Всё продадут!

Оценить
Кому-то везет и с людьми, и с законами

Индивидуальный предприниматель Климова из города Камышина скупает по цене квартир здания в Саратове. Для себя? Или она подставное лицо? Мы не можем уверенно заявить, в чьих интересах стараются конкурсные управляющие Алексей Кручинин и Сергей Касаткин, продавая ей объекты коммунального муниципального и строительно-монтажного федерального предприятий. Но всё, о чем пойдет речь ниже, санкционировано федеральным законодателем.

Кто такая Климова и с чем ее едят

К индивидуальному предпринимателю Климовой Любови Федоровне мы решили присмотреться после того, как она купила в Саратове здание на улице Советской, из которого тут же решила выселить художественные мастерские. Покупка двухэтажки общей площадью 1390 кв. м обошлась ей в 10,6 млн рублей, хотя конкурсный управляющий муниципального предприятия «Городские дороги плюс» Кручинин, распродающий сейчас имущество муниципального предприятия, начинал торги с реальной цены. И тогда здание стоило в три раза дороже. Имущество МУП «Городские дороги плюс», которое продает конкурсный управляющий Алексей Кручинин, находилось у предприятия в хозяйственном ведении. А вообще-то оно муниципальное.

Без особых трудов выяснилось, что покупать дорогое дешево Любови Федоровне не впервой. Так, 22 апреля 2015 года она за 1,7 млн рублей стала хозяйкой нежилого одноэтажного здания общей площадью 108 кв. м на улице им. Сакко и Ванцетти, д. 48 «б». Начальная цена лота составляла 2,2 млн рублей.

30 сентября 2015 года Климова получила менее чем за 3 млн рублей двухэтажное нежилое здание общей площадью более 450 кв. м по адресу ул. Соколовая, д. 386. Первоначально здание оценивалось в сумму около 5 млн рублей.

Эти здания на Сакко и Ванцетти и Соколовой ранее были федеральной собственностью и на правах хозяйственного ведения управлялись федеральным предприятием «СМУ МВД России по Саратовской области». На торговую площадку их выставил конкурсный управляющий Сергей Касаткин. Потому что ФГУП «СМУ МВД России по Саратовской области» оказалось банкротом.

Странное право «налево»

Передача зданий с баланса органа власти на баланс хозяйствующих субъектов практикуется в нашей стране со времен планово-регулируемой государственной экономики. Государство как собственник основной массы имущества было не в состоянии непосредственно управлять всеми объектами и было вынуждено закреплять их за предприятиями и учреждениями. При этом недвижимое имущество оставалось государственным (муниципальным).

Как говорят юристы, право хозяйственного ведения составляет особую разновидность вещного права, не известного законодательству развитых стран. Однако из советских времен оно спокойно перешло в новейшую экономическую историю. В современном Гражданском кодексе записано, что субъектами права хозяйственного ведения становятся государственные или муниципальные предприятия, которым учредители разрешили вести коммерческую деятельность. Для бюджетных некоммерческих учреждений и организаций практикуется другое вещное право под названием – оперативное управление.

Дальше начинается законодательный трэш. Потому что, как следует из судебной практики, муниципальные и государственные органы власти могут забрать только то свое имущество, которое закреплялось за предприятием на основе оперативного управления. А все попытки прекратить право хозяйственного ведения, даже на основании отказа унитарного предприятия от него, а уж тем более изъятие имущества собственником, в последующем признаются незаконными.

Цинизм законодателей заключается в том, что изначально обязывая государственную и муниципальную власть передавать МУПам и ГУПам недвижимое имущество только на праве хозяйственного ведения, они санкционируют его безусловное отторжение. Рискну предположить, что либо эти две противоречащие одна другой нормы появились в Гражданском кодексе РФ не одновременно, либо юристы, представляющие интересы органов власти в судах, плохо подготовлены и читали только ст. 295 ГК. В ней, действительно, говорится: «Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду ... или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника».

Скриншот с Google карты
Скриншот с Google карты

На основании этой статьи подробно права и обязанности собственника имущества расписывались в контрактах на передаваемое право хозяйственного ведения. Например, при передаче здания по адресу Советская, 65 МУП «Городские дороги плюс» комитет по управлению имуществом города вставил в контракт много пунктов, позволяющих изъять его у пользователя и целиком, и по частям. Но если все эти намерения были заведомо неисполнимы в случае банкротства МУПа, то юристам, готовящим документы о передаче здания на улице Советской, непростительно было этого не знать?

Здания МУПу «Городские дороги плюс» начали передавать еще в 2003 году и продолжали до 2014 года, когда распоряжением за подписью председателя комитета по управлению муниципальным имуществом Е.П. Салеевой «Городским дорогам плюс» отошла Советская, 65.

Распоряжение 2014 года выглядит очень подозрительным. Потому что к тому времени муниципальная власть попыталась забрать у МУПа «Городские дороги плюс» из хозяйственного ведения всё, что можно.

Следом за Советской, 65 на торги выставят дом на Театральной

У банкротящегося МУПа «Городские дороги плюс» было и другое недвижимое имущество. По данным на начало 2012 года – 22 объекта. Один расположен вообще «центрее» некуда – по адресу Театральная площадь, д. 3.

Нежилое здание общей площадью 182,1 кв. м по состоянию на начало лета 2012 года МУП «Городские дороги плюс» не использовало. Об этом стало известно после того, как аудиторы контрольно-счетной палаты муниципального образования «Город Саратов» не смогли туда попасть, чтобы сделать инвентаризацию муниципального имущества. В МУП заявили, что ключи отдали сотрудникам ТСЖ-1 для очистки крыши от снега и льда еще в апреле. Аудиторы зафиксировали, что в апреле температура воздуха колебалась от +2 до +26 градусов, и начали совать свой нос всё глубже и глубже в дела этого муниципального предприятия.

Дом на ул. Театральная Площадь
Дом на ул. Театральная Площадь

Узнали, что начисление и оплата за коммунальные услуги по помещению не производились. Помещение не использовалось ни в уставной деятельности, ни в каких-то иных целях. Оно приходило в запустение, снизив свою остаточную стоимость уже практически до миллиона рублей, хотя должно было приносить доход, часть из которого требовалось отчислять в бюджет города Саратова. Все понимали, что сначала МУП должен был потратить миллионы рублей на то, чтобы капитально отремонтировать помещения. Но предприятие вело коммерческую деятельность. И эти миллионы у него были.

Здесь песочек, там снежочек – вот тебе и домик в Англии

Контрольно-счетную палату послали проверять это коммунальное муниципальное предприятие не с бухты-барахты. К тому времени человеческие симпатии главы города Олега Грищенко к руководителю МУПа Алексею Власову начали раздражать депутатов гордумы, наслышанных о том, что Власов крутит-вертит, как хочет. Проверка КСП подтвердила слухи о бесстыдном воровстве на этом предприятии.

Деньги платились здесь за невыполненные работы. Снег на улицах чистили, судя по финансовым отчетам, практически летом. Свои помещения сдавали по 50 рублей за квадратный метр, а чужие снимали в четыре раза дороже. Воровали на зарплатах и командировочных, мудрили с песком для посыпки улиц и реагентами, мухлевали с бензином и машино-часами, где-то строили виртуальные причалы, куда-то вывозили мифические тонны мусора.

Говорят, что Грищенко от всех этих беспределов Власова, вдруг открывшихся ему, пришел в ярость. Не верить фактам он не мог. Материалы КСП были переданы в городскую прокуратуру для возбуждения уголовного дела. Прокуроры над ними, судя по всему, посмеялись.

Власов из МУПа благополучно уволился. По информации некоторых осведомленных СМИ, он переждал тревожные времена в домике, который заранее прикупил для себя в Англии, а с сентября прошлого года уже руководит благоустройством Самары.

Наводить порядок в «Городские дороги плюс» в сентябре 2012 года был отправлен депутат Саратовской городской думы ­Сергей Крайнов. Он считался членом команды Грищенко. И ему была поставлена задача подписывать документы о добровольном согласии вернуть имущество из хозяйственного ведения обратно в муниципалитет.

По состоянию на 01.01.2012 г. остаточная стоимость муниципального имущества, закрепленного за МУП «Городские дороги плюс» на праве хозяйственного ведения, составляла 262 миллиона рублей. Кроме 22 объектов недвижимости важными для города были 187 транспортных средств и спецтехника, на покупку которых выделялись деньги из городского бюджета. Однако операцию по спасению муниципального имущества завершить не удалось.

С весны 2014 года Грищенко начал терять позиции лидера в городской власти, уступая притязаниям губернатора Валерия Радаева на абсолютную власть в доверенном ему регионе. Крайнова в МУПе «Городские дороги плюс» заменили Владимиром Филимоновым. Именно он в августе 2014 года принял от председателя комитета по управлению имуществом города Саратова Александра Курносова в хозяйственное ведение МУПа здание на Советской, 65, которое перешло в собственность индивидуальному предпринимателю Климовой.

Такой пример другим наука

Здание на Театральной площади было среди тех десяти, что Крайнову удалось вернуть на баланс комитета по управлению имуществом Саратова. В сентябре 2016 года 12-й Арбитражный апелляционный суд посчитал, что здание незаконно вывели из хозяйственного ведения МУП «Городские дороги плюс». Вместе с тем судьи решили, что вернуть этот объект недвижимости «в натуре» нельзя. Дело в том, что комитет по управлению имуществом давно передал его в хозяйственное ведение МУП «Городское бюро технической инвентаризации». И это предприятие уже сделало в здании хороший ремонт, перевезло туда архивы и начало осуществлять уставную деятельность.

Ремонт, как следует из материалов дела, подкрепленных документами, по стоимости в четыре-пять раз превышал балансовую оценку самого здания на Театральной площади. Косвенно солидные вложения в объект недвижимости подтверждают и оценщики, нанятые конкурсным управляющим Кручининым. Согласно экспертному заключению ООО «Средневолжская оценочная компания», здание стоит теперь более 7 млн рублей. И Кручинин хотел бы вернуть его в конкурсную массу и продать. Со своими притязаниями он дошел уже до кассационного суда в Казани.

Там согласились, что апелляционная инстанция правильно применила разъяснения совместного Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, сделанные в далеком 1996 году. В них указано, что при разрешении споров необходимо учитывать, что собственник не наделен правом изымать, передавать в аренду либо иным образом распоряжаться имуществом, находящимся в хозяйственном ведении государственного (муниципального) предприятия. И что акты органов власти по распоряжению имуществом, принадлежащим государственным (муниципальным) предприятиям на праве хозяйственного ведения, должны признаваться недействительными, если предприятие того потребует.

Суд отсылал всех заинтересованных лиц и к другим правовым документам, где сказано, что даже если имущество было отдано органам власти предприятием добровольно за три года до принятия заявления о признании должника банкротом, его следует вернуть в конкурсную массу, чтобы затем выставить на торги.

Суд мог отказать конкурсному управляющему Кручинину, только сославшись на Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ 2010 года. В этом документе конкурсному управляющему предписывалось доказать, что возврат имущества в муниципалитет был совершен с целью причинить вред будущим кредиторам; в результате изъятия этого имущества кредиторы действительно пострадали, причем в муниципалитете знали (или должны были знать) об этом. В случае недоказанности хотя бы одного из этих обстоятельств суд мог отослать конкурсного управляющего восвояси. В Арбитражном суде Саратовской области так и сделали. Но апелляционная и кассационная инстанции поверили истцу в лице конкурсного управляющего на слово. Сделку по возврату здания на Театральной площади, д. 3 в муниципалитет они признали недействительной.

Сараев рискует стать Аксененко

Из судебных решений известно, что конкурсный управляющий пытается вернуть в конкурсную массу МУП «Городские дороги плюс» 10 объектов недвижимости общей площадью около 2520 кв. метров. Должник давит на судей информацией о том, что им еще не погашена задолженность перед налоговой службой – на 45 млн рублей, а вся кредиторская задолженность составляет 167 млн рублей.

Формировать конкурсную массу должника и продавать ее конкурсный управляющий обязан, учитывая интересы кредиторов и общества. Даже если муниципалитет по воле судов вернет все свои 10 зданий МУП «Городские дороги плюс», денег, чтобы расплатиться с кредиторами, Кручинину не хватит. Уже понятно, что продаст он их по цене 1–3 млн рублей. Кто от таких продаж выиграет?

Так как доходы от продажи имущества должника распределяются пропорционально между всеми кредиторами, налоговая служба не получит от него всю свою недоимку. А вот у десятка общественных саратовских зданий появятся частные собственники. Эти частные собственники быстро сообразят, что земля под объектами недвижимости предназначена под многоэтажную застройку. На Советской, 65, по крайней мере, это так. И скоро здесь может появиться очередная саратовская высотка.

Глупо думать, что обыкновенные жители Саратова начнут дотошно разбираться, откуда да от кого пошла та цепочка юридических и административных действий, которые привели к фактическому разбазариванию имущества Саратова. Но скандал с разбазариванием начинается во время правления Валерия Сараева. Ну, и чем будет отличаться молва о его администрации от той, что осталась после администрации Юрия Аксененко, где вор на воре сидел и казну грабил?

У Саратова, правда, есть маленький шанс, оставленный кассационной инстанцией. При разборе дела о правомерности изъятия здания на Театральной площади из хозяйственного ведения и возврате его МУП «Городские дороги плюс» судьи решили, что в первой инстанции должны рассмотреть в обособленном споре уже не возврат объекта в натуре, а возможность выплаты за него денежной компенсации. Юристам администрации придется биться за то, чтобы она оказалась не больше остаточной стоимости. Ведь ремонт-то делал уже другой МУП. Кстати, получивший в хозяйственное ведение здание на Театральной МУП «Городское бюро технической инвентаризации» тоже может обанкротиться.

И пляж под угрозой?

Летом 2009 года комитет по земельным ресурсам администрации г. Саратова заключил с МУП «Городские дороги плюс» договор аренды острова, где расположен пляж «Городские пески» (площадью 148063 кв. м), сроком на 10 лет. И если этот договор до сих пор остается в силе, то конкурсный управляющий Алексей Кручинин вполне может переуступить право аренды на ближайшие три лета какому-нибудь частному лицу.