске трубы в домах оказываются забитыми пробками из водорослей. Это последствия того, что баланс пресных подземных вод уменьшается и они смешиваются с морской водой. «Мы не можем продавать людям практически морскую воду и говорить, что она питьевая», – сказал недавно глава правительства Крыма, дав поручение снизить тарифы.

До блокировки Украиной Северо-Крымского канала из Днепра в Крым поступало 1 миллиард кубометров воды в год. 80 миллионов кубов из этой воды уходило на пополнение водохранилищ. Остальная вода шла на сельское хозяйство. После постройки дамбы в 2014 году остающаяся теперь в Украине вода обеспечивает полив сельхозугодий на юге Херсонской области, позволяя выращивать здесь даже рис.

В Крыму же помимо граждан высокую потребность в пресной воде испытывают крупные химические предприятия («Крымский титан», Крымский содовый завод и «Бром»). По прогнозам министра промышленной политики республики, воды из подземных источников им хватит ненадолго. Нельзя сказать, что об этом не думали сразу после проведения референдума. Но строить опреснительную станцию за счёт российского государства было дорого, а частных инвесторов, желающих вложить в это благое патриотическое дело 50 млрд рублей, тоже не нашлось. Так что пока у предприятий нет другого выхода, как продолжать бурить скважины, одновременно подсасывая солёную морскую воду в подземные горизонты. Крымский содовый завод готовится брать воду уже с глубины в 270 метров.

Ужасы крымского безводия можно исправить, открыв заслонку в дамбе. Но команду наполнить днепровской водой 300 километров Северо-Крымского канала украинские власти дадут только после того, как Крым вернется в Украину.